Лидеры продаж автомобилей в году. Всего по России

Экономическая ситуация в России и в мире выправляется, и рынок в этом плане – хороший индикатор. Однако о массовом возвращении покупателей в дилерские салоны говорить еще рано. Анализ рынка автомобилей продемонстрировал, что из пяти проданных автомашин сегодня лишь один является новым.

Анализ динамики рынка подержанных автомобилей в 2017 году

Данные, опубликованные аналитическим агентством «АВТОСТАТ», свидетельствуют о следующем: в июле 2017 года продажи подержанных автомобилей в России составили 453,9 тыс. единиц, что на 0,9 % меньше, чем в предыдущем году. Хотя, строго говоря, выборочные данные одного месяца слабо связаны с годовым трендом. Тем не менее, как видно из Таблиц 1 и 2, в целом вторичный рынок автомобилей начинает реагировать положительно (+0,8 %) на постепенное улучшение экономической ситуации.

Лидером вторичного рынка автомобилей неизменно является российская марка LADA, удельный вес которой составляет 27 % от общего объема (121,7 тыс. экземпляров), пока на 2,9 % меньше, чем год назад.

Лидером среди иностранных автомобилей также стабильно держится Toyota (51,1 тыс. экземпляров и минус 3,0 %). В тройке лидеров представлен и другой японский бренд – Nissan – с показателем 24,7 тыс. автомашин (+0,5 %).

Как свидетельствует , в ТОП-10 автомобильного рынка заметно затормозили рост четыре бренда: LADA, Toyota, Ford, Mitsubishi. Остальные шесть марок имеют «плюс», причем у четырех брендов прирост весьма приличный (KIA, HYUNDAI, RENAULT, VOLKSWAGEN).

Среди моделей, как в предыдущий период, лидирует хэтчбек LADA 2114, несмотря на то, что объем его продаж на вторичном рынке упал (806 186, -1,1 %). Второе место в модельном рейтинге занял седан LADA 2107 (80 228, -5,4 %). На третьей позиции закрепилась модель Ford Focus (73 270, +2,2 %), которая оказалась лучшей среди подержанных иномарок.

В числе лидеров роста на рынке автомобилей также LADA 2170 (+4,5 %) и Hyundai Solaris (+28,7 %). На редкость высокие темпы роста продаж модели Hyundai Solaris объясняется ее растущей популярностью. В течение нескольких лет она является также одним из лидеров первичного рынка.

Выделим, как статистически наиболее представительный, общий итог продаж легковых автомобилей с пробегом за семь месяцев 2017 года (2 946 472 шт., +0,8 %).

Таблица 1 . ТОП-10 рынка легковых автомобилей с пробегом в июле по маркам (шт.):

марка

июль’17

июль’16

7 мес.’17

7 мес.’16

Всего по России

2 946 472

2 922 914

Таблица 2 . ТОП-10 рынка легковых автомобилей с пробегом в июле по моделям (шт.):

модель

июль’17

июль’16

7 мес.’17

7 мес.’16

Всего по России

2 946 472

2 922 914

Анализ рынка легковых автомобилей в России в 2017 году

Сравнительная динамика продаж новых автомобилей в 2014–2017 гг. представлена на рисунке 1 .

Отметим ускорение продаж новых автомобилей по месяцам 2017 года: в марте рост составил +9,4 %, в апреле +6,9 %, в мае +14,7 %, в июне +15 %. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в июне 2017 года в России продано 141 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. Превышены не только результаты июня 2016 года (123 тыс. авто), но и данные двухлетней давности (140 тыс. авто).

При анализе рынка общий итог первого полугодия – 718,5 тыс. новых автомобилей, что на 6,9% больше, чем в 2016 году. Реальная динамика опережает скромный прогноз АЕБ, которая в начале года оценивала рост рынка на 4–5 %. Есть основания надеяться, что в оставшиеся месяцы 2017 года ситуация не ухудшится.


Рисунок 1. Продажи новых автомобилей в России в 2014–2017 гг.

В таблице 3 приведена сравнительная статистика продаж отдельных марок легковых и легких коммерческих автомобилей в первом полугодии 2016 и в первом полугодии 2017 года.

Из полусотни действующих брендов, входящих в статистику АЕБ, в первом полугодии почти половина производителей фиксировала прирост продаж. В первой десятке рейтинга отмечается положительная динамика у восьми марок, причем Лада, Kia, Hyundai, Renault и Volkswagen продемонстрировали двухзначные показатели динамики, от +10 до +22 %. Согласно анализу рынка, среди крупнейших поставщиков не смогли выйти в плюс только японские марки Toyota и Nissan, хотя их отставание от прошлогодних результатов ослабевает.

Укрепление рубля оказало отрицательное влияние на : Mercedes, Lexus, Audi, Land Rover и даже Porsche в текущем году потеряли значительную часть покупателей, хотя BMW, Volvo и Infiniti благодаря обновлению моделей сумели нарастить спрос.

Самой востребованной моделью является Kia Rio. За первое полугодие 2017 года продано 46 тыс. автомашин против 39,5 тыс. в предыдущем году. Набирает темпы продаж Лада Гранта: в июне реализовано 8,6 тыс. автомобилей вместо 7,2 тыс. в том же месяце 2016 года, причем результат полугодия – 42 тыс. автомашин. Бронзовый призер – Лада Веста (35 тыс. авто). Среди кроссоверов в лидерах Hyundai Creta (24 тыс. кроссоверов), имеющая пятое место абсолютного рейтинга.

Таблица 3. в России в январе – июне 2017 года (в сравнении с тем же периодом 2016 года):

Марка

6 месяцев 2017 года, шт.

6 месяцев 2016 года, шт.

Динамика

нет данных

нет данных

* Продажи начались в марте 2016 года

Анализ рынка грузовых автомобилей в 2017 году



Рисунок 2. Продажи новых грузовых автомобилей «большой семерки».

На рисунке 2 представлена история изменения продаж 2016/2015 «большой семерки». Таблицы 4–7 позволяют провести анализ рынка автомобилей в 2016 году в сравнении с данными 2015 года.

Как следует из таблицы 4 , продажи коммерческих автомобилей после длительного падения оживают. вырос в 2016 году на 4,2 %, причем одни марки преуспевали (хороший рост показали КАМАЗ, MAN, Volvo, DAF, IVECO), другие заметно потеряли в росте. Проявилась явная тенденция – сокращение продаж азиатских грузовых машин. Европейскую семерку лидеров неизменно возглавляет Scania. Далее следуют MAN и Mercedes. Если говорить о рынке тягачей в целом, то здесь в лидерах новый КАМАЗ-5490 с кабиной от Mercedes, сумевший обогнать MAN TGS.

Согласно анализу рынка, скромные показатели продаж у «грузового» бренда Renault Trucks, который принадлежит концерну Volvo, однако появилась надежда на исправление ситуации, так как руководство концерна предпринимает неординарные меры по возрождению марки в России.

На рынке легких коммерческих автомобилей (см. таблицу 6), ситуация в целом практически стабилизировалась. В то же время наблюдается резкое разделение динамики. С огромным отрывом лидирует Газель Next (рост на 40,4 %), на 27 % снизились продажи фургонов Mercedes Sprinter Classic. Примерно настолько же выросли продажи модели Ford Transit.

У рынка автобусов (таблицы 8, 9) произошел значительный рост продаж (на 15 %), обусловленный крупными заказами на автобусы марок ЛиАЗ и МАЗ. При этом укороченный ЛиАЗ-4292 Kursor, едва появившись на рынке, с ходу захватил четвертое место в рейтинге моделей.

Таблица 4. Продажи грузовиков (полной массой свыше 3,5 т), шт.:

Марка

2016 г.

2015 г.

Динамика, %

Таблица 5. Продажи новых грузовых автомобилей по моделям, шт.

Марка, модель

2016 г.

2015 г.

Динамика, %

Mercedes Actros

Mitsubishi Canter

Таблица 6. Продажи новых легких коммерческих автомобилей (полной массой до 3,5 т), шт.

Марка

2016 г.

2015 г.

Динамика, %

Таблица 7. Топ-10 моделей легких коммерческих автомобилей (полной массой до 3,5 т), шт.

Марка, модель

2016 г.

2015 г.

Динамика, %

Газель Next

Лада Ларгус

Mercedes Sprinter

Таблица 8. Продажи новых автобусов, шт.

Марка

2016 г.

2015 г.

Динамика, %

Таблица 9. Топ-10 моделей автобусов, шт.

Марка, модель

2016 г.

2015 г.

Динамика, %

Прогноз рынка автомобилей в России на 2018 год

Как говорят китайцы, прогнозировать трудно, особенно будущее. Тем не менее без прогноза деловая жизнь невозможна.

Аналитики сходятся в едином мнении: в 2018 году продажи на автомобильном рынке России продемонстрируют значительный рост. Позитивный настрой подкрепляется рядом факторов:

    Укрепление рубля, которое будет способствовать стабилизации цен на автомобили.

    Рост доходов населения, за которым неизбежно последует увеличение спроса.

    Снижение стоимости заемных ресурсов благодаря снижению ключевой ставки Центробанка РФ.

Выделим немаловажный фактор – поддержка со стороны государства. Программа утилизации подержанных автомобилей привела к стабилизации продаж во время кризиса. В дальнейшем данный инструмент ускорит восстановление отечественного рынка, уверяют эксперты.

В сложившихся условиях продажи автомобилей по итогам 2017 года увеличатся на 5–10 %.

Эксперты «АвтоВАЗ» ожидают итоговый рост продаж своей продукции до 10 % в текущем году. В 2018 году рост рынка значительно ускорится благодаря постепенному улучшению экономической ситуации в стране.

С подобными оценками соглашаются зарубежные эксперты, которые учитывают влияние психологических факторов. Потребители практически адаптировались к новым ценам на авто, и это также будет способствовать росту продаж в 2018 году.

В то же время чрезмерный рост цен может ослабить спрос. Главным источником риска остается валютный рынок, который может спровоцировать резкий скачок стоимости автомобилей.

Для анализа рынка автомобилей требуется изучить большой объем информации, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Предлагаем вам ознакомиться с нашей базой информационно-аналитических продуктов рынка коммерческих автомобилей. Статистические отчеты и маркетинговые исследования, подготовленные специалистами компании «VVS», помогут Вам четко ориентироваться в том, какие виды транспорта наиболее востребованы, кто является Вашим потенциальным покупателем, в каком регионе/стране предпочтительнее развивать бизнес.

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Уходящий год, безусловно, стал переломным для российского авторынка, который после четырех лет падения постепенно восстанавливается. Напомним, в феврале спрос на новые автомобили достиг дна, после чего стал показывать непрерывный рост, а с мая - даже в двукратных величинах. За январь-ноябрь продажи легковых машин и LCV увеличились на 12%, до 1,43 млн единиц, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Годовой результат, по прогнозу АЕБ, составит 1,58 млн автомобилей, что на 11% больше по сравнению с 2016 годом.


Впрочем, достаточно активный рост обусловлен исключительно прошлыми антирекордами, и на самом деле российский авторынок все еще находится на очень низком уровне. Достаточно сказать, что показатели «успешного» 2017 года оказались почти вдвое меньше докризисного 2013-го, когда в России было продано 2,94 млн машин.

Как говорит заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев, основными факторами, позволившими авторынку преодолеть кризис, являются отложенный спрос за периоды «низкого рынка» в 2014–2016 годов, регулярное продление программ господдержки в авторитейле, а также повышение локализации у крупнейших объемообразующих брендов масс-сегмента, таких как Kia, Hyundai, Skoda и Volkswagen. «Наш прогноз на декабрь, в случае отсутствия глобальных потрясений в валютном секторе - на уровне динамики ноября, так как сокращение ряда программ господдержки компенсируется традиционным предновогодним ралли», - отметил он.

Безусловным лидером на российском авторынке остается АВТОВАЗ, реализовавший в январе-ноябре 279 тыс. машин (+17%). Для сравнения, это на 110 тысяч больше, чем у ближайшего преследователя - корейской Kia. При этом несмотря на то, что продажи автомобилей Lada начали расти раньше рынка (с июля 2016-го), тольяттинцы продолжают наращивать свою долю, практически достигнув целевых 20%. На самом АВТОВАЗе успехи связывают с развитием модельного ряда Lada и производственных площадок в Тольятти и Ижевске, усилением дилерской сети, гибкой маркетинговой политикой и .

Увеличению доли Lada среди прочего способствуют длительная стабильность цен, а также большой выбор различных типов трансмиссий, моторов и опций, добавляет директор по продажам Lada в ГК «Терра-Авто» Игорь Бадер. По его мнению, сокращение программ господдержки в 2018 году не должно сильно сказаться на позициях АВТОВАЗа, поскольку, к примеру, Lada Vesta уже несколько месяцев не участвует в льготных программах утилизации и трейд-ин, по другим моделям они обеспечивают порядка 5% продаж, однако сокращение программ не нанесло существенного ущерба спросу.

В сегменте иномарок продолжают господствовать корейские Hyundai и Kia, которые совместно уже обошли АВТОВАЗ по объему реализации. За 11 месяцев нынешнего года покупателей в России нашли 169 тыс. автомобилей Kia (+24%) и 143 тыс. машин Hyundai (+9%). Таким образом, для конкурентов «корейцы» по-прежнему остаются вне досягаемости: позади них Renault (122,1 тыс. шт., +19%), Toyota (83,4 тыс. шт., -1%) и Volkswagen (79,1 тыс. шт., +19%).

«Hyundai и Kia удерживают лидерские позиции в сегменте иномарок благодаря двум основным факторам - высокой степени локализации производства в России, позволяющей лишь минимально повышать цены, и лучшему сочетанию цена/опции, дающему клиенту возможность получить больше автомобиля за сопоставимые деньги. Кроме того, надежность и пятилетняя гарантия являются визитной карточкой указанных брендов. Свою роль играет и оперативный выход новинок и обновлений текущих бестселлеров», - комментирует Александр Зиновьев.

Операция «Преемник»

Между тем в рейтинге самых популярных моделей на российском авторынке вновь сменился лидер. Напомним, в прошлом году титул бестселлера впервые завоевала иномарка - это звание досталось Hyundai Solaris, сместившей с верхней строчки автомобильного чарта вазовскую Гранту. В 2017 году лидером продаж стал Kia Rio, продажи которого в январе-ноябре выросли на 14%, до 90,5 тыс. единиц. На втором месте остается Lada Granta с показателем 83,4 тыс. реализованных автомобилей (+6%). А «бронзу» впервые получила Lada Vesta, чей результат составил 69,3 тыс. машин (+44%). Стоит отметить, что с выходом нового универсала Lada Vesta SW и его внедорожной версии Vesta SW Cross флагманское семейство АВТОВАЗа по итогам ноября впервые вышло на второе место в рейтинге российских бестселлеров, обогнав Гранту. Как отмечает Игорь Бадер, в дальнейшем позиции вазовского бюджетника во многом будут зависеть от планируемого рестайлинга модели, который ожидается в следующем году.

По мнению консультанта-аналитика Frost & Sullivan Ивана Кондратенко, Lada Granta сохранит сильные позиции на рынке, оставаясь в числе лидеров благодаря своей конкурентной цене на фоне сокращения программ господдержки. При этом предпочтения покупателей будут и дальше смещаться в сторону более современных автомобилей.

Топ-25 самых продаваемых моделей автомобилей в России (данные АЕБ)

# Модель Январь-ноябрь
2017 2016 Изм.,%
1. Kia Rio 90 491 79 633 14
2. Lada Granta 83 384 78 953 6
3. Lada Vesta 69 336 48 160 44
4. 63 673 82 338 -23
5. 49 406 17 927 176
6. Volkswagen Polo 42 994 43 390 -1
7. Renault Duster 39 012 40 105 -3
8. Lada Largus 30 090 26 460 14
9. Toyota RAV4 29 740 28 445 5
10. Lada XRAY 29 583 17 299 71
11. Chevrolet Niva 27 796 26 727 4
12. Renault Kaptur 27 746 10 216 172
13. Renault Logan 27 306 26 541 3
14. Renault Sandero 27 277 25 524 7
15. Skoda Rapid 26 648 23 458 14
16. Lada 4x4 25 936 24 720 5
17. Toyota Camry 25 288 25 535 -1
18. Volkswagen Tiguan 24 383 9 029 170
19. Kia Sportage 22 431 17 264 30
20. Skoda Octavia A7 20 594 19 719 4
21. Lada Kalina 18 166 19 238 -6
22. Nissan X-Trail 18 127 16 310 11
23. Nissan Qashqai 17 856 16 892 6
24. Datsun on-DO 17 343 12 046 44
25. Mazda CX-5 16 715 14 008 19

А вот прошлогодний бестселлер Hyundai Solaris выпал из тройки лидеров, заняв лишь четвертое место в рейтинге продаж. В январе-ноябре эту модель выбрали 63,7 тыс. российских покупателей, что на 23% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. И это при том, что в феврале на рынок вышел новый Solaris, правда, со сменой поколений модель лишилась кузова хэтчбек и сегодня предлагается только в четырехдверном исполнении. Именно этим и объясняется падение продаж Соляриса в сравнении с прошлым годом, ведь на хэтчбеки раньше приходилось примерно 25% реализации модели. В то же время продажи новых седанов, по данным «Хендэ Мотор СНГ», выше, чем в предыдущем поколении. В свою очередь, Александр Зиновьев отмечает, что если в аналогичных комплектациях, то у последнего будет небольшое преимущество в цене, к чему крайне чувствителен потребитель в данном сегменте.

Кстати, без традиционного кузова хэтчбек осталась и модель Kia Rio, которая с августа также стала доступна в . Сначала новинка появилась в продаже в четырехдверной версии, а в ноябре на рынке стартовал , который отличают увеличенный до 170 мм клиренс, адаптированные настройки подвески, а также защитный пластиковый обвес. Растущий спрос на псевдокроссоверы должен укрепить лидерство модели Rio на российском рынке в дальнейшем.

Заслуженное признание

В сегменте SUV, который является крупнейшим на российском авторынке, также новый бестселлер. Это, конечно же, кроссовер Hyundai Creta, который, напомним, в первый же месяц продаж в августе 2016-го. Однако получить пальму первенства по итогам года он смог только сейчас, завершив, таким образом, многолетнее господство Renault Duster, лидирующего в этом сегменте в 2013–2016 годах. Так, в январе-ноябре реализация Креты с учетом низкой базы выросла в 2,8 раза, до 49,4 тыс. машин. Дастер за тот же период разошелся в количестве 39 тыс. единиц, при этом спрос на него снизился на 3%. Впрочем, часть покупателей у него явно перетянул другой, более современный кроссовер этой французской марки - Kaptur, чьи продажи активно набирают обороты. По итогам 11 месяцев 2017-го он входит в пятерку самых популярных моделей SUV в России с показателем 27,7 тыс. реализованных машин (рост в 2,7 раза). Таким образом, Kaptur уже практически догнал Chevrolet Niva, чей результат составил 27,8 тыс. автомобилей (+4%), и сократил отставание от Тойоты RAV4, на которой остановили свой выбор 29,7 тыс. покупателей (+5%).

«Лидерство Креты ожидаемо ввиду ее новизны и цены, которая ниже, чем у большинства конкурентов с подобным уровнем технологического оснащения. Снижение продаж Дастера случилось из-за того, что модель без существенных изменений находится на конвейере почти 10 лет и на фоне конкурентов уже является довольно устаревшей, хотя и сравнительно дешевой. На мой взгляд, отчасти из-за отсталости Дастера, Kaptur набирает популярность среди поклонников марки Renault в России и в следующем году имеет шансы обогнать его. Toyota RAV4, которая почти в два раза дороже, чем Creta, имеет стабильную позицию на российском рынке, но без претензий на большее», - констатирует Иван Кондратенко.

Как заявил «За рулем.РФ» управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев, у Креты очень высокие шансы сохранить свое лидерство в следующем году. В первом квартале будущего года на заводе компании в Санкт-Петербурге стартует производство . Автомобиль получит новые сочетания коробок передач и двигателей, также в течение года будут доступны пакеты опций, разработанные в соответствии с запросами клиентов.

В апреле-мае следующего года в России стартуют продажи внедорожника Skoda Kodiaq локального производства. Напомним, с июня новинка поставляется к нам из Чехии только в топовых версиях по цене от 2 млн рублей, а с началом местной сборки Skoda сможет расширить линейку двигателей и вариантов комплектаций для этой модели, в том числе с передним приводом. Ежегодно планируется продавать до 30 тыс. таких автомобилей, что вполне сопоставимо с текущим уровнем реализации лидеров сегмента SUV. По мнению экспертов, даже если локализация производства позволит снизить начальную стоимость Kodiaq до 1,5 млн рублей, как заявлялось ранее, он все равно будет дороже или на уровне цен конкурентов, таких как Kia Sportage и Nissan X-Trail.

«В первую очередь необходимо понять, насколько существенное влияние окажет локальное производство на итоговую цену Skoda Kodiaq для конечного потребителя. В то же время в этом ценовом сегменте конкуренция очень серьезная, и говорить о том, что новинка сможет потеснить конкурентов, пока рано», - считает Александр Зиновьев.

Расслоение авторынка

Сегмент автомобилей премиум-класса, который оказался более устойчив к кризисным явлениям в прошлые годы, в 2017-м, напротив, показывает более низкую динамику спроса, а некоторые премиальные марки и вовсе снижают продажи на растущем рынке. Практически все представители пятерки лидеров по итогам 11 месяцев 2017 года оказались «в минусе»: Mercedes-Benz (-2%), Lexus (-3%), Audi (-19%), Land Rover (-3%), и только BMW смог нарастить реализацию (+8%). Стоит также отметить успехи Volvo и Infiniti, чьи продажи с начала года выросли на 20% и 12% соответственно.

Как говорит руководитель отдела продаж АЦ Беляево Павел Филиппов, кризис затрагивает в первую очередь автомобили среднего и нижнего ценового сегментов. Премиум-сегмент начинает падать позднее, но это падение, в отличие от более дешевых категорий, происходит глубже, с более длительным выходом на прежние показатели продаж. «Доходы и покупательская способность населения упали, и многие клиенты, которые ранее владели машинами премиум-класса, сегодня пересаживаются на более бюджетные модели, но зато новые автомобили. Доход от продаж в премиум-сегменте упал в разы, и если бы дилеры не создавали искусственный ажиотаж за счет дисконта и специальных предложений, то это падение было бы еще большим. Ожидать роста продаж премиальных автомобилей не стоит - в лучшем случае произойдет замедление падения или стагнация», - рассуждает эксперт.

А вот в ГК «АвтоСпецЦентр» прогнозируют на 2018 год небольшой рост в премиальном сегменте за счет выхода большого числа новых моделей. По словам Александра Зиновьева, подстегнуть спрос смогут интересные новинки будущего года - Audi A6, Audi Q8, BMW X7, BMW X2, новый Porsche Cayenne, обновленные Infiniti QX50 и QX80.

Неубиваемая ГАЗель

На рынке легких коммерческих автомобилей 2017 год ознаменовался выходом нового легкого грузовика УАЗ Профи грузоподъемностью 1,5 тонны, который должен составить конкуренцию ГАЗели. С октября новинка доступна в продаже с однорядной и двухрядной кабиной, в том числе и с полным приводом. Также недавно УАЗ выпустил битопливную модификацию Профи, работающую на бензине и газе. Стоит отметить, что новый ульяновский грузовичок стал самым доступным предложением в сегменте полуторатонников - его стоимость начинается от 749 тыс. рублей, без учета спецпредложений. Для сравнения, цена ближайшего конкурента - бортовой ГАЗели Бизнес - стартует от 865 тыс. рублей.

Впрочем, выход на продажах ГАЗелей никак не сказался, заявляют в пресс-службе «Группы ГАЗ». По данным компании, продажи бортовых ГАЗелей Бизнес, а Профи называли «убийцей» именно этой модели, в октябре-ноябре 2017 остались на уровне прошлого года. Совокупные же продажи бортовых грузовиков ГАЗ (ГАЗель Бизнес и ГАЗель Next) выросли за эти же два месяца на 25%.

В низком ценовом сегменте LCV опциональный состав автомобиля, на который делают упор разработчики УАЗ Профи, практически не оказывает влияния на решение о покупке, отмечают, с свою очередь, дилеры ГАЗа. По их словам, главное для покупателя здесь - способность автомобиля перевезти 1,5–2 тонны груза или рабочую бригаду, проехать в место погрузки/разгрузки, и именно по этим показателям Профи уступает ГАЗели.

В октябре на российский рынок вышел стоимостью от 2 млн руб. Еще одной новинкой в сегменте LCV стал , который поступит в продажу в конце декабря в двух модификациях - пятиместный грузопассажирский автомобиль (819 тыс. руб.) и коммерческий фургон (814 тыс. руб.). Эта модель должна занять нишу между фургоном Lada Largus (от 500 тыс. руб.) и Peugeot Partner с Citroen Berlingo (от 1,2 млн руб.). В свою очередь, PSA Group в первом квартале 2018 года начнет выпускать в России фургоны Peugeot Expert и Citroen Jumpy нового поколения, а в дальнейшем на калужском конвейере к ним добавятся пассажирские микроавтобусы Peugeot Traveller и Citroen SpaceTourer.

«УАЗ сделал смелый ход с запуском модели Профи, но вряд ли она способна существенно ослабить позиции ГАЗа на рынке LCV. Поэтому неоспоримое лидерство ГАЗели, думаю, будет продолжаться и в 2018 году. Renault Dokker будет конкурировать с родственной Lada Largus, а Citroen Jumpy и Peugeot Expert займут свою небольшую нишу компактных LCV», - комментирует Иван Кондратенко.

Не хватает уверенности

Что касается прогнозов на 2018 год, то динамика российского авторынка во многом будет зависеть от объема господдержки. Уже известно, что программы утилизации и трейд-ин свернут, отказалось правительство и от льготных автокредитов. В 2018 году будут возобновлены только адресные программы «Первый...» и «Семейный автомобиль» , однако их предварительный бюджет рассчитан на продажу лишь 55 тыс. машин. Для сравнения: в уходящем году с помощью различных мер господдержки реализовано порядка 750 тыс. автомобилей, что обеспечило почти половину всех продаж. В случае сокращения мер стимулирования спроса авторынок может вновь столкнуться с падением продаж, которое будет усугубляться продолжающимся ростом цен.

Как говорят в пресс-службе Kia, программы господдержки - это эффективный инструмент, позволяющий сократить разницу между темпами роста цен на автомобили и роста доходов населения, которая сформировалась за 2014–2017 годы и достигла за этот период почти 30%. В компании полагают, что пока рынок не вернется хотя бы к среднегодовому уровню в 2 млн автомобилей, господдержка будет иметь очень важное значение.

В ГК «Авторусь» отмечают, что рост продаж, который наблюдается в последние месяцы, - это, скорее всего, его пиковые значения, обусловленные сезонной активностью дилеров. В будущем году авторынок прибавит в лучшем случае 8–10%.

А вот в Frost & Sullivan прогнозируют, что при оптимистическом сценарии развития рынка в 2018 году возможно сохранение уровня продаж в пределах 1,5 млн машин или минимальный рост. Но в целом, оценивая эффект программ господдержки на рынок в предыдущие годы, можно рассчитывать, что с их окончанием российский авторынок в следующем году вернется к некоторому снижению. Естественный же рост рынка наступит при условии, что ускорится экономический рост в стране и курс валют будет оставаться на стабильном уровне. «В этом случае даже в ситуации отмены мер по стимулированию автопродаж российский покупатель, который выжидал с покупкой новой машины, почувствует улучшение благосостояния и будет уверен в завтрашнем дне», - резюмирует Иван Кондратенко.

Фото: ИТАР-ТАСС, depositphotos.com и компании-производители

В 2017 году рынок продаж новых автомобилей по данным Комитета автопроизводителей АЕБ (Ассоциация европейского бизнеса) зафиксировался в хорошем плюсе. 11.9% роста по итогам года, что прибавило 169.946 единиц реализованных автомобилей в сравнении с 2016 годом.

За декабрь прошлого, 2017 года, было продано 166 тыс. машин, что на 14% или 20 тыс. штук больше, чем в заключительный месяц 2016 года.

Классический комментарий председателя комитета автопроизводителей АЕБ, Йорга Шрайбера звучит следующим образом:

«Динамика декабрьских продаж осталась в гармонии с предыдущими месяцами: продажи улучшились в процентах на двузначную величину по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Таким образом, несмотря на слабый старт в январе и феврале, за весь год продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 11,9% год к году до уровня 1 596 млн. штук. Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан». Что тут сказать, человек не теряет оптимизма. Хотя четких прогнозов ассоциация не дает. Предварительно рост может составить от 5 до 10%.

Впрочем, существуют и диаметрально противоположенные мнения на счет ближайшего будущего и среднесрочного периода развития рынка новых автомобилей в РФ, от стагнации, до отрицательных показателей. Дополнительно оптимизма вселяют прогнозы от крупных аналитических агентств, например, "Автостат". Рост будет, возможно умеренный, но в первую половину года рынок возможно укрепится.

Подведем итоги продаж автомобилей 2017 года в цифрах.

Всего, в 2017 году было продано 1.595.737 новых автомобилей. Это уровень 2009 года. Девять лет назад за календарный год было продано 1.4 млн. легковых автомобилей. Произошло глобальное падение рынка по сравнению с кризисным 2008 годом, сократив объем рынка на 50%.

Восстановление продаж не заставило себя долго ждать. В 2010 году рынок прибавил 30%, а в 2011 году было реализовано уже 2.6 млн. легковых автомобилей. Через год было продано 2.9 млн. машин.

Поэтому предположения Шрайбера о возможном росте продаж на фоне прошлого кризиса кажутся актуальными.

Среди лидеров по маркам автомобилей расклад сил практически не изменился с начала года:

Lada 311,588 шт. +17% *

Kia 181,947 ед. +22%

Hyundai 157,858 шт. +9%

Renault 136,682 шт. +17%

Toyota 94,238 ед. 0%

Volkswagen 89,469 ед. +21%

Nissan 76,000 шт. +8%

Skoda 62,302 шт. +12%

ГАЗ коммерческие автомобили 58,617 +5%

Ford 50,360 ед. +18%

*По сравнению с 2016 годом.

В пятерке лидеров АвтоВАЗ остался на первом месте, Kia, как и прежде занимает второе место, Hyundai - третье. Рено расположилось, как и года назад на четвертом, а Toyota на пятом месте. Единственное отличие от прошлогодних результатов, все марки показали значительную прибавку.

У остальных игроков на рынке может и не носят столь массовый характер, но падений в общей массе практически не наблюдается.

Самыми популярными моделями автомобилей в 2017 году стали:

Kia Rio 96 тыс. шт.


Lada Granta 93 тыс. шт.


Lada Vesta 77 тыс. шт.


Hyundai Solaris 68 тыс. шт


Hyundai Creta 55 тыс. шт.


Volkswagen Polo 48 тыс. ед.


Renault Duster 43 тыс. ед.


Lada Largus 33 тыс. шт.

Lada XRAY 33 тыс. шт.


Toyota RAV4 32 тыс. шт.


Двумя главными прорывами года можно назвать, модель Vesta, увеличение продаж на 22 тыс. единиц по сравнению с периодом 2016 года и кроссовер Creta, плюс 33 тыс. автомобилей. Отечественный кроссовер XRAY также показал себя очень неплохо. Если годом ранее было продано 20 тыс. автомобилей, то в 2017 году продажи составили 33 тыс. Прибавка на 13 тыс. единиц очевидна.

Самым большим разочарованием стали продажи Hyundai Solaris, минус 21 тыс. проданных автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Все статьи

В этом материале разберем, какие подержанные машины продаются в нашей стране чаще и дороже других.

Статистика продаж автомобилей с пробегом позволяет разделить машины на 4 категории - по маркам, моделям, годам производства и ценам, которые просят за авто продавцы.

Марки

По данным АВТОСТАТа на ноябрь 2017-го, 10 самых продаваемых марок в России - это:

  • Lada;
  • Toyota;
  • Nissan;
  • Hyundai;
  • Chevrolet;
  • Ford;
  • Volkswagen;
  • Renault;
  • Mitsubishi.

Российский автопром традиционно возглавляет рейтинг продаж машин с пробегом - наши авто гораздо дешевле иномарок и проще в обслуживании. В 2017-ом наши соотечественники продали и купили 1,4 миллиона автомобилей марки «ВАЗ».

Также новых владельцев обрели полмиллиона «Тойот». Японский бренд занимает вторую строчку рейтинга не напрасно - продажи растут, на смену приевшимся моделям приходят рестайлинги.

Третье место - «Ниссан». За 2017-й наши соотечественники продали и купили четверть миллиона машин японской марки.

Модели

Если вы собрались продавать Форд Фокус II, будьте уверены: машина найдет покупателя быстро. В десятке самых продаваемых авто по моделям сегодня:

  • LADA 2114;
  • LADA 2107;
  • Ford Focus;
  • LADA 2110;
  • LADA 2170 («Приора»);
  • LADA 4X4;
  • Toyota Corolla;
  • LADA 2112;
  • LADA 2115;
  • Hyundai Solaris.

Среди российских моделей сегодня чаще продаются «четырнадцатая» - 400 тысяч машин, «семерка» - 280 и «десятка», которых россияне продали 225 тысяч штук.

Очевидное лидерство среди иномарок у «Фокуса» - в этом году перепродали 125 тысяч автомобилей. Следом идет «Королла» - с молотка ушло 100 тысяч машин. Третье место по продажам занял «Солярис» - по вторичному рынку разошлись 70 тысяч авто.

Возраст

Статистика продажи б/у автомобилей по годам производства делится на 4 категории:

  • 8 лет и старше;
  • 6-7 лет;
  • 4-5 лет;
  • 3 года и младше.

40% проданных б/у машин - 8 лет и старше. Самые популярные машины сейчас - 2007-2009 годов выпуска. Чаще продают «Короллу» 2008 г.

Чуть менее популярны машины 2012-2013 годов выпуска. Они занимают четверть от всех проданных машин. Бесспорный лидер - «Фокус» 2012 г.

Следом идут автомобили 2010-2011 года выпуска, самый популярный из которых - «Солярис» 2011 г.

Машины 2014 года выпуска и младше владельцы пока выставляют неохотно. Впрочем, объявления уже есть. Лидер - тот же «Солярис», но уже 2014 года.

Цены

Статистика продаж подержанных автомобилей в России отслеживается также по ценам и их соотношению с пробегом.

Самый популярный диапазон - от 300 до 600 тысяч рублей. Это 36% от всех проданных на вторичном рынке машин.

Следующие по популярности - автомобили стоимостью до 300 тысяч рублей, например, отечественная «Гранта» 2013 г.в.

Затем идут машины, за которых владелец просит от 1 до 1,5 миллиона рублей. Лучшая машина за эти деньги - «Камри» 2012 г.в.

Наименее популярные - б/у авто по цене свыше 1,5 миллиона рублей. Здесь лидирует «Лэнд Крузер» 2008 г.в.

История автомобиля

Чтобы там ни говорили цифры статистики, проверяйте чистоту истории автомобиля, который вы продаете. От этого также зависит, как быстро машина уйдет с молотка.

Узнать, попадал ли авто в ДТП, когда его ремонтировали, и сколько на самом деле ему лет, можно с помощью сервиса Автокод. Сервис проверит автомобиль за 5 минут, нужно только знать гос.номер или VIN. Запустив проверку, вы также узнаете:

  • история пробег;
  • ремонтные работы;
  • данные ПТС и ОСАГО;
  • информацию о залоге, кредите, аресте;
  • историю штрафов;
  • информацию о работе в такси;
  • таможенную историю;
  • информацию о ТО.

Автомобиль в полном порядке - есть все шансы продать его за хорошие деньги. Но если проверка покажет, что у машины скручен пробег, наложены штрафы или не пройден технический осмотр, будьте готовы исправить положение или хотя бы сделать скидку. Ведь покупатель также может проверить машину перед встречей с вами.

Если вы профессионально занимаетесь перепродажей автомобилей, ознакомьтесь с нашим специальным предложением .

Самые продаваемые автомобили в России в 2018 году. Вслед за традиционно занимающей первое место Ладой, продавшей 360 тыс. авто (+15,6%), расположились: KIA - 228 (+25,1%), Hyundai - 178 тыс. (+12,9%) и Renault - 137 (+0,3%).
Тройка лидеров по концернам выглядит так: Avtovaz-Renault-Nissan, Hyundai-KIA Group, VW Group.
По динамике продаж среди крупных производителей лидируют: Mitsubishi - 86,6%, Skoda - 30,7% и KIA - 25,1%.
Наибольшие потери у: Datsun - -16,1%, Lifan - -11,0%, Audi - -3,9%.
В модельном ряду на первом месте Lada Vesta - 108 тыс. продаж (+40,2%), далее следуют Lada Granta - 106 тыс. (+13,5%) и KIA Rio - 100 тыс. (+3,6%).

Самые популярные машины у москвичей по итогам 2018 года: KIA Rio - 13,5 тыс. (+6%), Volkswagen Polo - 11,8 тыс. (+46%), Hyundai Solaris - 8,8 тыс. (-26%), Hyundai Creta - 7,9 тыс. (+4%), Skoda Octavia - 7,7 тыс. (+9%), Skoda Rapid - 6,6 тыс. (-5%), Volkswagen Tiguan - 6,4 тыс. (+19%), Toyota Camry - 5,7 тыс. (+6%), Nissan X-Trail - 5,2 тыс. (+17%), Renault Kaptur - 4,8 тыс. (+31%). Всего за данный период продажи составили 239 тысяи, что на 12% больше предыдущего года.

Предпочтения жителей Санкт-Петербурга за 2018 год: Hyundai Solaris - 5,5 тыс. (-17%), Volkswagen Polo - 5,4 тыс. (+10%), KIA Rio - 5,2 тыс. (+14%), Hyundai Creta - 4,5 тыс. (+5%), Lada Vesta - 3,3 тыс. (+46%), Volkswagen Tiguan - 3,1 тыс. (+16%), Mitsubishi Outlander - 3,1 тыс. (+17%), Skoda Rapid - 2,9 тыс. (-6%), Lada Largus - 2,7 тыс. (+31%), Renault Duster - 2,4 тыс. (-12%). Всего продажи составили 112 тысяч, что на 11% больше годичной давности.

Комментарии Йорга Шрайбера, Председателя Комитета автопроизводителей АЕБ: "Декабрь, с продажами на 5,6% лучше по сравнению с прошлым декабрем, подвел итог года, отмеченного 12 месячным периодом непрерывного роста. Таким образом, суммарно рынок в 2018 году достиг уровня 1,801 миллиона единиц, что составило плюс 12,8% по сравнению с предыдущим годом.
Перспектива на 2019 год не столь ясна. Увеличение НДС и возможное ужесточение санкций США создают существенные риски и неопределенности на рынке, в особенности в первом квартале. Однако, основываясь на предположении о неизменности правительственной политики и неизменности поддержки автомобильного сектора, участники рынка ожидают, что фундаментально спрос будет достаточно устойчив для удержания уровня продаж и выхода на рост в течение года. С учетом этого наш прогноз на 2019 год по рынку пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России составлен с небольшим улучшением, а именно 1,87 миллиона единиц, что на 3,6 % больше, чем в прошлом году".

На рынке подержанных легковых автомобилей, согласно аналитической компании "Автостат", перепродажи в 2018 составили 5,4 млн авто, это на 2,4% больше 2017 года.

Oб автомобилях и ценах.
  • По итогам 2018 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,4 млн рублей, что на 7,5% больше, чем в 2017 году. При этом средняя стоимость иномарки достигла 1,7 млн рублей, а отечественного автомобиля – 0,6 млн рублей.
  • Как сильно в России скручивают пробег?
    При перепродаже автомобилей их пробег занижается в среднем на 57 тысяч км. Чаще всего коррекции подвергаются японские и американские машины. Такая операция может увеличить стоимость автомобиля на 12-20%. Вероятность купить машину со скрученным пробегом наиболее высока при выборе автомобилей марки Chrysler, показало исследование Auto.Ru. В среднем километраж у машин этого производителя сокращают в 30,2% случаев. Следом идут марки Acura (27,9%), Dodge (25,7%), Pontiac (25%) и Honda (24,2%). Наименьший риск представляет покупка автомобилей Bentley (9,6%), Smart (10,2%) и Mini (6,6%).
    Чем старше автомобиль, тем больше фальсификация пробега. У годовалых машин километраж срезают на 21,6 тыс. км, у трехлетних почти на 40 тыс. км, а у 10-15 летних авто этот показатель доходит до 68 тысяч километров.

Продажи марок новых легковых автомобилей в России в 2018 году

1 Lada 360204 311588 15,6
2 KIA 227584 181947 25,1
3 Hyundai 178269 157858 12,9
4 Renault* 137062 136682 0,3
5 Toyota* 108492 94238 15,1
6 VW 106056 89469 18,5
7 Skoda 81459 62302 30,7
8 Nissan 80925 76000 6,5
9 ГАЗ ком.авт. 60677 58617 3,5
10 Ford 53234 50360 5,7
11 Mitsubishi 45391 24325 86,6
12 УАЗ* 41252 41632 -0,9
13 Mercedes-Benz 37788 36808 2,7
14 BMW 35619 30018 18,7
15 Mazda 31683 25910 22,3
16 Chevrolet 30021 32071 -6,4
17 Lexus 24312 23693 2,6
18 Datsun 20559 24510 -16,1
19 Audi 16216 16878 -3,9
20 Lifan 15097 16964 -11,0
21 Land Rover 9840 8883 10,8
22 Subaru 8032 6080 32,1
23 Volvo 7772 7011 10,9
24 VW ком.авт. 7689 6990 10,0
25 Mercedes-Benz ком.авт. 6345 6504 -2,4
26 Suzuki 6016 5001 20,3
27 Chery 5611 5905 -5,0
28 Peugeot* 5514 4931 11,8
29 Ravon 5184 15078 -65,6
30 Porsche 5118 4578 11,8
31 Honda 5113 2435 110,0
32 Infiniti 4654 4972 -6,4
33 Citroёn 3710 4377 -15,2
34 Geely 3352 2234 50,0
35 Haval 3213 1894 69,6
36 Zotye 3175 1088 191,8
37 Jaguar 2537 2173 16,8
38 MINI 2330 1580 47,5
39 Genesis 1831 1031 77,6
40 Jeep 1773 1274 39,2
41 Changan 1510 1411 7,0
42 DFM 1445 913 58,3
43 FAW 1417 553 156,2
44 Cadillac 1176 1365 -13,8
45 FIAT* 1135 2323 -51,1
46 Isuzu* 809 736 9,9
47 smart 689 934 -26,2
48 Iveco* 547 469 16,6
49 Foton* 362 534 -32,2
50 Hyundai ком.авт. 261 69 278,3
51 Brilliance 171 219 -21,9
52 HTM 144 99 45,5
53 SsangYong 142 123 15,4
54 Chrysler 74 9 722,2
55 Baw - 91 -
Всего 1800591 1595737 12,8
* Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по маркам, если LCV Самые продаваемые модели новых легковых автомобилей в России в 2018 году Для сортировки щёлкните по заголовку столбца.
1 Lada Vesta 108364 77291 40,2
2 Lada Granta 106325 93686 13,5
3 KIA Rio 100148 96689 3,6
4 Hyundai Creta 67588 55305 22,2
5 Hyundai Solaris 65581 68614 -4,4
6 VW Polo 59450 48595 22,3
7 Lada Largus 44072 33601 31,2
8 Renault Duster 41409 43828 -5,5
9 Skoda Rapid 35089 29445 19,2
10 Lada XRAY 34807 33319 4,5
11 Toyota Camry 33700 28199 19,5
12 VW Tiguan 33530 27666 21,2
13 Lada 4x4 32949 29091 13,3
14 KIA Sportage 32667 24611 32,7
15 Renault Sandero 31559 30210 4,5
16 Toyota RAV4 31155 32931 -5,4
17 Renault Logan 30285 30640 -1,2
18 Renault Kaptur 30042 30966 -3,0
19 Chevrolet NIVA 29235 31212 -6,3
20 Skoda OctaviaA7 25026 22648 10,5
21 Mitsubishi Outlander 24511 16828 45,7
22 Nissan Qashqai 23192 20223 14,7
23 Hyundai Tucson 23020 12011 91,7
24 Nissan X-Trail 22878 20626 10,9
25 Mazda CX-5 22594 18723 20,7
  • Ассоциация "Российские автодилеры" прогнозирует рост рынка в 2018 году на 6,5%, до 1,7 млн. единиц при условии сохранения госпрограмм и рыночной конъюнктуры.
  • По прогнозам Аналитическое агентство "Автостат" рост продаж может составить 10% при цене на нефть 65 долларов за баррель.
  • Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозирует рост рынка легкового автотранспорта в 2018 году примерно на 10%, до 1,75 млн. штук