Трехвальная коробка передач луи рено. С чего началась история Renault, и чего стоил первенец компании

Баловень судьбы из богатой семьи, юноша-мажор, как сказали бы сегодня, он увлекся идеями механического транспорта еще в детстве. Но в отличие от многих аристократов-современников, не ограничился участием в модных автогонках, а создал целую автоиндустрию. Великий француз Луи Рено был один из тех, кто дал нам автомобиль таким как он есть – массовым и надежным средством передвижения.

Бренд, который несут на себе автомобили крупнейшей французской компании – не просто фамилия основателя. Луи Рено стал тем, кто определил пути развития самого популярного транспорта ХХ столетия. Между тем, он пришел в автопром в его самые первые годы, когда наматывали свои первые тысячи километров, а для их производителя самым главным было просто выжить на рынке.

Чем бы дитя не тешилось…

Младшему сыну парижского промышленника Альфреда Рено и его почтенной супруги мадам Луизы-Берте на роду было написано стать коммерсантом: семья потомственных галантерейщиков располагала галантерейной фабрикой, торговым домом в Париже и заграничными филиалами.

На фото: Маленький Луи Рено с родителями

Но никто не думал, что младший из пяти детей променяет дамские кружева и гламурную фурнитуру на коптящие и стреляющие дымом утлые тележки со спицованными колесами.

Заметим – мальчишка родился в 1877 году, на дворе стоял конец ХIХ века, период особо интенсивного развития прикладной науки и техники. Биографы Рено любят рассказывать, как в одиннадцатилетнем возрасте он оборудовал свою детскую комнату электрическим освещением с лампой мощностью в 4 свечи, причем управлять работой кислотной аккумуляторной батареи можно было, не вставая из теплой постели – подумайте только, это был 1888 год!

Не отличаясь прилежанием в учебе, Луи еще в школьном возрасте сбегал с уроков, чтобы при посредничестве знакомого кочегара съездить в дальний рейс на паровозе – настолько не терпелось ему разобраться с устройством паровой машины. Но наступили уже 1890-е, в Германии Карл Бенц вовсю выпускал товарные образцы своего автомобиля с бензиновым мотором внутреннего сгорания, такие же двигатели Готлиба Даймлера ставили на лодки и дирижабли… И ДВС стали следующим объектом интереса для младшего сына потомственного галантерейщика.


На фото: Марсель Рено за рулем Voiturette

К счастью, несмотря на весьма скромные достижения в школьных делах, Луи рос башковитым парнишкой, посему его увлечение техникой семья посчитала оправданным и перспективным. Тяга младшенького к технике получила, так сказать, организационную и финансовую поддержку. Отец выделил сыну сарай в саду их загородного дома недалеко от Парижа, где тот мог бы заниматься своими шумными и неприятно пахнущими экспериментами. А в качестве объекта для них был специально куплен старый двигатель внутреннего сгорания марки Panhard.

Также Рено-старший познакомил своего любознательного ребенка – к тому времени уже выпускника школы – с известным конструктором паромобилей Леоном Серполле, который стал наставником начинающего великого технаря. Взамен юноша пообещал отцу, что получит хорошее – пусть даже и техническое – образование. Но выполнить обещанное не смог, и по причине целиком уважительной: проводя все свое время в мастерской Серполле и вышеупомянутом садовом сарае, абитуриент оказался не готов к поступлению в Высшую техническую школу и завалил все экзамены, кроме черчения. После чего был призван в армию. Службу в которой смог поставить на пользу своему увлечению.


На фото: Renault Type C 3 ½ HP Tonneau

По-взрослому

Во время военной службы Луи смог накопить денег, чтобы после возвращения «на гражданку» в 1898 году приобрести еще один «материал» для своих упражнений. Теперь им стал французский трицикл De Dion-Bouton c одноцилиндровым бензиновым моторчиком. Это был серийный образец, считавшийся по тем временам совершенным, но молодой изобретатель подверг его решительным доработкам.

Помимо мелкого апгрейда, он добавил ему четвертое колесо и создал полностью новую трансмиссию. На продуваемой всеми ветрами тележке появилась настоящая коробка передач – трехвальная, с кулачковым зацеплением шестерен. Это решало ключевую по тем временам проблему автомобилизма – невозможность преодолевать подъемы из-за недостатка тяги на ведущих колесах. Благодаря трехступенчатой трансмиссии хиленький моторчик получил возможность уверенно тащить машину по дорогам любого профиля. Еще одно принципиальное новшество на первом детище Луи Рено – карданный вал для передачи крутящего момента на заднюю ось, тогда как в ту пору традиционной была цепная передача, недолговечная и ненадежная.


На фото: Конвейер на предприятии Renault

Бизнес

Реальную отдачу от своих «механических практик» самодеятельный конструктор получил совсем скоро. За ужином в рождественский вечер Луи поспорил с друзьями, что его модернизированное детище сможет самостоятельно одолеть улицу Лепик на парижском Монмартре, известную своим крутым подъемом. Проверять отправились тут же, и пари разрешилось в пользу конструктора: автомобиль легко одолел непростой рельеф. Выигранные деньги были не главным обретением того вечера – не сходя с места Рено получил сразу 12 заказов на невиданный автомобиль, способный преодолевать крутые горки. Первый экземпляр был передан одному из клиентов незамедлительно, с еще не остывшим после штурма холма мотором. Так что день 24 декабря 1898 года можно считать историческим для всего мирового автопрома – машины перестали бояться подъемов и покупатели по достоинству оценили это.


На фото: Три брата Рено – Луи, Фернан и Марсель


Продажи росли – только победа в гонке Париж-Бордо принесла молодой компании 350 заказов на автомобили. Невиданный тираж для Европы на рубеже ХХ столетия! Между тем, автомобили с брендом Renault, быстрые в спорте, были удобными и практичными в повседневном пользовании.

Луи Рено, как и его заокеанский коллега и конкурент Генри Форд, в отличие от прочих современников, стремился зарабатывать не на дорогих и роскошных, а на простых и доступных автомобилях, и все модернизации на его производстве были подчинены идее снижения цены. А в чем-то великий француз оказался прозорливее Форда – если американец в то время «упирался» в свою одну-единственную утилитарную модель Ford Т, то Renault присутствовал и в сегменте роскошных престижных авто. В 1910-х годах каталоги моделей французской марки охватывали все тогдашние классы машин, для чего было создано, как сейчас бы сказали, 10 базовых платформ. К 1913-му году на заводах Рено было занято 5200 работников, выпускавших ежемесячно около 1000 автомобилей.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

На фото: Renault Type AX Tourer, Renault Type CB Coupe de Ville, Renault Type CB Coupe de Ville by Kellner et ses Fils, Renault Type CE 20/30 HP Limousine by Kellner et ses Fils

Имея достаточно свободных средств, Луи Рено начинает развивать производство в родственных сферах. На новых заводах и в цехах проектируются и серийно строятся двигатели для аэропланов, судовые машины, сельхозтехнику, автобусы, такси и грузовики собственной конструкции, в том числе и передовые для того времени «трехоски». Привлекая в свои КБ лучших конструкторов и технологов, Луи сам принимает участие в проектировании. Он лично патентует турбонаддув, барабанные тормоза, гидравлический амортизатор, раскладное сиденье.

Рено – это Франция

Позволила компании Луи Рено показать себя во всей красе. Для армии выпускали тяжелые грузовики и легкие «санитарки», авиамоторы и артиллерийские снаряды, санитарные носилки и бронетехнику. Легкий и маневренный танк Renault FT-17 стал одним из символов французского успеха в этой кровопролитной войне. Модель послужила образцом для копирования, в том числе и в Советской России.


На фото: Renault FT-17

Делу защиты страны от врага послужили даже такси Renault: история об их участии в обороне Парижа стала хрестоматийной. В сентябре 1914 года в ходе битвы у реки Марна возникла угроза захвата Парижа. Остановить немцев было некому: ближайшие резервы французов находились в самой столице, в полусотне километров от полей решающего сражения. Правительство уже эвакуировалось из столицы, но тут едва ли не впервые в мировой практике, показал свои военно-транспортные возможности автомобиль: Полиция Парижа мобилизовала 600 таксомоторов (по некоторым данным – около тысячи) – в основном это были ландо модели Renault AG-1.


Совершив по две ходки в течение дня и ночи, таксисты перебросили прямо на поле боя около 5000 бойцов с амуницией. Столица Франции была спасена. По итогам всей войны соотечественники назвали Рено «спасителем нации», появился эпитет: «Рено – это Франция». Родина удостоила Луи Рено своей высшей награды – Ордена Почетного легиона. В том же 1918-м молодая супруга Кристиана подарила 41-летнему миллионеру наследника – сына Жан-Луи.

Между двух Мировых

На волне успеха военных поставок Рено развивал свой бизнес. Став самым мощным автопроизводителем на родине, Automobiles Renault развернула деятельность за рубежом: за пределами страны было открыто 31 отделение компании.

1 / 4

Луи Рено (Louis Renault, 28 февраля 1877 — 24 октября 1944) — французский промышленник, один из основателей компании Renault (Рено).

Луи Рено родился на исходе XIX века. Сын преуспевающего мануфактурщика, делами отца он не интересовался, ни прилежанием, ни послушанием не отличался, был закоренелым прогульщиком и свободное время предпочитал проводить в механических мастерских. Доподлинно известно, что в 11 лет юное дарование электрифицировало свою комнату при помощи оригинальной батареи, у которой цинковые пластины опускались в кислоту посредством тяг, подвешенных у изголовья кровати. Годом позже любознательный школяр "зайцем" проехал на тендере локомотива экспресса Париж - Руан, изучая работу паровой машины. Об этом подвиге прослышал знаменитый конструктор дорожных паровиков Леон Серполе, пригласивший подростка поездить на его трицикле. Тот настолько проникся новыми ощущениями, что уговорил отца купить ему одноцилиндровый мотор "Рanhard", который был приспособлен для привода станков в личной мастерской Луи. Мастерская и сейчас остается одной из достопримечательностей Парижа как напоминание о том, с чего начиналась компания "Renault" - одна из самых мощных промышленных групп Франции.

Свой первый автомобиль он создал в 1898 году, вместе с двумя помощниками модифицировав автомобиль «De Dion-Bouton» с двигателем мощностью 3/4 л.с. Основными нововведениями были передача крутящего момента от двигателя через трёхскоростную коробку передач (конструкцию которой он запатентовал через год) с высшей прямой передачей и карданный вал. Эту машину он назвал «Voiturette» (Корзина).

Выиграв 24 декабря 1898 года пари с друзьями, что его машина сможет подняться вверх по склону Лепик на Монмартре, Луи Рено получил заказ на изготовление 13 подобных автомобилей. Видя коммерческий потенциал своего изобретения, он, вместе со своими двумя старшими братьями, Марселем и Фернаном, 25 февраля 1899 года основывал фирму «Société Renault Frères». Изначально управление компанией было возложено на старшего брата, Луи же взял на себя дизайн и конструкторскую работу, но с 1908 года, после ухода Фернана в отставку по состоянию здоровья, управление фирмой перешло к Луи (Марсель погиб во время автопробега Париж-Мадрид в 1903 году).

Став единственным владельцем, Луи Рено продолжил развивать компанию. Его изобретения, такие как гидравлический амортизатор и барабанный тормоз дошли до нынешних времён. С началом Первой мировой войны фирма перешла на производство необходимой для армии техники. После окончания Первой мировой войны Луи Рено был награждён Орденом Почётного Легиона. В 1918 году у Луи и его 21-летней жены родился сын — Жан-Луи.
К 1920 году фирма Рено производила широкий спектр техники: от малолитражных автомобилей, грузовиков и сельскохозяйственной техники до промышленных и судовых механизмов. В начале 20-х годов Луи реорганизовал концерн по принципу «вертикальной интеграции». Для увеличения производительности труда - ужесточил дисциплину на производстве. С 1934 года из-за снижения заработной платы, связанной с ужесточением трудовой дисциплины и экономическим спадом, начались волнения рабочих. Только вмешательство правительства в переговоры с рабочими позволило погасить конфликт. В связи с уступками рабочим у компании снизились доходы и Renault вынуждена вернуться к производству малолитражек.

C 1939 года Renault вновь стала одним из самых важных поставщиков для французской армии до падения Франции в 1940 году. Во время оккупации Франции во Второй мировой войне компания Renault оказалась под контролем немцев, и на ключевых должностях оказались люди из Daimler-Benz. После налёта союзников и уничтожения завода в марте 1942 года у Луи произошла афазия.
После освобождения Франции Луи Рено был арестован по обвинению в промышленном сотрудничестве с нацистской Германией и отправлен в тюрьму Френ, где он подвергся жестокому обращению. С проломленным черепом его доставили в госпиталь Вилль-Эврар, где он и умер 24 октября 1944 года в возросте 67 лет. Никакого расследования не производилось. Три месяца спустя компания Renault была национализирована.

В 1967 году единственный наследник Луи, его сын Жан-Луи Рено, получил небольшую компенсацию, однако Луи официально не реабилитирован.

После национализации компании она продолжела мощно развиваться и на сегодняшний день является национальным достоянием Франции.

Луи Рено был человеком весьма талантливым и легендарным, а после Первой мировой войны пребывал в статусе национального героя, точнее, «спасителя Франции». Однако история основателя одной из наиболее успешных автомобильных компаний трагическая.

Renault Voiturette первый, выпущенный Рено автомобиль

Луи Рено наверняка был по нраву тем, кто утверждает — для того, чтобы стать успешным или знаменитым, необязательно быть отличником. Луи таковым не был, учился в школе он крайне скверно. При этом он рос в многодетной, но очень состоятельной парижской семье, его отец был успешным предпринимателем, а мать происходила из знатного рода.

Луи Рено в школе был двоечником и так и не получил техобразования

Последнюю попытку засадить сына за парту и получить хоть какое-то образование делает отец Луи, он ставит перед сыном условие: тот поступает в техническую школу, а взамен получает гараж, некоторое оборудование, плюс знакомство с известным инструктором паромобилей Леоном Серполле. В результате Луи получил все, чего хотел и днями напролет пропадал в гараже или в мастерской Серполле, однако свою часть договора так и не выполнил. Он не смог пройти экзамены и пошел в армию.


FT-17- танк, который был выпущен во время Первой мировой войны

Вернувшись домой, Луи первым делом покупает автомобиль «Де Дион-Бутон». Хотя в полном смысле слова автомобилем это устройство не было. Некоторые называют его «самоходной трехколесной тележкой». Луи с удовольствием берется за переделку, и в итоге создает абсолютно новый автомобиль. Он был прежде всего четырехколесным, также Луи заменил цепи на карданный вал. Фактически именно с этого момента начинается карьера молодого автопроизводителя.

Заказ на первый автомобиль Рено получил по итогам пари

Луи гордился своим творением, однако далеко не все поверили в то, что его машина принципиально отличается от изначального варианта, спор превратился в пари. Луи поспорил, что его автомобиль сможет проехать по одной из самых крутых улочек Монмартра — Лепик. Этот спор он выиграл — вместе с внушительной суммой денег, а также полученным заказом на 12 подобных автомобилей. Собственно машина, которая была главной виновницей спора, также была продана. Говорят, что одним из зрителей своеобразного эксперимента был приятель отца Луи; после того, как он убедился в способностях нового устройства, он потребовал продать его ему. Видя, что увлечение начинает переходить в, если не пока еще массовое, но уже не штучное производство, Луи захотел основать свою компанию и обратился за помощью к старшим братьям. Они, в отличие от младшего брата, получили хорошее образование и уже были «подкованы» в бизнесе, работая с отцом. Марсель и Фернан берут на себя руководство фирмой, то есть занимаются административной и коммерческой работой, а Луи остается конструировать и изобретать. Несмотря на отсутствие образования, таланта Луи было не занимать. Довольно быстро он получает патенты на новые изобретения, которые продвинули автомобилестроение в будущее. Часть из его изобретений применяется до сих пор.


Рено со старшими братьями, которые помогли ему организовать свою компанию

Он постоянно совершенствовал свои творения, перебоя в заказах у компании не было. Луи Рено стал богат и знаменит. Его автомобили успешно принимали участие в автогонках, что приносило новую славу, рекламу и деньги.

После Первой мировой войны Рено стали называть «спасителем нации»

Накануне Первой мировой войны Луи довольно быстро сообразил, что мощности его заводов можно переориентировать на нужды армии. Он выпускает авиационные двигатели, автомобили медицинской службы, автобусы, и даже танки. Славу ему принесли две модели: легкий танк F-17 оказался настолько удачным, что его применяли плоть до Второй мировой войны (по некоторым данным, последний раз его использовали в 1944 или даже в 1945 году), а сотни такси с кузовом «ландоле» позволили перебросить четыре тысячи солдат на передовую и остановить наступление кайзеровский войск на Париж. После этого французы стали называть Рено «спасителем нации».


Рено с Гитлером и Герингом на берлинском автосалоне

После войны бизнес Рено успешно развивался, производились новые модели, устройство машин совершенствовалось, количество выпускаемых машин постоянно росло. Появились машины представительского класса, некоторые модели были исключительно дорогими. Казалось бы, у этой сказки должен быть счастливый конец. Однако свои коррективы внесла Вторая мировая война. Луи Рено встретился с Адольфом Гитлером на Берлинском автосалоне. Говорят, что именно тогда он понял, что войны не избежать.

Во время Второй мировой войны Рено сотрудничал с властями Германии

Луи Рено поступил как успешный предприниматель, который старался защитить свое производство. После того, как Франция был оккупирована, он договорился с немцами о том, что его заводы не будут разрушены. В итоге целая империя Renault в годы Второй мировой работала на немцев. Самому Рено оставили лишь номинальную должность, компанией руководили представители Германии. Позже скажут, что «спаситель нации» предал страну ради своих автомобилей. Однако в 1942 году авиация союзников разбомбила большую часть заводов Renault, Луи Рено так тяжело это переживал, что у него случился приступ, он потерял способность нормально говорить. После победы бывший предприниматель сам пришел к французским властям, чтобы обсудить будущее. Его арестовали, бросили в тюрьму, предъявили обвинения в измене и сотрудничестве с оккупантами. По некоторым данным, престарелого предпринимателя жестоко пытали. Как такового серьезного расследования и судебного рассмотрения его дела не было. Через несколько месяцев, проведенных в тюрьме, Луи Рено скончался. По одним данным, он оставался за решеткой, по другим — за несколько дней до смерти его все же выпустили. Компанию Renault национализировали без суда и без выплаты родственникам компенсации.

История компании Renault берет свое начало 24 декабря 1898 года, когда Луи Рено принял вызов проехать на своем Voiturette А-класса вверх по крутой улице Ру Лепик на Монмартре в Париже. Благодаря этому заезду он получил заказ на свои первые 12 «автомобилей».

Луи Рено родился в семье типичных парижских буржуа в феврале 1877 года. Он был самым младшим ребёнком в семье, кроме него в доме подрастали два брата и две сестры. Отец Луи, Альфред был удачливым бизнесменом, а мать Луиза была дочерью зажиточных владельцев магазина. Все это позволило Луи провести свое детство без забот и в достатке. С измальства Луи проявлял интерес ко всякого рода механическим предметам и приспособлениям. Большую часть времени он проводит в сарае дома в Биланкуре, близ Парижа кторым владела семья Рено. Учёба Луи не привлекала однако так или иначе он был более чем доволен, закончив бакалавриат. В возрасте 20 лет Рено буквально врывается в только формирующийся автомобильный мир. Он перестроил свой трёхколёсный Де Дион-Ботон в небольшой четырёхколёсный автомобиль, в конструкцию которого добавил одно из своих изобретений, а именно коробку передач, которая мгновенно обесценила.

Машина, известная как «модель A» с двигателем «Де Дион» мощностью в 1,75 л.с. на трубчатой раме получилась очень удачной, и Луи вместе со старшими братьями организовал компанию «Братья Рено» (Renault Freres).

С 1900 года фирма перешла на выпуск крупных и мощных машин. Это - модели AG-1 с элегантными и удобными разнообразными кузовами «капуцин», «дубль-фаэтон», «ландо», редкие по тем временам закрытые лимузины. Произведено было 179 машин.

В 1901 году Renault расширяет модельный ряд, осваивая модели D и E, заключает международный лицензированный контракт со сборочным заводом в Бельгии.

1902 г. - впервые строится двигатель 3750 куб/см с 4 цилиндрами, 20 -30 л.с. для участия в автогонке Париж-Вена, в которой Renault вышел победителем. Renault получает патент за разработку системы суперзарядного устройства.

1904 г - Renault развивает свою коммерческую сеть, которая теперь составляет 120 дилеров во Франции и за рубежом. Производство достигает 948 транспортных средств.

Автомобиль Renault Taxi La Mame, как можно догадаться по названию, предназначался для использования в качестве таксомотора.

В 1905 г. «Братья Рено» одними из первых выпустила автомобили-такси с кузовом «ландоле». Эти машины, прозванные «браунингами» из-за своего чёрного цвета и своей формы, прославились во время Первой Мировой войны, когда 600 парижских такси-Рено было мобилизовано в кратчайшие сроки для переброски 5 тысяч солдат к реке Марна. По имени знаменитой битвы такси и получили название «марнские». Этому автомобилю даже поставлен памятник. Для нужд французской армии компания поставляла и другую технику: суда, авиационные двигатели (первый самолётный двигатель собран в 1908 году). Луи Рено сконструировал даже довольно удачные для того времени танки.

В 1906 г. на автомобильном Салоне в Берлине компания представила свой первый автобус.

«Братья Рено» в предвоенные годы активно сотрудничали с Россией. Для Императора был создан автомобиль «лимузин-ландоле» на шасси Рено. Для наследника престола был приобретён «Рено-бебе», лёгкий автомобильчик, крайне простой в управлении и эксплуатации.

1910 г. - на заводе Renault работает 3200 человек, в том числе, и над моделью 25CV Type BM.

1913 г. - 5200 сотрудников работают над автомобилями Renault и повышают их общее производство до 10000 единиц, включая 40CV Type DT.

1919 г. - Луи Рено признаётся первым промышленником Франции, на его заводе устанавливается современное оборудование, постоянно изыскиваются возможности снижения себестоимости продукции, главная стратегия - доступный по цене товар.

1925 г. - Алмаз становится логотипом Renault, и впервые устанавливается на 40CV, который приносит ряд рекордов по дальности пробега, экономии горючего и побеждает в гонке Монте-Карло.

1926 г. - с этого года тормоза на всех четырёх колёсах стали стандартны для всех автомобилей Renault. Представлена модель Renault NN, надёжный и крепкий автомобиль. Джордж Естиенн выбрал Renault NN для своего путешествия через пустыню Сахара, в январе 1927 г. Поездка Естиенна - почти 17000 км (10000 миль) - была завершена без каких-либо механических неисправностей. Получен патент на приспособление для размещения багажа.

1929 г. - вступает в эксплуатацию первая сборочная линия на новом строящемся заводе. Марка Renault представлена в 49 странах.

В 1930-е годы появились оригинальные автобусы Рено с открытой платформой.

Вторая Мировая война нанесла компании существенный ущерб. Заводы в Бийанкуре были разрушены бомбардировками союзников, сам Луи Рено был обвинён в сотрудничестве с нацистскими оккупантами и умер, опозоренный, в тюрьме.

1936 г. - получен патент на изобретение раскладных сидений.

В 1945 г. компания была национализирована и стала государственным предприятием, получившим современное название.

1946 г. - год начала производства частных автомобилей послевоенного периода. Завод произвёл 8500 автомобилей, большинство - Juvaquatres и их версии с изменённым салоном. Они были оборудованы гидравлическими тормозами и гидравлическими амортизаторами. Модель выпускалась до 1949 г., а её версии до 1959 г.

К 1949 г. заканчивается реконструкция заводов, и к 1954 г. выпускается 500 тысяч 4CV.

1954 г. - выпущен 1 миллион транспортных средств после национализации и 2 миллионов начиная с основания компании в 1898 г. В этом же году директор компании Фернан Пикар погибает в автомобильной катастрофе, и его место занимает Пьер Дрейфус.В декабре начинается выпуск модели Dauphines.

В 1958 г. вводится в строй новый завод по производству двигателей «Рено». В это же время переднеприводной Renault 4 становится народным автомобилем. Выпуск этой модели составил свыше 8 миллионов штук.

1965 год становится годом рождения для Renault 16. Переднеприводная модель с полуторалитровым двигателем стала пионером внедрения в производство кузова «хэтчбэк»,в том пониманиикаким мы видим его сегодня. Этот автомобиль с универсальным и комфортабельным салоном, характерной французской мягкой подвеской колёс стал элегантным и практичным автомобилем для французского среднего класса.

В 1966 году Renault подписывает соглашение с Peugeot и Volvo об объединении технических ресурсов. В этом году Renault поставил 738000 автомобилей, из них 333000 продано за границей.

1967 г. - заводы Renault имеются на каждом континенте. 5 сборочных заводов в Европе, исключая Францию, один в Канаде, девять в Латинской Америке, пять в Африке, один в Австралии, один в Азии, и готовятся к открытию в Румынии и Малайзии.

1969 г. - более 1 миллиона транспортных средств смонтировано и больше 500000 экспортировано. На парижском автосалоне демонстрируется Renault 12 - экономичный, просторный с большим багажником. В Румынии R12 зовется Dacia, а в Бразилии Corcel. Создаются отделения Рено в Турции.

В 1970-е годы у компании начинается период бурного роста: появляются новые заводы на севере Франции, совместные предприятия Renault и Peugeot. Модели Renault 5 и Renault 12 становятся самыми продаваемыми в мире французскими машинами.

В 1979 г. компания начинает продвижение на перспективный американский рынок. Заключив соглашение с «Америкен Моторс Корпорейшн», Renault, в свою очередь, обязуется продвигать её автомобили на европейском рынке.

1982 г. - Renault 9 производится в США под названием Alliance и становится там автомобилем года.

1984 г. в Брюсселе представлен минивэн Renault Espace.

В 1988 г. демонстрируется полноприводное исполнение Quadra. Перевернувший представления о минивэнах Renault Espace отличался продуманным интерьером с возможностями трансформации.

В марте 1986 года появилось очередное поколение Renault под индексом 21 (заводской индекс кузова седана L48, универсала - К48). Универсал, который появился через полгода под собственным именем Nevada, имел удлинённый на 150 мм кузов. В Европе Renault 21/ Nevada производили до 1995 года, когда её вытеснила модель Laguna.

Летом 1988 года концерн Renault упрочил своё положение в самом популярном европейском классе «С» компактных автомобилей, представив хэтчбэк Renault 19.

В 1990 г. начинается производство модели Clio, которая на протяжении многих лет является одной из самых продаваемых моделей во Франции.

Второе поколение Clio появилось в 1998 г. И немедленно завоевало популярность. Специально для рынков так называемых третьих стран, в частности, для России, производится версия Clio Symbol.

1991 г. - титулованный год: Clio присуждается звание «автомобиль года», Renault Ligne - AE «грузовик года», Renault FR1 - «автобус года,» а Раймонда Леви награждают титулом «президент года». В этом же году появляется ставший сразу одним из самых популярных в классе открытых автомобилей Renault 19 Cabriolet. Во Франкфурте показывается концептуальная модель Scenic.

На автосалоне в Париже представлена модель Zoom.

В ноябре 1993 г. демонстрируется Safrane исполнение Biturbo с двигателем 268 л.с., с двумя турбонагнетателями и полным приводом. Увы но этот хэтчбэк бизнес-класса так и не смог на равных конкурировать с престижными немецкими автомобилями.

В сентябре 1995 г. состоялся первый показ модели Megane (преемник модели Renault 19). Автомобиль имеет несколько модификаций - Classic, Cabriolet, Coupe и Estate. Весной 1999-го выпущена модификация с кузовом универсал.

С 1996 года Renault 19 в исполнении Europa с кузовами седан стал одним из бестселлеров отечественного рынка новых импортных легковушек.

Преемник модели Renault 19 - Megane

В 1996 г. появляется новое поколение моделей с поперечно расположенными двигателями, увеличиваются размеры кузова.

Осенью 1997 г. выпускается Grand Espace с удлинённой базой. С 1998 г. автомобиль оборудуется новыми двигателями.

Выпускается новый грузовой автофургон Renault Kangoo.

В 1998 г. столетие Renault отмечается выходом нового Clio. В Женеве показывают проект Zo, с первым в Европе бензиновым двигателем прямого впрыскивания, и проект Vel Satis.

Renault Clio второго поколения продолжилуспех своего предшественника.

Концепт-кар Renault Koleos - развитие авангардного фирменного стиля.

1999 г. - заключение договора о сотрудничестве с фирмой Nissan. Первый показ модели Avantime на базе Renault Espace. С этим автомобилем французы действительно опередили время (а именно так переводится название автомобиля), решив из минивэна сделать машину представительского класса.

2000 г. - в Женеве показан кроссовер Koleos.

2001 г. - Renault Laguna II - первый в мире автомобиль, получивший высшую оценку за безопасность, пять звёзд из пяти, по результатам тестов независимой организации EuroNCAP.

2003 г. - Renault Megane II получает титул «Автомобиль года». Патрик ле Кеман, шеф-дизайнер Renault, признан "дизайнером года". EuroNCAP объявляет Renault Megane II, Renault Vel Satis и Renault Espace IV самыми безопасными автомобилями на рынке.

Renault Laguna II стала первым в мире автомобилем, удостоившимся высшей оценки в пять звёзд на краш-тесте EuroNCAP.

2004 г. - Renault Megane - самый продаваемый автомобиль на рынке Европы. Команда Renault занимает 3 место в Кубке конструкторов чемпионата Формулы-1. Высшую награду EuroNCAP за безопасность получают Renault Scenic, Renault Megane C+C и Renault Modus.

Для городского автомобиля гольф-класса смелый авангардный дизайн - то, что нужно. В Европе Renault Megane II мгновенно стал самым продаваемым автомобилем в классе.

2005 г.- начато производство Logan- нового «Всемирного автомобиля».

2009 год – официально представлен новый кроссовер компании Renault Duster . Автомобиль базируется на платформе B0 Logan. Отличается увеличенной на 40 мм колесной базой. Выпускается в переднеприводном и полноприводном варианте. Объем багажника по сравнению с седаном у моноприводной версии автомобиля сокращен до 475 л и увеличивается до 1636 л при сложенном заднем ряде сидений. У полноприводного варианта объём багажника меньше. Рено дастер имеет защиту картера двигателя и короткие свесы (угол въезда - 30°, съезда - 35°).

История Renault в России

1907 - 1908 гг. Первый дилер Renault в России: «Акционерное общество постройки экипажей и автомобилей Фрезе и К°» изготовляло кузова и небольшие партии автомобилей с моторами Renault. В 1908 г. на Международной автомобильной выставке в Москве Renault была присуждена золотая медаль за лучшие шасси для городских автомобилей.

1913 г. 5 автомобилей Renault в автопарке российского императора Николая II.

1914 г. Грузовики Renault в русской армии во время Первой мировой.

1916 г. «Русский Рено»: акционерное общество в Петрограде и завод в Рыбинске.

1917 - 1919 гг. В. Ленин и Н. Крупская на автомобиле Renault. Общество «Русское Рено» национализировано.

1925 – 1928 гг. В 1925 г. Москва закупила 15 первых такси. Машины Renault покоряют русскую интеллигенцию: В.Маяковский привозит из Парижа Renault NN.

1960 – 1964 гг. Возобновление сотрудничества с СССР.

1968 – 1970 гг. Представительство компании Renault в Москве. В 1970 г. компания Renault заключила с СССР соглашение по развитию автомобильной промышленности на сумму 750 миллионов франков. В результате к 1980 г. около четверти российских автомобилей производились по технологии Renault.

1998 - 2003 гг. Создание ОАО «Автофрамос». Сборка автомобилей Renault Megane и Renault 19. В сентябре

2000 г. налажена сборка автомобиля Clio Symbol. Renault на Международной автомобильной выставке МИМС–2000.

В 2003 г. Начинается строительство завода.

2005 г. Инаугурация завода и начало выпуска модели Logan.

2007 г. Принято решение об увеличении мощностей завода Автофрамос до 160 000 а\м в год. Кроме автомобиля Logan, на расширенных площадях будут производиться и другие модели.

Луи Рено вошел в историю автомобильной индустрии как гениальный инженер и промышленник, чьи изобретения навсегда изменили автопроизводство. При этом в жизни самого конструктора нашлось место не только стремительному взлету, но и сокрушительному падению.

Из «золотого мальчика» в промышленные магнаты

Рено была уготована судьба «золотого мальчика»: ему повезло родиться в семье богатого коммерсанта, сделавшего себе состояние на галантерее и дамских аксессуарах. Впрочем, Луи совершенно не интересовало делом отца: он грезил всем, что связано с техникой, и уже в 11 лет самостоятельно оборудовал свой персональный сарайчик с электролампой и кислотным аккумулятором. Пока сверстники Луи постигали науки, мальчик мечтал лишь об одном - поскорее разобраться в сложной конструкции паровой машины. Чтобы приблизить мечту, он катается на паровозе со знакомым кочегаром, а в 13 лет поступает в подмастерье к Леону Серполе, который собирал паровые автомобили.


Леон Серполе, учитель Рено, за рулем одной из своих первых паровых машин

Чуть позже, несмотря на имеющиеся опыт и рвение, Рено с треском провалит экзамены в техническую школу. Во Франции тех лет для абитуриентов-неудачников был один путь - служить родине. Казалось бы, Луи должен был расстаться с мечтой, но даже на службе он не переставал постигать инженерную науку. Из армии Рено вернулся не с пустыми руками - он приехал домой на автомобиле «Де Дион-Бутон» , который подверг глубочайшей модернизации. На его доработку обратили внимание, и Луи решил начать посторойку собственных автомобилей, пока в обычном сарае.


Рено в сарае под Парижем, где был собран первый автомобиль марки, впоследствии ставшей одной из легенд мирового автопрома

На Type A , а именно так называлась первая модель Рено, впервые в истории был установлен карданный вал для передачи усилия на заднюю ось. Машина была оснащена полноценным рулем и трансмиссией с прямой передачей. Следующая модель Рено тоже стала прорывной: Type B был первым в истории автомобилем с закрытым кузовом, а ведь с момента изобретения самой конструкции талантливыми немцами, не прошло и пяти лет!


Следом за моделями A и B осенью 1899 года Рено анонсирует миру и Type C . Уже в апреле 1900-го новинка будет представлена на автомобильном салоне в коммуне Венсен, который прошел в рамках Всемирной выставки

Последующие успехи компании на рынке тесно связаны с автоспортом, который в те годы стремительно набирал популярность. Автомобили теперь уже семейного предприятия братьев Рено одерживают несколько ярких побед, и заказы начинают сыпаться в огромных количествах.


Первых спортивных успехов компания Рено добилась очень быстро, буквально через несколько лет после основания

Да, именно в начале ХХ века и создавалась великая спортивная марка, которая спустя годы станет непобедимой в «Формуле-1» . А ведь Луи Рено едва не отказался от участия в соревнованиях, и повод у него был очень серьезный. В 1903 году в гонке погибает его брат Марсель, и Луи дает себе обещание обходить автоспорт стороной. К счастью, этот внутренний запрет продержался недолго, конструктор понял, что лучшего полигона для испытаний новой техники, чем трек, быть не может.

Роковая ошибка и возвращение к корням

До Первой мировой войны фирма весьма неплохо заработала на производстве автобусов, став фактически монополистом на французском рынке такого рода техники. Ну а потом… пришлось помогать своей стране в борьбе с врагами, и предприятие Рено переключилось на выпуск армейских грузовиков и танков. Историки не без оснований полагают, что вклад фирмы в расклад сил на Западном фронте был неоценим. Впрочем, когда война закончилась, компания быстро вернулась к истокам, наладив выпуск сразу нескольких автомобилей, сегодня причисляемых к представительскому классу. А вот про малолитражки в Renault забыли до 1938 года.


Французский рекламный плакат модели Renault Vivastella , 1935 год

Следующий, 1939 год можно считать поворотным в истории как самого Луи Рено, так и его компании. На Берлинском автосалоне Рено знакомится с Адольфом Гитлером, который советует французскому конструктору наладить выпуск доступной малолитражки 4CV . По словам самого Рено, после войны Франция станет бедной страной, и ей будут нужны дешевые автомобили.


Во время Второй мировой заводы Рено вновь переключились на выпуск военной техники. На фото: легкий танк Renault FT-17 с экипажем из двух человек

И война пришла. Фашистские войска маршировали по Парижу, а предприятия Рено перешли под контроль немцев и вновь начали выпускать военную технику. В 1944 году авиация союзников разбомбила все заводы компании, а в августе того же года Луи Рено был арестован за пособничество нацистам. Генерал Шарль де Голль не стал делать скидок на известность промышленника и разбираться в деталях. Рено был помещен в тюрьму, откуда спустя два месяца был доставлен в госпиталь с пробитой головой: 24 октября 1944 года гениальный конструктор и инженер скончался, так и не дождавшись суда. Впрочем, придуманная им малолитражка 4CV вскоре была запущена в производство, хотя впервые сошла с конвейера уже после смерти своего создателя - в 1947-м.


Установка двигателя на модель 4CV , последнюю машину Луи Рено

Покорение России

История автомобилизации нашей страны тесно связана с маркой Renault , причем началось все 110 лет назад. Да кто бы мог подумать, но уже в 1907 году в России появился первый официальный дилер Renault , и им стал никто иной, как Петр Александрович Фрезе - талантливый инженер и отец первого российского автомобиля. Акционерное общество Фрезе занималось продажей как французских автомобилей, так и созданием собственных конструкций на тех же агрегатах. Особо ко двору в прямом смысле слова автомобили Луи Рено пришлись в 1913 году, когда в парке Николая II насчитывалось целых пять Renault , которые самодержец очень любил. Во время Первой мировой войны французские грузовики возили русских солдат на передовую, а в 1916-м было создано акционерное общество «Рено Россия» с заводом в Рыбинске.

Спустя год в стране началась революция, и предприятие было национализировано, а потом и вовсе перестало существовать. Тут история французской марки в нашей стране могла бы закончиться, хотя В.И. Ленин ездил на автомобиле Renault , а в конце 1930-х французские автомобили работали в качестве такси в Москве. Тем не менее растущая в мире напряженность, Вторая мировая и передел Европы остановили сотрудничество Франции и СССР в автомобилестроении на долгие годы. Лишь в начале 1960-х французы вернулись к нам, чтобы остаться, надеемся, навсегда.

Советский автопром искал свой путь, и во многом его становлению мы также обязаны Renault . Начиная с 1970-х годов СССР и Франция заключили несколько соглашений о сотрудничестве в сфере производства автомобилей. В какой-то момент мы даже чуть не стали выпускать французские автомобили под своей маркой, но сыграла роль политическая конъюнктура, и от Парижа нам достались лишь технологии производства. Что, впрочем, тоже немало.


Первые Renault Mégane на Манежной площади. Начало новейшей истории марки в России

В 1998 году историческая справедливость была восстановлена. В Москве, на территории АЗЛК, открылся завод Renault . Это возвращение можно считать почти триумфальным, хоть и произошло оно спустя почти век. Сейчас мы с трудом представляем себе наши города без Duster, Sandero и Logan . Они стали и честными работягами, и членами семей, и одними из самых популярных в службах такси. Но французская марка решила не останавливаться на успехах своих малолитражек. Буквально недавно в России стартовали продажи нового кроссовера Koleos .

Koleos отражает новую философию бренда и его стремление быть одновременно и премиальным, и относительно доступным. Его предшественник был достаточно компактным, а вот новый автомобиль уже претендует на звание самого большого в модельном ряду. Помимо внушительных размеров, кроссовер может похвастаться целым арсеналом новейших технологий как для безопасности, так и для удобства пассажиров.

Наконец, недавно компания Renault предложила новую концепцию: . По прогнозам инженеров, полностью электрический и совершенно автономный концепт-кар Symbioz появится на дорогах к 2030 году. История продолжается!

Фото: adoc-photos / Contributor / Getty Images, Heritage Images / Contributor / Getty Images, adoc-photos / Contributor / Getty Images, Apic/RETIRED / Contributor / Getty Images, Hulton Archive / Stringer / Getty Images, Apic/RETIRED / Contributor / Getty Images, Fox Photos / Stringer / Getty Images, Keystone-France / Contributor / Getty Images, Keystone-France / Contributor / Getty Images, Keystone-France / Contributor / Getty Images, INA / Contributor / Getty Images, Antoine Gyori - Corbis / Contributor / Getty Images