Выбираем климатическое оборудование для авто — кондиционер или климат-контроль. Плюсы и минусы разных систем

Раньше за свежесть и приятную атмосферу в автомобильном салоне в летнее время отвечал кондиционер, в зимнее- печка. Но технологический прогресс не остановить и сегодня за комфорт в салоне автомобиля как зимой, так и летом призван отвечать климат-контроль.

Что такое климат-контроль, его виды?

Время появления автомобиля с первым климат-контролем точно указать нельзя. Однако имеются данные о том, когда был создан первый образец автомобильного кондиционера. Это событие датируется 1927 годом. Конечно же первые агрегаты были не столь совершенны, как нынешние, но время идёт вперёд, технологии меняются в лучшую сторону, уровень профессионализма инженеров и конструкторов возрастает постоянно в геометрической прогрессии и вот автомобильный кондиционер преобразовался в систему климат-контроля.

Можно встретить также и такую аббревиатуру HVAC , обозначающую климат контроль. Расшифровывается с английского это следующим образом: Heating - теплоснабжение, Ventilation - вентиляция, Air Conditioning – кондиционирование. Следовательно из этого видно, что климат-контроль – это система, которая состоит кондиционера, элементов отопления и воздушной фильтрации, а также необходимых датчиков. Климат-контроль приводится в действие электронным блоком управления (ЭБУ).

Основной отличительной особенностью климат-контроля от его предшественника – , является температурный режим. Дело в том, что кондиционер призван лишь охлаждать воздух салона, когда система климат-контроля поддерживает заданную температуру. При всём этом умная система учитывает не только температуру снаружи автомобиля, но и прогревание салона солнечными лучами, что обеспечивает наиболее комфортное пребывание водителя и пассажиров в салоне автомобиля.

Если за бортом холодная погода, климат-контроль может работать в режиме отопление – кондиционирование, а если воздух, который поступает с улицы, загрязнён, то автоматически включается рециркуляционный режим. Водителю на выбор предоставляется температурный режим в пределах от 16 до 30 градусов по Цельсию. Значение на выбор водителя задаётся регулятором, расположенным на панели. После чего сигнал поступает в блок управления, приводя систему в действие. Уровень прогрева салонного воздуха регулируется центральной заслонкой, за счёт которой происходит смешение горячего и холодного воздушных потоков. В случае возникновения определённой необходимости может включиться кондиционер, помогающий избавить салон автомобиля от излишней влаги и тепла.

Разновидности климат-контроля

Выше мы упоминали о том, что технологический прогресс, как и время, на месте не стоит. Поэтому сегодня, благодаря применению умной электроники, появилась возможность зонировать климат в салоне автомобиля. Исходя из этого система климат контроля подразделяется на следующие виды:

однозонный климат-контроль;

Двухзонный климат-контроль;

Трехзонный климат-контроль;

Четырехзонный климат-контроль.

В однозонной системе температуру может выбирать лишь водитель. Двухзонный климат-контроль позволяет выставлять различную температуру на водительском месте и месте переднего пассажира. Третий и четвёртый виды климат-контроля позволяет всем пассажирам дистанционно регулировать наиболее комфортную температуру для каждого из них.

Составные части климат-контроля

Система климат-контроля объединяет в себе климатическую установку и очень важную часть – её систему электронного управления. В свою очередь система климатического контроля объединяет в себе такие элементы как:

- система кондиционирования;

Система отопления и вентиляции;

Радиатор отопителя;

Вентилятор приточного воздуха;

Кондиционер, состоящий из испарителя, компрессора, ресивера и конденсатора.

Управляет климат-контролем соответствующая система электронного управления. Основными элементами данной системы являются входные сенсоры, блоки управления и исполняющие механизмы. Входные сенсоры измеряют соответствующие физические параметры и преобразовывают их в определённые электрические сигналы. К входным сенсорам можно отнести: сенсоры температуры воздуха за бортом автомобиля, датчики выходной температуры, сенсор температуры испарителя, фотодиоды следящие за уровнем солнечного излучения и потенциометры заслонок. Выходные сенсоры и их количество зависит от модели и системы климатического контроля и конструкции. Сенсор выходной температуры может быть укомплектован также дополнительным сенсором для ножного пространства.

Сенсоры выходной температуры в системе двухзонного климат-контроля находятся слева и справа, в трёхзонном климат-контроле соответственно находятся ещё и сзади. Положение воздушных заслонок, будь то заданное или текущее в определённый момент, фиксируется потенциометрами заслонок. Благодаря температурным сенсорам давления и испарителя обеспечивается работа всей системы кондиционирования. Электронным блоком управления принимаются сигналы от сенсоров, далее они рассматриваются заложенными программами, формируя управляющее воздействие на необходимые устройства управления. Далее поговорим о них.

Группа исполнительных устройств включает в себя приводы заслонок и электромотора вентилятора. Их функция заключается в создании заданного температурного режима и его поддержании. Заслонки начинают действовать путём воздействия на них электрического или механического привода. Системы климатического контроля обладают различными видами заслонок:

- заслонка приточного воздуха;

Центральная заслонка;

Заслонка температурного регулирования. Она применяется в система несколькими зонами регулирования;

Заслонка рециркуляции;

Заслонка для оттаивания стёкол.

Эксплуатационные особенности устройства климат-контроля

Для установления желаемой температуры воздуха в салоне автомобиля, нужно всего лишь выставить нужный показатель на дисплее. Все дальнейшие манипуляции программа компьютера проведёт самостоятельно. Самой эффективной работой климатической системы будут условия, при которых включена внутренняя рециркуляция вентиляционной системы автомобиля. Благодаря этому система находится в ждущем режиме, а не постоянно затрачивает энергию на нагрев или охлаждение воздуха. Однако несмотря на то, что данные операции могут регулироваться автоматически, не стоит полностью полагаться на технику. Перекрытие дефлектора и выбор необходимого направления для воздушного потока, каждый водитель должен выбирать самостоятельно. Если учитывать все конструктивные особенности и обладать определённым багажом знаний по эксплуатации, можно продлить жизнь своей климатической установки на долгие годы. Помните тот факт, что пользоваться рециркуляцией воздуха необходимо с головой.

Бездействующий режим охлаждения приведёт к тому, что все стёкла Вашего автомобиля будут запотевать. Выделяемая влага, которая конденсируется во время дыхательного процесса пассажиров, будет оседать на испарителе. Спустя определённый период времени может появиться неприятный запах в салоне автомобиля. В жаркое время перед тем как включить климат-контроль, следует проветрить автомобиль, открыв все двери и окна автомобиля. Это выровняет температуру автомобиля с окружающей средой. Далее нужно установить работу устройства в рекурциляционном режиме на максимально возможную мощность. В этот момент все двери, окна и люк должны находиться в полностью закрытом состоянии.

Первое время водитель должен подождать на улице. Для того, чтобы климат-контроль работал корректно, во время движения избегайте попадания воздуха снаружи. В противном случае это приведёт к изменению показаний датчиков. Каждый элемент может работать, как взаимодействуя с другими, так и самостоятельно. Во время работы системы климат-контроля существенно увеличивается топливный расход автомобиля. Обязательно это учитывайте, когда будете приводить в действие климат-контроль.

Управляющий механизм климат-контроля

Как мы уже упоминали ранее за осуществление функционирования системы климатического контроля отвечает Это своего рода мозговой центр всей климатической системы. Решения, которые принимает блок управления, основываются на показаниях всех доступных сенсоров и датчиков. Корректное функционирование климат-контроля также зависит от работы блока испарителя-отопителя. Он позволяет в самые сжатые сроки достичь нужного температурного значения. На скорость нагревания или охлаждения непосредственно влияет и режим воздушной рециркуляции. Нужная температура поддерживается за счёт работы автоматики блока управления. Ни водитель, ни пассажиры не принимают никакого участия в данном процессе. Используя вентилятор и положения заслонок электронный блок оптимизирует направление, силу воздушного потока и его температуру. Возможно несколько направлений воздушного потока:

- область стекла;

Область у ног;

- «стекло/ноги»;

Область лица пассажира;

- «ноги/лицо».

Уход за системой климат-контроля

Как и все автомобильные устройства, формирование и поддержание микроклимата в салоне автомобиля требует к себе систематического ухода. Своевременная дозаправка кондиционера должна проводиться вместе с промывкой его радиатора. Периодичность этой операции должна быть не меньше раза в полгода. Максимально эффективное функционирование системы климат-контроля достигается только в случае соблюдения необходимых правил ухода.

Преимущества и недостатки климат-контроля автомобиля

Основными преимуществами использования климат-контроля являются следующие:

- комфортабельные условия передвижения в салоне транспортного средства;

Определение температуры воздуха вне салона автомобиля;

Полная автоматизация работы системы, которая не отвлекает водителя от пути;

Человеческий организм не может переохладиться в результате работы системы климат-контроля.

У данной системы, как и у всего прочего автомобильного наполнения, существует и ряд недостатков :

- высокая стоимость опции;

Большой топливный расход;

При случившейся неполадке в каком-либо одном из смежных отсеков, выходит из строя вся система.

Система климат-контроля устанавливается по умолчанию в большинство современных автомобилей. Зачастую – это представители импортных автомобилей. Климат-контроль является бесспорным лидером в обеспечении комфортного передвижения водителя и пассажиров. Недалёк тот час, когда она полностью вытеснит, ещё актуальную сегодня, систему автомобильного кондиционирования.

Подписывайтесь на наши ленты в

Комфортный салон автомобиля - это, наверное, один из основных факторов, по которым автолюбители выбирают себе машину. Но даже максимально роскошный салон, самые удобные кресла и отличная эргономика не могут приносить удовольствие, если внутри жарко или, наоборот, слишком холодно. По этой причине инженеры разрабатывали и оснащали автомобили кондиционерами и системами, которые бы в летнее время охлаждали воздух, а в зимнее нагревали его. Сейчас автолюбители все чаще стоят перед или климат-контроль. В чем разница?

История

Но в начале были только кондиционеры. Первое авто, которое оснащалось кондиционером, было разработано в 1940 году. Естественно, было еще очень далеко до тех решений, которые применяют сегодня. Современные кондиционеры стали появляться только через 13 лет. Однако тогда это считалось настоящим техническим прорывом. И даже больше - монтаж кондиционера в Chrysler Imperial в 1953 году дал свои плоды - запустилась целая отрасль автомобильных кондиционеров. Благодаря этому впоследствии появились более функциональные климатические системы.

Сегодня можно встретить автомобили в различных комплектациях - где-то есть кондиционер, а где-то - климатическая система. Попробуем разобраться, чем отличается климат-контроль от кондиционера, а также узнаем об устройстве климатического оборудования.

Определение понятий: кондиционер и климат-контроль

Если попытаться коротко сказать о разнице между кондиционером и климатической системой, то первым делом необходимо сказать, что это совершенно разные термины, которые многие люди часто путают и не знают, есть ли отличия климат-контроля и кондиционера в автомобиле. И в этой путанице нет ничего удивительного - оба решения имеют сходства и решают похожие задачи. Данные системы призваны поддержать в салоне комфортную температуру. Но нужно сказать, что кондиционеры появились гораздо раньше. Поэтому начнем именно с них.

Автомобильный кондиционер

Почти у каждого из нас дома на стене висит сплит-система. Однако автокондиционер существенно отличается от бытового оборудования. Запитывается устройство не от электричества, а за счет вращения коленчатого вала посредством ременной передачи. Кондиционеры предназначены только для охлаждения воздуха в салоне. В летний период для регулировки интенсивности работы этого устройства необходимо менять обороты вентилятора. Чем быстрее будет вращаться вентилятор, тем скорее воздух станет комфортным. Если необходимо нагреть воздух, тогда запускается печка, а теплый воздух разгоняется по салону при помощи все того же вентилятора. Необходимо также заметить, что когда работает кондиционер, сначала он забирает воздух, затем сушит, и только потом поток будет нагреваться или охлаждаться.

Управляют кондиционерами в современных автомобилях при помощи механических либо цифровых систем управления. Все зависит от марки и модели конкретного автомобиля.

Климат-контроль

Теперь рассмотрим, чем отличается климат-контроль от кондиционера. Первый комплекс представляет собой некую систему, которая автоматически поддерживает определенную и постоянную температуру. Температурный режим задают при помощи различных электронных систем. За счет электроники и датчиков регулируется эффективность работы автокондиционера, отопителя, вентиляционной системы.

Устройство климат-контроля

Итак, у нас есть климат-контроль. Чем отличается от кондиционера он? Хотя бы тем, что климатическая система состоит из нескольких блоков. Это элемент управления, который контролирует при помощи датчиков влажность и температуру. Существуют даже некоторые модели климатического оборудования, где учитываются и другие параметры. Это солнечная радиация, температура за бортом, но зачастую это не нужно. Кроме блока управления, других серьезных отличий нет. Но именно благодаря электронному блоку езда и становится комфортной. Многие любят климат-контроль. Чем отличается от кондиционера? Да тем, что нет необходимости отвлекаться от управления на регулировку печек и кондиционеров.

Также кроме того, что при помощи электроники климатическая система автоматически регулирует температуру и влажность, она еще может самостоятельно двигать заслонки воздуховодов и выбирать такие направления, чтобы водитель или пассажиры не простудились. Кондиционеры такой функцией не оснащены. Вот в чем отличия кондиционера от климат-контроля. Что лучше? Однозначно второй вариант. С ним не получится простудиться и заболеть.

Необходимость в электронном блоке управления

Блок управления получает информацию, которая приходит с датчиков внутри и за бортом машины. Далее он выполняет анализ желаемой среды и, основываясь на этих данных, рассчитывает, что нужно сделать, дабы удовлетворить водителя. Благодаря полноценному анализу климат-контроль гораздо лучше кондиционера. При этом удается и снизить расход горючего - от того, как сильно приходится охлаждать или нагревать, зависит и количество потребляемой энергии. Если же правильно настроить систему кондиционера и печки, а интенсивность этого оборудования будет минимальной, тогда расход можно снизить весьма существенно.

Как управлять кондиционером и климат-контролем

Первый управляется только вручную. На центральной консоли или приборной панели есть специальные органы управления со «снежинкой», которая также обозначена значком «А/С». Управлять приходится только при помощи этих кнопок.

Но что делать, если в машине установлен климат-контроль? Чем отличается от кондиционера? Во-первых, сложным управлением. Однако нельзя сказать, что процесс управления очень сложен. На современных автомобилях с климатом есть кнопка - Auto. Эта кнопка и запускает климатическую систему. После того как блок управления запустится, система начнет анализировать информацию с датчиков и примет решение - охлаждать или нагревать воздух в салоне. Естественно, нельзя сказать, что на всех авто система работает именно так. Но в общих чертах все сходится.

Виды систем климат-контроля

В зависимости от технических характеристик системы она может создавать различную температуру в нескольких зонах автомобиля. В этом ей помогают уже знакомые нам датчики. Различают одно-, двух-, трех- и четырехзонные решения.

К примеру, мы имеем двузонный климат-контроль. Чем отличается от кондиционера? Он в одно и то же время может создать два отдельных микроклимата в разных частях салона. Так, обычно одна находится около водителя, а другая - возле пассажира.

Работа климатической системы в зимнее время года

В зависимости от модели и марки автомобиля, типа его комплектации, да и от самой климатической системы, алгоритм работы может быть различным. Чаще всего эти отличия можно заметить только зимой - например, в процессе прогревания машины утром блок управления будет самостоятельно двигать дефлекторы вначале к стеклам, затем струя воздуха плавно опустится к ногам. В конце нагретый воздух пойдет в направлении лица водителя. В таком состоянии управлять автомобилем гораздо комфортнее.

Зная, принцип работы и основные механизмы, нужно также помнить, что в каждой машине эти алгоритмы могут быть индивидуальными. Все дело в том, что в некоторых системах прогрев может выполняться иначе. Кроме того, одни комплексы можно настраивать, а другие не позволяют вносить никаких настроек. И даже больше - отдельные системы автоматически отключают кондиционер в случае, если запотели стекла изнутри.

Как не заболеть под автокондиционером

Климат-контроль и кондиционер в салоне - это еще не гарантия того, что в салоне будет максимально комфортно. Необходимо уметь правильно использовать эти системы, чтобы температура была комфортной, но не более того. Если она слишком низкая, а за бортом очень жарко, существует огромная вероятность подхватить простуду. Чтобы этого не вышло, необходимо отказаться от низких температурных режимов. Чтобы не заболеть, температуру нужно выставлять на 5 градусов ниже, чем на улице. В дальних поездках ее можно снижать, однако делается это постепенно через каждые 2 часа. Тогда температурный режим будет максимально комфортным, а риск простуды сведется к минимуму. Зимой климат-контроль настраивают так, чтобы в салоне не было жарко. Выйдя на улицу, есть серьезный риск заболеть. Часто климатические системы выставляют до отметок 22-26 градусов зимой.

Что лучше: климат-контроль или кондиционер для Однозначно климат, ведь водитель не будет постоянно заниматься регулировкой температуры и отвлекаться от дороги.

О недостатках

Очевидно, что климатическая система более удобна в эксплуатации. При единоразовой настройке она сразу обеспечивает максимальный уровень комфортабельности в течение долгих месяцев. Однако так ли все на самом деле хорошо? Автоматика при всех преимуществах имеет недостатки, которые могут серьезно повлиять на выбор, и человек выберет обычный кондиционер. Первый минус - цена. Она гораздо выше, если автомобиль укомплектован климатом. Но когда люди хотят больше комфорта для себя, то производитель может на этом заработать. Второй недостаток - малая надежность и низкая ремонтопригодность. Климатическое оборудование состоит из множества электронных устройств. Возьмем, к примеру, электронный блок, который у обычного кондиционера отсутствует - он иногда выходит из строя, и от его поведения зависит эффективность работы всего комплекса.

Вердикт

Климат-контроль или кондиционер - что лучше? Если рассматривать с точки зрения удобства, однозначно климат. Но если у вас в приоритете надежность и ограниченный бюджет, лучше отдать предпочтение кондиционеру.

В салоне автомобиля комфортные условия обеспечиваются специальной системой, регулирующей влажность и температуру воздуха. Всем водителям она известна под названием климат-контроль, что очень точно отображает её функции и назначение. Большинство современных машин оснащено такими системами разного уровня сложности. Информацию о наличии климат-контроля можно посмотреть в технической документации авто.

Первым устройством, обеспечивающим комфортный микроклимат в салоне машины, была печка. Часть вырабатываемой ею тепловой энергии шла на отопление. Сейчас это устройство считается примитивным и не способным создавать комфортные условия, особенно в жаркую погоду. В этой статье мы расскажем о системе, пришедшей ему на замену. Другими словами, вы узнаете, что такое климат-контроль в автомобиле.

Определение

Сложные конструкции современных систем помогают им решать широкий спектр задач. Давайте попробуем разобраться в предназначении климат-контроля.

В технической документации сказано, что система обеспечивает комфортные условия для пассажиров и водителя. Самым благоприятным для человека диапазоном температур считается 22-25 °C при влажности 65-80%. Климат-контроль отслеживает эти параметры и поддерживает их постоянство.

Температурный режим регулируется с помощью кондиционера и печки. А вот с влажностью дело обстоит сложнее, так как водяные пары конденсируются на стёклах машины. Это причиняет неудобство и затрудняет обзор водителю. Хороший климат-контроль осушает воздух путём его прогонки через испаритель кондиционера. Благодаря этому вода оседает в виде росы на стенках теплообменника. А понижение влажности исключает запотевание стёкол.

Сейчас данным устройством оснащается большинство транспортных средств (от легковых машин до грузовиков). Также его ставят на самоходные механизмы и специальную технику.

Теперь вы знаете, что такое климат-контроль в автомобиле. Но для полноты картины необходимо рассмотреть ещё несколько важных моментов.

Принцип работы климат-контроля автомобиля

При помощи датчиков это устройство отслеживает температуру воздуха снаружи и внутри машины. Поток извне нагнетается в салон вентилятором, разделяясь на 2 части: одна проходит сквозь испаритель кондиционера, а вторая - через печку. После теплообменников смешанный воздух поступает в салон через сеть дефлекторов и коробчатых воздуховодов.

Параметры регулируются с помощью изменения положения шторок (центральной и дополнительных). Их называют заслонки температурного регулирования. Поворот заслонок осуществляется электрическими сервоприводами, которые уменьшают или увеличивают сечение каналов. Всё описанное выше контролируется через блок управления климат-контролем.

Регулятор на панели этого устройства позволяет установить желаемую температуру, например 24 °C. Эти данные поступят в процессор, который, в соответствии с запрограммированным алгоритмом и полученной с датчиков информацией, будет управлять работой системы. Так как внутренние и наружные параметры постоянно изменяются, их отслеживание происходит в режиме реального времени.

Компоненты

Разработка и установка климат-контроля на машину осуществляется в процессе её сборки на заводе компании-изготовителя. Для выполнения возложенных на устройство функций в его конструкции есть ряд компонентов:

  • кондиционер;
  • панель управления;
  • процессор;
  • датчик температуры положения заслонок;
  • отопитель;
  • нагнетающий вентилятор;
  • система дефлекторов и воздуховодов;
  • блок направляющих заслонок.

У каждого элемента системы своя функция.

Вентилятор создаёт давление. В режиме рециркуляции воздух забирается системой как изнутри, так и снаружи.

Блок заслонок монтируется в одном корпусе с испарителем кондиционера и радиатором печки. Такая конструкция позволяет привести параметры воздушного пространства в соответствии с установленными значениями.

Система дефлекторов и воздуховодов распределяет потоки по салону авто в соответствии с определённой программой. Управление осуществляется при помощи процессора, получающего данные с панели от переключателей, регуляторов и датчиков.

Работа климат-контроля в автомобиле напрямую зависит от состояния его программы управления и компонентов.

Дополнительные режимы

Кроме основных функций для создания комфортного микроклимата, устройство может иметь ряд дополнительных режимов:

  • Обдува нижней части салона и ветрового стекла тёплым воздухом.
  • Ручного управления.
  • Обдува лобового стекла для предотвращения конденсации. Для этого воздух осушается, а вентилятор работает на полную мощность.
  • Подачи воздуха к различным частям тела: ногам, рукам, лицу отдельно либо в определённых комбинациях.
  • Рециркуляции.

Последний режим нужен для ускоренного охлаждения или прогрева салона, а также для езды в пробках. В последней ситуации воздух снаружи сильно загазован, и система климат-контроля автомобиля просто перекрывает его подачу в салон. Для этих целей в устройстве предусмотрен датчик, рабочий элемент которого состоит из оксида олова. Его сопротивление меняется в зависимости от уровня концентрации вредных веществ.

Специфика применения

Производители разрабатывают климат-контроль под линейку автомобилей или какую-то конкретную модель. Они различаются по устройству, степени сложности и алгоритму управления.

Недорогие установки обладают малой степенью автоматизации и довольно грубо регулируют воздухообмен. Очень часто при холодном двигателе в салон подаётся неразогретый поток.

В продвинутых установках таких вещей не происходит, так как они контролируют множество разных параметров. В дополнение к другим функциям, современные системы могут не только следить за качеством воздуха, но и задействовать при необходимости фильтры. В последних применяют угольные и бумажные картриджи, задерживающие взвешенные частицы пыли и вредные для человека газообразные вещества.

В современных системах кондиционирования регулировка температуры воздуха осуществляется в промежутке от 16 °C до 30 °C. Во избежание переохлаждения не стоит устанавливать очень низкие значения. Для комфортного пребывания водителя в салоне датчик температуры должен показывать разницу (между салоном и улицей) всего в 5-7 °C. Чтобы ускорить работу устройства, можно приоткрыть окна. Тогда кондиционированный воздух намного быстрее вытеснит их салона холод или тепло.

Двухзонный климат-контроль

Каждый человек обладает индивидуальным восприятием температуры. То есть одно и то же её значение для одного пассажира может быть нормальным, а для другого - дискомфортным. На этот случай автопроизводители придумали двухзонный климат-контроль, когда водитель может выставлять для себя и пассажиров оптимальную температуру.

Перечислим достоинства двухзонного климат-контроля:

  • Водитель и каждый пассажир устанавливает для себя наиболее комфортный микроклимат.
  • Система очень точно отрабатывает запрограммированный алгоритм.
  • Вследствие воздействия наружных и внутренних факторов в таких машинах почти невозможно запотевание окон.

Отличия от кондиционера

У читателей, которые плохо знают, что такое климат-контроль в автомобиле, может появиться вопрос: «Зачем настолько усложнять систему? Ведь вполне можно ограничиться летом кондиционером, а зимой - печкой».

В прошлом так и было, но есть один важный момент. Обе системы способны обеспечить оптимальный микроклимат в салоне, только если наружные и внутренние условия в машине будут неизменны. Для движущегося объекта, коим и является авто, это просто нереально. Напор и температура воздуха меняются вместе с направлением и скоростью движения.

Главное отличие кондиционера и климат-контроля заключается в присутствии системы управления, которая отслеживает все параметры и регулирует их без постороннего участия. Получается, что кондиционер - это один из компонентов установки, выполняющий функцию уменьшения влажности и охлаждения.

Управление климат-контролем зимой

При низких температурах климатическое оборудование машины по большей части работает на подогрев наружного воздуха. В таких условиях влажность воздуха невысока, поэтому печки будет вполне достаточно. Да и отключение кондиционера никак не скажется на эффективности работы климат-контроля.

Всё намного сложнее, когда температура находится на нулевой отметке при дожде со снегом или высокой влажности. В этом случае могут запотеть окна и лобовое стекло. Но блок управления климат-контролем с лёгкостью решит эту проблему, переведя систему в автоматический режим. А чтобы устранить излишки влаги из наружного воздуха, система задействует кондиционер.

Заключение

В этой статье мы выяснили, что такое климат-контроль в автомобиле. Кратко резюмируем всё описанное выше.

  • Установка системы нужна для создания комфортных условий в салоне машины с их автоматическим регулированием.
  • Современное авто с климат-контролем сделает максимально приятным и длительное путешествие, и кратковременную поездку.

Так что, если вы решили купить машину, то остановите выбор на варианте с наличием этого нужного устройства.

Сегодня все типы автомобилей оборудуются специальными устройствами, обеспечивающими в салоне благоприятный для водителя и пассажиров микроклимат. Это оборудование известно в мире авто под названием «климат контроль». Современные системы, создающие «погоду» в салоне автомобиля, представляют собой электронный комплекс, управляющий работой обогревателя, вентилятора, кондиционера и системы подачи и распределения воздуха.

Демонстрация работы климат контроля в салоне автомобиля. В данном случае но четырехзонный.

В недавнем прошлом весь климат в кабине создавался одной только «печкой», температура обогрева которой и сила наддува регулировались вручную, и использовалась она только в зимнее время. Летом обходились открыванием окон и форточек. Технический прогресс и рост благосостояния населения внёс весомый вклад в развитие систем обеспечения комфорта в управлении автомашин. Если раньше оборудованием климат контроля оснащались только эксклюзивные или престижные модели класса «премиум», то сегодня такое оборудование стало штатным для всех типов авто.

Однако в зависимости от класса машин система обеспечения климата в салоне имеет существенные различия в принципе работы, комплектации и функциональных возможностях. Нынешние продвинутые климатические системы автомобилей в большой степени автоматизированы. Они включают в себя электронный блок управления климат контролем, который с помощью датчиков, расположенных в разных местах салона, контролирует и регулирует работу кондиционера, обогревателя и фильтрующих элементов.

перед подачей в салон горячий и холодный воздух смешиваются до нужной температуры

Интеллектуальная система учитывает даже температуру наружного воздуха и уровень солнечной радиации. Изменением направления воздушного потока по разным зонам система контроля обеспечивает равномерное распределение тепла и холода по всему объёму, предупреждая простудные заболевания при долгом нахождении в салоне. Основным достоинством такой сложной системы является то, что она не сразу подаёт нагретый и охлаждённый воздух от двигателя и кондиционера в салон, а смешивает их в воздуховодах и распределяет полученную воздушную смесь по салону.

Таким образом, поддержание установленной температуры воздуха в салоне обеспечивается регулированием потока охлаждённого или нагретого воздуха, образующих смесь, и объёма поступающей в салон воздушной смеси. Это достигается использованием различных воздушных заслонок в воздуховодах, изменение положения которых приводит к изменению горячего, холодного и смешанного воздушного потока. Регулироваться положение этих заслонок может автоматически от блока управления климат контролем по сигналам датчиков или вручную.

Что лучше – климат контроль или кондиционер?

Большинство новичков из числа автовладельцев часто не различают устройство управления обычного кондиционера от системы управления контроля климата. Тем самым путают эти понятия, которые имеют принципиальные отличия. Изучая работу климат контроля или кондиционера, можно убедиться, что продвинутая интеллектуальная климатическая система имеет ряд преимуществ перед обычным кондиционером:

  • автоматически регулирует и поддерживает установленную водителем температуру в салоне;
  • безопасность для здоровья пассажиров обеспечивается селективной направленностью воздушного потока;
  • производит регулировку не только температуры, но и влажности, предотвращая запотевание стёкол и устраняя духоту в салоне;
  • возможность включения дополнительных функций, например, включение рециркуляции воздуха без забора снаружи, когда он задымлён, или включение освежителя, ароматизирующего воздух.

Выбирая климат контроль или кондиционер, следует учесть, что климатическая система – это дорогая и сложная система, обеспечивающая внутри автомобиля и применяется он практически независимо от сезона. А кондиционер стоит дешевле, более простой в устройстве и в работе, быстрее охлаждает салон, но используется в основном только летом. Длительное его использование может привести к простудным заболеваниям.

Видео: Kia Sportage 3 Самодиагностика и корректировка климат контроля

Особенности работы системы контроля климата

Принцип смешивания различных порций потока холодного и горячего воздуха, положенный в основу работы климат контроля и используемый для обеспечения постоянной температуры в салоне, позволяет конструкторам наращивать функциональные возможности системы для повышения комфортных условий нахождения внутри машины. Таким способом была организована полностью автономная система обеспечения микроклимата в салоне вне зависимости от внешних погодных условий. Она может:

  • быстро осушить воздух в кабине в дождливую и холодную погоду, чтобы удалить запотевание стёкол;
  • очистить воздух салона от пыли и дыма в знойном и загазованном городе;
  • дать возможность телу постепенно адаптироваться к прохладе при посадке в салон авто;
  • работать без забора воздуха снаружи.

Простейшая схема климатического контроля построена по принципу обеспечения одинаковой температуры во всём пространстве салона. Такая схема называется однозонной системой обеспечения микроклимата. Существуют более сложные схемы 2-х, 3-х и 4-х зонных систем контроля климата, в которых контроль обеспечивается по отдельным зонам.

Двухзонный климат контроль, его особенности

Двухзонный климат контроль. Водитель и передний пассажир могут выставить свою температуру

Многозонный контроль климата представляет собой систему обеспечения и поддержания разной температуры по зонам – посадочным местам. Наиболее распространённая среди них схема – это система двух зонного климат контроля. В этой схеме имеется возможность установки разной температуры в зоне водительского кресла и в зоне переднего пассажира. Особенностью такой системы является наличие ограничения на максимальную разность температур между соседними зонами контроля. Она обычно небольшая и не превышает 60С. Это значит, что если водитель поставил у себя 30 градусов, то пассажир не сможет выставить у себя меньше 24 градусов.

Трехзонный климат контроль — к двух передним счастливчикам присоединяется третий на заднем сидение

Трёхзонный вариант обеспечения микроклимата позволяет устанавливать различные температуры в трёх зонах:

  • в зоне водителя;
  • в зоне переднего пассажира;
  • в зоне задних сидений.

Четырёхзонный вариант позволяет устанавливать в зоне каждого сиденья свою отличную температуру. Учитывая, что личная машина редко загружается в полном объёме, 3-х и 4-х зонные системы контроля в большинстве случаев не используются по полной программе и являются избыточными. В этих вариантах контроля климата существуют такие же ограничения по градиенту температуры между соседними зонами, как в двухзонном климат контроле. Многозонные системы требуют большего количества воздуховодов, заслонок и датчиков, управляемых отдельным контроллером.

Блок управления климат контролем, режимы работы системы

Управление сложной системой контроля климата осуществляется с довольно простой панели, которая оборудована интуитивно понятными органами. Для того чтобы разобраться с их назначением, даже не нужно заглядывать в инструкцию по эксплуатации автомобиля. Существует ручной и автоматический режим работы контроля климата. Использование ручного режима подразумевает знание всех тонкостей работы оборудования системы. Неправильные действия с органами управления приводят к сокращению срока службы оборудования.

Видео: Как работает климат контроль в автомобиле?

В этом режиме можно вручную регулировать обороты вентилятора, охлаждение и обогрев воздуха, поступление воздуха в салон. Преимущественно ручной режим используется тогда, когда надо быстро нагреть или охладить воздух в кабине. Автоматический режим работы используется в процессе продолжительной поездки. Для этого водитель должен только включить систему и выставить необходимую температуру. Все процедуры по регулировке заслонок, распределению потоков и их напора производятся системой автоматически под управлением электронного чипа.

Многие автолюбители не используют автоматический режим лишь по той причине, что вентилятор издаёт много шума. Однако это характерно только для начального этапа работы системы, когда она интенсивно нагоняет нужный температурный режим и вентилятор работает с полной нагрузкой. В последующем при достижении контрольной температуры воздуха система и вентилятор переходят на режим слежения, где шумы работающей системы практически не различимы на общем шумовом фоне.

Нужно иметь в виду, что в автоматическом режиме, который включается с помощью кнопки Auto, насос кондиционера продолжает работать независимо от температуры наружного воздуха. Если на улице прохладно и вы хотите сэкономить бензин, то можно перейти на ручной режим работы.

Как хорошо и просто было раньше: жарко — открыл окно, холодно — закрыл окно. Промежуточные варианты тоже предусматривались: чуть жарко, чуть прохладно… Не то, что сейчас: только действительно бюджетные машины (некоторые из которых даже фактически и не являются автомобилями в привычном понимании слова) сейчас не предлагаются хотя бы с кондиционером. Более приятный вариант, когда в пункте выбора «погоды в доме» значится климат-контроль. Но в чем же разница между обычным кондиционером и климат-контролем? Особенно в случаях, когда последний имеет свои подпункты: двухзонный, трёхзонный… Разберемся.

Для начала — максимально краткий технический экскурс о работе кондиционера, как более простой и понятной системе. Если говорить совсем коротко, то кондиционер по своей сути равен домашнему холодильнику: холодный хладагент поступает к испарителям в салоне, переходя из жидкой формы в газообразную. В процессе преобразования поглощает тепло из салона, отдавая туда свой «холод». Благодаря компрессору газообразная смесь возвращается в радиатор, охлаждается потоками воздуха и возвращается в жидкое состояние. Процесс повторяется. Бонусом при этом можно считать попутное осушение воздуха в салоне (влага в воздухе конденсируется на холодных трубках, а затем выводится наружу автомобиля). Соответственно, стекла в машине меньше потеют. К слову, это лишь один из эффективных способов борьбы с влажностью, так обычно докучающей уже прохладной осенью и еще тёплой зимой, когда печку включать вроде бы еще и не нужно. Регулирование работы также максимально простое: выбор заданной температуры подачи холодного воздуха и выбор скорости работы подачи этого воздуха в салон — т.е. скорости вентилятора.

В этом плане важно, конечно, следить как за правильной работой всей системы, так и за отдельными её составляющими: нарушение герметичности соединений выпустит хладагент в атмосферу и охлаждать будет просто нечем, а (к примеру) неисправный компрессор не даст включить кондиционер в целом. Тут https://starter.ms/kompressory можно при необходимости посмотреть вариант для своего автомобиля — мало ли что…

Подводим промежуточный итог: кондиционер в машине в сущности равен холодильнику, где все параметры работы нужно выставлять вручную. Об «автоматизации» процессов речь не идет в принципе.

И логичная эволюция кондиционера — это климат-контроль. В сущности разница для конечного потребителя лишь в том, что в недрах автомобиля есть набор датчиков, контролирующих часть происходящих процессов. Выбрали необходимую температуру в салоне, включили режим «AUTO» — и система сама будет определять интенсивность работы вентиляторов и температуру подаваемого воздуха. Простейший пример: машина здорово нагрелась на стоянке, вошли завелись — и система климата включила вентиляторы на максимум, чтобы (логично) максимально быстро опустить температуру. По мере приближения оной к необходимо-заданной, интенсивность обдува снижается вплоть до минимальных «оборотов», предлагая только приятную прохладу без надоедливого шума работающих вентиляторов. В зависимости от «навороченности» системы, датчики могут включать не только простые температурные салонные, но внешние, дополняющие «картину охлаждения» параметрами уличной температуры, влажности, степени освещенности салона, скорости движения автомобиля и прочее.

Невероятный по сравнению с часто грубо-механическими регулировками обычного кондиционера прогресс климат-контроля — возможность регулировки температуры с точностью до градуса (у более простых моделей) и полу-градуса (у более сложных систем), так что выбрать желаемое не так уж и сложно.

Как отмечалось выше, у «климата» есть свои подпункты, включающие количество обслуживаемых «зон» — то есть возможность индивидуальной настройки температуры и обдува для разных участков салона:

  • одна зона — регулировка только для салона в целом, но преимущественно для водителя;
  • две зоны — раздельная регулировка температуры и скорости подачи воздуха для водителя и переднего пассажира
  • 3 зоны и более — включение в «раздачу» заднего ряда / рядов пассажиров

Ну а с точки зрения чисто технической разница между кондиционером и климат-контролем лишь в наличии упомянутых выше датчиков у последнего, а также возможностей у того же «климата» по индивидуальной тонкой настройке. Компрессор, хладагент, радиатор и прочее остаются в сущности теми же. Конечно, если не считать действительно навороченных систем у автомобилей премиум-класса…

Близкое родство обоих систем имеет и логичные «тонкие места» их работы:

  1. При засорении салонного фильтра (который, как не многие, к сожалению, знают, является таким же «расходником», как и масло с омывайкой) система начинает работать хуже, появляется неприятный запах в салоне.
  2. В воздуховодах также могут со временем скапливаться болезнетворные бактерии (чем не среда для размножения, где тепло, темно и влажно?), так что не менее периодически стоит заниматься их чисткой. Для этого либо используют специальные компрессоры, подающие очень горячий пар, либо специальные дымовые «шашки», прогоняющие дезинфицирующий состав через все каналы. Разумеется, в обоих случаях не рекомендуется дышать этими составами.
  3. Радиатор, расположенный в подкапотном пространстве автомобиля, также подвержен загрязнению: коктейль из мошек, листвы, пуха с деревьев со временем образуют на лицевой поверхности радиатора непреодолимый для набегающего воздуха щит — что логично приводит к не корректной работе хоть кондиционера, хоть климат-контроля. К сожалению, особенности конструкции некоторых автомобилей не позволяет просто «продуть» радиатор — для чистки приходится полностью снимать передний бампер.

Что в сухом остатке? Кондиционер от климат-контроля по сути отличается большей «самостоятельностью» последнего, что положительно сказывается как на общем состоянии водителя, так и на безопасности движения (не нужно отвлекаться на настройку работы). Да и при последующей перепродаже наличие «на борту» системы климата станет для автомобиля таким же жирным плюсом, как легкосплавные диски или кожаный салон. Главное — всё грамотно обслуживать.