Закон «О смене резины. Штрафы предусмотренные за езду на зимней и летней резине в несезон

В регионах, где зима ярко выражена, автовладельцам приходится покупать два комплекта резины — летнюю и зимнюю. Очень важно, чтобы шины соответствовали разным погодным условиям. Использование сезонной резины является обязательным пунктом в любом договоре КАСКО фактически во всех страховых компаниях. Поэтому нет сомнений в потребности менять резину два раза в год. Однако когда это делать? Поскольку погода бывает непредсказуема, порой непросто определить момент, когда сезон окончательно сменился. Об этом далее в статье.

Резина, применяемая в летних шинах, является более жесткой. Она достаточно износостойка и выдерживает контакт с асфальтом, разогретым в жару. Свойства летней резины сбалансированы между сопротивлением качению и сцеплением с поверхностью, шина довольно эластична, чтобы «держать» транспортное средство на заложенном курсе, однако не изнашивается за сто километров пробега. В условиях низких температур покрышка становится жесткой, процесс качения больше походит на скольжение, а способность к стабильному контакту с дорожным полотном стремительно уменьшается.

Зимняя резина

Зимние шины отличаются более мягким составом резины, которая становится очень мягкой при плюсовых температурах и быстро изнашивается. Однако когда температура опускается ниже нуля, зимняя шина становится достаточно эластичной, что позволяет уверенно управлять автомобилем. Кроме самого химического состава, зимние шины могут быть более пористыми с целью увеличения площади контакта. Стоит отметить, что особенно хорошо это сказывается в условиях езды по льду, когда самые мелкие неровности цепляются за практически гладкую поверхность, тем самым сокращая тормозной путь.

Пограничная температура для обеих типов шин — +10 градусов по Цельсию. При ее установлении желательно «переобуться».

Чем зимняя резина отличается от летней

Считается, что основное отличие летней резины от зимней — это лишь рисунок протектора. Однако, на самом деле, это не совсем так. Хотя, как правило, рисунок действительно отличается, это далеко не определяющее и не самое главное отличие.

Попробуйте подержать обычный ластик (стирательную резинку) на морозе. Знаете, что с ней произойдет? Если резинка промерзнет, ее можно без труда сломать, поскольку в таком состоянии она не будет гнуться и, соответственно, ничего не будет стирать, пока не нагреется. А происходит это потому, что резина, точно так же, как и все остальные материалы, значительно меняет свои свойства зависимо от температуры.

Именно поэтому для различных температурных режимов производители автомобильных шин разрабатывают различный химический состав резины, «затачивая» таким образом определенную шину под эксплуатацию в определенном температурном диапазоне.

Замена резины, почему важно менять резину по сезону

Выше описанный температурный диапазон фактически никем не публикуется, однако стандартным правилом для всех является следующее:


Замена резины, время замены на зимнюю и летнюю, согласно закону


Следовательно существуют такие промежутки применения автомобильных шин:


Следовательно, если у вас установлены летние шины без маркировки и зимние шипованные шины, то осуществить замену необходимо на протяжении осени, то есть с сентября по ноябрь.

Также стоит упомянуть о водителях, применяющих т. н. всесезонные шины, которые предназначены для эксплуатации на протяжении всего года. Их можно эксплуатировать в зимние месяцы лишь при наличии соответствующей маркировки — «M+S» и так далее.

Штраф за несоответствие резины сезону

В 2016 году штраф за отсутствие зимних шин не может быть наложен. Однако, существует штраф за применение изношенных зимних шин — предупреждение либо 500 рублей. Сотрудники ГИБДД могут наложить данный штраф на водителя, который эксплуатирует зимнюю резину(с маркировкой «M+S» и так далее), у которой на наиболее изношенном месте глубина протектора составляет менее четырех миллиметров. Однако штраф накладывается лишь при эксплуатации транспортного средства на заснеженном или обледеневшем дорожном покрытии.

Замена резины, когда производят замену покрышек, ориентируясь на температуру наружного воздуха

В вопросе эксплуатации транспортного средства достаточно трудно определить четкую границу между летом и зимой, в результате чего назвать точную дату замены покрышек довольно сложно. Да и погода в нашей стране в последние годы весьма нестабильна и непредсказуема. Поэтому многие считают, что использование всесезонной резины даст возможность решить возникшую проблему. Однако, к сожалению, такая универсальность не всегда эффективна и оправдана.

Большинство специалистов рекомендует производить замену зимних покрышек на летние, когда среднесуточная температура на улице колеблется в пределах +5-7 градусов по Цельсию. Ведь все знают, что в ночное время не исключены заморозки, в результате чего на дороге образуется корочка льда, летние шины по которой сильно скользят.

Стоит знать, что при температуре +10 градусов зимние шины плохо работают и транспортным средством сложно управлять, однако если вы ездите лишь утром и вечером, смело ориентируйтесь на ночную температуру.

Однако, если вы выезжаете с гаража только днем, когда температура воздуха существенно отличается от той, что в ночное время, ориентируйтесь исключительно на данную температуру воздуха.

Обладателям шипованной резины необходимо «переобуваться» весной гораздо раньше, чем владельцам нешипованных шин. Это связано с тем, что шипованные шины быстро изнашиваются в теплое время, а тормозной путь на прогретом сухом асфальте очень велик. Несколько дней движения на шипованной резине в теплую погоду равны тысячам километров езды по снегу. К тому же, происходит ухудшение курсовой устойчивости, управляемости и тормозных свойств. Транспортное средство слабо реагирует на повороты рулевой колонки. Кроме того, при быстрой езде по асфальту с шипованными шинами, шипы способны вылетать из гнезд крепления, выхватывая определенные части протектора и разрушая дорожное полотно.

Что гласит закон о протекторах по смене резины

Нормальная глубина протектора для зимней резины несколько больше, чем для летней. Это обусловлено тем, что утрамбованный снег гораздо сложнее выводить из-под пятна контакта колеса, в результате чего канавки должны быть немного глубже. В 2016 рекомендованная глубина протектора зимних покрышек должна составлять не менее четырех миллиметров. На такой шине, при этом, должна быть определенная маркировка со снежинкой, которая размещена в трехпиковой горной вершине, а также специальные обозначения «MS», «M&S», «M+S».

Советы профи, как учитываются климатические особенности региона

При выборе шин также необходимо учитывать климатические особенности региона, где вы живете. Всесезонная резина рассчитана на температуры от -5 до +25 градусов по Цельсию. Следовательно, вариант всесезонной резины неприемлем для российских широт и даже рискован для жизни.

Советы профи, нужно ли иметь два комплекта дисков, как хранится резина без дисков, как добиваются равномерного износа путем замены ведущей пары на не ведущую

Естественно, желательно иметь два комплекта дисков, так как если зимой и летом ездить на одних дисках, а менять только шины, то диски быстрее изнашиваются. Стоит отметить, что покрышки без дисков необходимо хранить только вертикально, во избежание деформации. Желательно хранить резину в темном помещении.

Производить замену необходимо сразу всех четырех шин, при этом очень желательно, чтобы они все были одинаковые. Это касается не только модели, а и даты выпуска колес. Если транспортное средство имеет привод на одну ось, в новом сезоне шины с ведущей оси желательно поставить не на ведущую, чтобы добиться равномерного износа резины.

Переход на летнюю резину связан с технической необходимостью. Шипы зимних колёс получают серьёзные повреждения при долгой езде по сухому асфальту. Кроме того, использование летней резины снижает расход горючего, они менее шумные. Но определять момент перехода на использование зимней резины каждому водителю приходится самостоятельно.

И у каждого есть своя история, связанная со слишком ранней сменой покрышек. Даже небольшой участок трассы, покрытый льдом, может отправить вашу машину в скупку битых авто. Как же правильно определить момент перехода на летнюю резину и какие правила соблюдать, двигаясь на летних колёсах весной, чтобы избежать ДТП - в этой статье.

В чём разница между зимней и летней резиной

Для большинства водителей разница между зимними и летними покрышками состоит исключительно в наличии или отсутствии шипов. На самом деле различий существенно больше. Вот лишь несколько из них.

  • Состав резины в шинах, предназначенных для эксплуатации при отрицательных температурах, отличается от разработанного для лета. Эксперты утверждают, что при торможении в холодную погоду с 80 км/ч даже на чистом асфальте зимняя резина способна справиться с остановкой авто за 70 метров, а летней потребуется 110 метров. Связано это с мягкостью зимнего состава.
  • Одновременно это означает, что зимняя резина при эксплуатации в тёплую погоду изнашивается существенно сильнее, чем летняя. Так что затягивать с переходом не стоит.
  • Шипы противоскольжения - не единственный способ снизить тормозной путь по льду и снегу. Производители сегодня предлагают зимние покрышки без шипов, так называемые «липучки». Если вы в основном ездите по городу, то их использование предпочтительнее. В тёплую погоду они также эффективнее, чем шипованные.
  • Корд в зимних шинах жестче, чем в летних, что также следует учитывать при вождении.

Когда нужно переходить на летнюю резину

Теперь, когда мы разобрались, почему каждый вид покрышек эффективнее в свой сезон, попробуем определить момент перехода с одних на другие. Эксперты предлагают ориентироваться на среднесуточную температуру. Как только она перевалит за +7 °C, время переобуваться пришло.

Но с другой стороны, рассмотрим архив погоды за февраль в Волгограде. Вот график за март 2014 года.

В районе 29-31 числа мы наблюдаем резкое снижение температуры, которое привело к большому числу аварий авто в Волгограде. И это не случайно, вот график среднесуточной температуры марта 2015 года.

В последних числах снова наблюдаем потенциальный «День жестянщика». Но это не сравнится с мартом 2016 года, когда многие машины с летней резиной в Волгограде угодили в скупку битых авто.

Несвоевременная замена сезонных покрышек резко снижает безопасность вождения, сокращает срок эксплуатации шин и может стать причиной штрафа. Погодные условия (уровень температур и состояние дорожного покрытия) указывают автомобилисту на необходимость визита в автосервис. Однако для регионов РФ время замены шин отличается.

Существуют законодательно закрепленные сроки замены зимних шин на летние и наоборот. Они не касаются универсальной всесезонной резины, однако запрещают эксплуатацию шипованных покрышек в летний период.

Официальные сроки замены зимней резины на летний вариант

В 2015 г. вступил в силу Техрегламент, обязательный для всех стран Таможенного союза. Документ Россия подписала еще в 2011 г., однако его действие было отложено на 4 года, чтобы производители шинного ассортимента смогли увеличить объем выпускаемой продукции. Согласно Техрегламенту «О безопасности колесных транспортных средств» № 018/2011 (приложение № 8):

  • с 01.06 по 31.08 запрещается использование автомобилей и других транспортных средств с шипованными шинами;
  • с 01.12 до 28(29).02 запрещается эксплуатация транспорта без зимних шин;
  • сроки (в сторону увеличения) могут менять региональные власти в зависимости от климатических особенностей.

В Техрегламенте не указана конкретная дата, к которой зимняя резина должна быть заменена на летнюю. Более того, запрет распространяется только на шипованные покрышки в летний период, а о фрикционных (в просторечии – «липучки») не упоминается.

Однако есть характеристика, прописанная в Техрегламенте и «Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации», на которую будет ориентироваться дорожная полиция при проверке транспортного средства. Это глубина рисунка на протекторе покрышки, которая не должна быть меньше 1,6 мм на легковых автомобилях. Для мопедов и мотоциклов предусмотрена остаточная глубина протектора 0,8 мм, для автобусов – 2 мм, для грузового транспорта (более 3,5 т) – 1 мм. Если на покрышке присутствует индикатор изношенности, то пригодность шины будет определяться по нему. Несоответствие данным параметрам влечет штраф или устное предупреждение при проверке (меру наказания выбирает инспектор).

Когда переходить на летний вариант покрышек?

Оптимальную дату перехода должен подсказать здравый смысл и опыт. Позже всего смена покрышек происходит в северных регионах РФ (где такая процедура вообще имеет смысл), а водители Краснодарского края часто ставят летнюю резину в первых числах марта. В средней полосе России «переобувать» автомобиль раньше 15 марта не рекомендуется. Частые заморозки в первый весенний месяц и неожиданная смена оттепели на снегопад могут привести к тому, что транспорт с летними шинами будет заносить на дороге, а тормозной путь увеличится на несколько метров. Сложнее приходится автовладельцам, которые используют зимой шипованную резину. Ездить на таких шинах по мокрому снегу или лужам рискованно: эффект аквапланирования может привести к аварийной ситуации.

Замена зимних покрышек на летние зависит от:

  • среднесуточной температуры воздуха. Если в течение нескольких дней столбик уверенно двигается выше +7 градусов, а ночная температура на 0, то менять резину уже можно;
  • состояния дорожного покрытия. Этот фактор индивидуален для каждого водителя. Передвижение днем по городским дорогам может быть безопасным, в отличие от эксплуатации транспортного средства по обледеневшему покрытию загородных трасс ранним утром или ночью.
  • вида шин. Фрикционные покрышки демонстрируют лучший результат на мокрой дороге, а шипованные – на льду (результаты исследований компании Test World из Финляндии). Менять шипованную резину на летний вариант нужно раньше, чем фрикционные шины.

Как ведут себя зимние шины летом?

Основное отличие зимнего варианта – химический состав резиновой смеси. Она адаптирована для эксплуатации при минусовых температурах, поэтому не твердеет, обеспечивая надежный зацеп с дорогой. Если такие покрышки установлены на автомобиле летом, то под влиянием раскаленного асфальта или плюсовых температур протектор становится мягким и стирается (при температуре воздуха +30 асфальт раскаляется на 20-25 градусов и больше). Производители утверждают, что резина начинает деформироваться уже при +7. Наезд на острый выступ или камень часто приводит к разрыву шины.

Езда на зимних покрышках провоцирует больший расход топлива, поскольку увеличивается мощность двигателя. Заправка авто обойдется на 10% дороже. Страдают и другие системы транспортного средства. Основная нагрузка приходится на ходовую и подвеску, которые могут потребовать серьезного ремонта после езды летом на зимних покрышках. Рейтинг: 5/5 (2 голосов)

Дважды в год перед автомобилистами встает вопрос: когда менять резину , уже пора или еще рано? Есть ли какие-то правила, чтобы менять резину на летнюю по закону? Вот что я вам сегодня рекомендую …

Здравствуйте, уважаемые читатели блога.

Стоит пригреть весеннему солнышку, немного подсохнуть асфальту, а термометру показать температуру около +5 градусов, сразу многие начинают спрашивать, когда менять резину на летнюю по закону? А многие водители-торопыги скорее спешат менять резину на автомобиле на летнюю. Погода в это время очень непредсказуемая: сегодня тает, завтра может ударить мороз и выпасть снег! Март месяц – коварная пора. Да и, судя по всему, начинающийся апрель в этом году какой-то непонятный будет…

- С 1 января 2015 года вступил в силу новый технический регламент Таможенного союза, в котором предусмотрены ограничения по минимально допустимой глубине протектора резины: для летних шин - 1,6 миллиметра, для зимних - 4 миллиметра. Помимо этого техрегламентом ТС «О безопасности колесных транспортных средств» введен запрет на эксплуатацию летних шин в зимний период и шипованных шин летом, получивший название «Закон о шипованной резине ». Согласно данному документу продолжительность зимнего периода составляет 3 месяца - с 1 декабря по 1 марта. Но в связи с тем, что климатические условия в разных географических субъектах могут значительно отличаться, данный период может быть продлен, но никак не сокращен.

Однако в России, несмотря на то, что для исключения возможности использования неподходящей резины были внесены поправки в ПДД, четко описывающие, какая резина считается летней, какая зимней, а какая всесезонной, данный законопроект действует не в полную силу (про виды шин я уже рассказывал). Это связано с тем, что в правилах не прописан запрет на конкретное время эксплуатации шин. Получается, что, несмотря на установленные техническим регламентом ограничения, водители несут ответственность только за использование шипованной резины летом, а за летние шины зимой - нет. Главное, чтобы глубина протектора соответствовала обозначенным стандартам.

Если учитывать рекомендации производителей автомобильных шин и экспертов в данной отрасли, то проводить смену автомобильной резины стоит тогда, когда уже на протяжении нескольких суток в вашем регионе держится среднесуточная температура +5 — + 7 градусов.

Помните, что именно температура воздуха непосредственно влияет на свойства автомобильных шин . Если сменить покрышки раньше времени (когда еще возможно понижение температуры и заморозки), то летние покрышки станут более твердыми и соответственно будет довольно сложно управлять автомобилем. Если вам сейчас надо выбирать и покупать летнюю резину, то хочу напомнить, какие есть обозначения на шинах и что они означают.

Одновременно с этим автомобильные эксперты не рекомендуется ездить на зимних шинах, когда на улице более +10 градусов. Ведь в таком случае покрышки значительно быстрее изнашиваются, а также увеличивается расход топлива.

После того, как вы прочитали эту статью, вы понимаете, что строгих рамок когда менять зимнюю резину на летнюю нет. Отсюда делаем вывод: менять зимнюю резину на летнюю стоит тогда, когда температура (даже ночью) будет уверенно держаться выше 0, желательно выше +5. Судя по прогнозам, в Москве и Санкт-Петербурге это наступит не ранее середины апреля. Так что меняйте тогда, когда вы готовы, да и сами чувствуете и понимаете, что пора. А пока лучше потерпеть и еще немного подождать. Не жалейте шипы, ваша безопасность всего дороже!

На сегодня все. Следующий раз поговорим с вами про новый закон ОСАГО 2017 .

Когда менять резину на летнюю вы теперь знаете!

Автомобиль должен быть безопасен при любой погоде. Для этого в первую очередь надо создать надежный контакт с дорогой, что обеспечивается шинами. Они бывают разные, их ставят в зависимости от сезона и затем меняют с приходом другого времени года. Из-за этого возникает резонный вопрос, например, когда переходить на летнюю резину, убрав зимнюю на хранение.

Немного сведений о резине

Два раза в год все пункты шиномонтажа оккупированы озабоченными людьми, таскающими самые разные колеса, – водители переобувают своих «железных коней». Чем это вызвано? Все дело в резине и ее составе. Ей приходится работать в жестких условиях, от арктических морозов до тропической жары. Поэтому, чтобы обеспечить надежное сцепление с дорогой при таких изменениях окружающей среды, используются разные типы шин.

Отличие заключается в составе резины. Летняя более жесткая, способна контактировать с разогретым асфальтом, и обеспечивает в этом случае отличное сцепление с дорогой. Но она благодаря своему составу работает при температуре выше +5 °С, при более низких значениях резина становится слишком жесткой и не создает надежного контакта с покрытием.

В таких случаях переходят на зимние шины. В них применяется резина более мягкая, благодаря чему и при морозе она лучше цепляется за дорогу. Но ее положительные качества меняются на противоположные при повышенной температуре. Вследствие дополнительного размягчения при подобном воздействии зимние шины не могут удержать автомобиль на дороге. Считается допустимым их использование до тех пор, пока воздух не прогревается выше +10 °С.

Вот те сведения о резине, которыми и руководствуются все водители, меняя ее два раза в год. Конечно, это не все, что нужно знать о разных шинах, но приведенных данных достаточно, чтобы принять более-менее обоснованное решение. Определяя, при какой температуре переходить на летнюю резину, во внимание надо принимать не разовое ее значение, а результаты наблюдения в течение некоторого периода времени.

И если воздух уже постоянно прогревается выше критического уровня, в том числе и ночью, то необходимо менять шины. Эксперты считают, что граничным значением для определения возможности смены резины будет +8 °С. Своевременный переход на нужный тип обеспечит ее сохранность и безопасность движения в изменившихся условиях.

О всесезонке

Все сказанное относится к шинам для обычных автомобилей. При рассмотрении эксплуатации внедорожников, как правило, укомплектованных всесезонной резиной, ситуация будет несколько другая. Надо также учитывать, что шины упомянутого типа могут стоять и на любой машине, а не только на вездеходах.

Всесезонные покрышки, по замыслам производителей, рассчитаны на круглогодичное применение. Подобное возможно, но не везде. Температурный диапазон эксплуатации такой резины составляет от минус 7 до плюс 30 °С. Это позволяет успешно их использовать осенью и весной, когда погода неустойчива. Шины данного типа обычно находят применение в странах, не отличающихся суровым климатом, например в европейских.

Но и тогда решение о том, когда нужно переходить на летнюю резину и стоит ли это делать вообще, каждый водитель принимает самостоятельно.

О нормативных актах

Следует отметить, что если раньше замена резины была делом сугубо добровольным, то с 01.01.2015 г. это уже совсем не так. Введен в действие новый технический регламент, запрещающий с 01.12 по 28.02 езду на летних шинах, а с 01.06 по 31.08 – на зимних. Так что хоть строго и не определено, с какого месяца переходят на летнюю резину, тем не менее действует запрет на применение шин не по сезону.

Кроме того, регламентом установлена допустимая глубина протектора – для летних покрышек это более 1,6 мм. Колеса с рисунком, имеющим такую высоту, допускаются к эксплуатации на автомобиле. Но несмотря на введение регламента, как и раньше, водителю приходится самостоятельно определять момент перехода на другой тип резины. Правда, сейчас у него есть однозначный запрет на использование летних шин зимой и зимних летом и ориентир по температуре. Дополнительную информацию о замене колес можно получить из видео:

Окончательное решение о замене резины каждому водителю придется принимать самостоятельно на основании технических характеристик применяемых шин, условий эксплуатации автомобиля и частоты его использования. При этом можно (и нужно) руководствоваться действующим техническим регламентом и складывающимися климатическими условиями в конкретной местности.