Любимые автомобили брежнева. Заядлый автомобилист леонид ильич брежнев

Глава государства застойных времен СССР Л.И. Брежнев любил красиво одеваться, ценил дорогие аксессуары и держал великолепную коллекцию автомобилей.

Страсть генерального секретаря ЦККПСС Брежнева к машинам была хорошо известна, поэтому дорогие его сердцу авто он часто получал в подарок.

Первым в коллекции автомобилей Брежнева в конце 30-х годов появился Buick-90 Limited. Тогда Леонид Ильич был секретарем обкома в Днепропетровске.

Вторым автомобилем Брежнева в середине 50-х стал Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop. Несколько американских автомобилей приобрел лично Хрущев для членов политбюро в подарок. Брежневу достался Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop приятно-сочетаемых модных в ту пору цветов морской волны с белым. Леонид Ильич вскоре расценил, что машина слишком легкомысленна и подарил ее дочери Галине. Та в свою очередь, питая нежную привязанность к батюшке, в 60-х пополнила коллекцию машин Брежнева автомобилем Opel Kapitan L.

В середине 60-х в гараже Брежнева уже красовалась чудесная модель, олицетворение американской мечты Chrysler-300.

Все знали о страсти генсека Брежнева прокатиться с ветерком. Одна из самых любимых спортивных моделей авто Брежнева конца 60-х - Maserati Quattroporte, подаренный итальянской компартией. С мощным двигателем под 300 л.с. он выдавал скорость почти 250 км.ч.

Меценаты и монархи многих государств не обошли своим вниманием пристрастие главы государства СССР Брежнева к автомобилям.

Сама королева английская Елизавета-II подарила Брежневу Rolls-Royce Silver Shadow , и еще один Rolls-Royce Брежневу презентовал А. Хаммер.

В начале 70-х Л.И Брежнев любил с царственным комфортом передвигаться на подаренном ему канцлером ФРГ Mercedes 600. Таких моделей, ограниченного спецвыпуска в мире было всего несколько, предназначенных исключительно для высокопоставленных особ — одна из них досталась императору Японии.

Один из друзей Брежнева вспоминал, как водил машины Брежнев. Он часто любил демонстрировать свои лихие навыки, ездил быстро, рискованно. Казалось, эта страсть была одной из ценнейших для жизни лидера КПСС, придавала ему уверенность, заряжала энергией.

Самым щедрым дарителем автомобилей Брежневу был американский президент Никсон. В 1972 году он исполнил каприз генсека получить «Кадиллак Эльдорадо», и в том же году коллекцию автомобилей Брежнева пополнил шикарный Lincoln Continental.

Ценитель дорогих брендовых машин Л.И. Брежнев пользовался и услугами отечественного автопрома. На охоту брал «Волгу», встречал дорогих зарубежных гостей на «Чайке».

Все автомобили Брежнева — выше приведен далеко не полный список — при жизни генсека тщательно береглись. «Им служили» хорошие механики, да и сам генсек, говорят, любил повозиться с ними.

Судьба многочисленной любимой автомобильной коллекции Брежнева, видного деятеля советского государства оказалась плачевна. Автомобильное наследство генсека перепродано родственниками бесцельно. Некоторые автомобили Брежнева и вовсе исчезли бесследно, вследствие пожаров и аварий, а отдельные экземпляры он и сам погубил при жизни.

Виктория Мальцева

Если б я был султан... Сто жён? Чур меня, чур! Сегодняшние султаны и с одной разводятся - времена такие. Но, вот автомобили - другое дело! И сто, и двести. Самых-самых! И как я понимаю Леонида Ильича)) Его любовь к хорошим машинам началась ещё в далёком 38 году, когда первому секретарю Днепропетровского обкома Брежневу был "выделен" Buick-90 Limited.

    Тогда вообще любили американские машины - как известно, Сталин ездил на Паккарде.
    Но, и Бьюик был совсем не плох...

    Так или иначе, но с этого момента Леонид Ильич уже не мог равнодушно смотреть на хорошие автомобили.
    Следующей иномаркой Брежнева стал легендарный Chevrolet Bel Air, автомобиль массовый, не преумный, однако, необычайно популярный в середине 50-х в далёкой Америке.
    Весной 1955 года глава СССР Никита Сергеевич Хрущев, пребывая с визитом в Вене, распорядился купить несколько хороших автомобилей - в качестве подарков для особо отличившихся перед партией и правительством. Поэтому в апреле того же года в салоне Берхарда Данеке был куплен бело-зеленый Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop - со «средненьким» мотором мощностью 170 л.с. и механической коробкой передач, хотя в ту пору в Америке особым шиком считались машины с «автоматами».

    Хрущев знал, что глава компартии Казахстана Леонид Ильич Брежнев души не чает в породистых скоростных машинах. Никита Сергеевич решил: «Пусть Брежнев поднимет целинные земли и поддержит меня на ХХ съезде - тогда верну его в Москву и подарю Chevrolet». Так оно и случилось.

    Но даже такой шикарный подарок радовал будущего генсека недолго - «роскошный» Bel Air оказался не таким уж и роскошным. К примеру, стеклоподъемники были обычными механическими - сервопривод не предлагался даже за доплату. Chevrolet - это не Cadillac. Впрочем, не будем гадать о причинах, но красавец БелЭйр был подарен дочери Галине, которая в то время была замужем за цирковым артистом Евгением Милаевым.
    Евгений и Галина не остались в долгу - и в 1960 году привезли Леониду Ильичу из гастролей по ФРГ седан Opel Kapitan L.

    А Шевроле позже всё равно вернулся в отцовский гараж. Разведясь, Галина забрала его с собой, хотя к тому времени он уже и был изрядно потрёпан. Через какое то время этот автомобиль при посредничестве знаменитого лётчика Александра Ивановича Покрышкина был продан главному инженеру одного из Днепропетровских заводов.
    Этому автомобилю повезло - уже в наше время его в бессознательном состоянии нашли энтузиасты, и вдохнули новую жизнь. На фото та самая машинка после реставрации.

    После Опеля Леонида Ильича радовал красавец CHRYSLER 300 (1966)

    Судьба этого красавца сложилась трагично. В 1986 году с киностудии имени Максима Горького была куплена Эжиевым Мухарбеком Исмаиловичем, проживавшим на тот момент в СОАССР. В 1992 году во время Осетино-Ингушского конфликта была сожжена мародёрами, после безуспешной попытки угона. Единственное, что осталось от этой машины, это ключи и документы.

    Настоящей жемчужиной коллекции Брежнева был Maserati Quattroporte. В 1968 году это был один из самых мощных и дорогих четырёх дверных седанов. Он мог разгонятся до 230 км/ч и имел V-образную восьмерку с мощным 290 л.с. двигателем. Этот автомобиль Брежнев получил в подарок от руководства итальянской партии.

    Ну, и какая же коллекция без Rolls-Royce? Это было бы совсем не по ленински))

    У Леонида Ильича было два Rolls-Royce Silver Shadow. Один "призрак" был подарен ему "большим другом Советского Союза" предпринимателем Армандом Хаммером, а второй - королевой Елизаветой II

    По одной версии королевский подарок был разбит Леонидом Ильичом под Завидово, по другой, официальной, виноват водитель Гаража особого назначения. Разбитый "призрак" находится в Рижском музее...

    Год спустя канцлером ФРГ был подарен очередной автомобиль Брежневу. На этот раз им оказался 6-ти дверный лимузит от компании Мерседес модели 600. Серия этих автомобилей была строго ограничена. Их было изготовлено всего семь, а 6-ти дверных – два, один из которых достался Брежневу, а второй – императору Японии.

    В мае 1972 года ожидался визит Президента США Ричарда Никсона в Москву. Накануне поездки посол СССР в США Анатолий Добрынин приватно сообщил Никсону: «Леониду Ильичу очень хотелось бы получить в подарок автомобиль «Кадиллак Эльдорадо»». Автомобиль изготовили по специальному заказу за три дня. На четвёртый день «Кадиллак» для Л.И. Брежнева был доставлен в Москву транспортным самолётом американских ВВС.

    Вспоминает Генри Киссенджер:

    «Однажды он подвел меня к черному „Кадиллаку“, который Никсон подарил ему год назад по совету Добрынина. С Брежневым за рулем мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрестке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно, ибо здесь, за городом, если и имелся дорожный инспектор, он вряд ли бы осмелился остановить машину Генерального секретаря партии. Быстрая езда окончилась у причала. Брежнев разместил меня на катере с подводными крыльями, который, к счастью, он вёл не самостоятельно. Но мне казалось, что он должен побить тот рекорд скорости, установленный генсеком во время нашей поездки на автомобиле».

    Другим шикарным американцем в коллекции Генсека стал Lincoln Continental 1972 года.

    Эта машина также была подарена Брежневу. История была такова – во время визита Никсона в СССР, Брежнев увидел лимузин президента США, и имел неосторожность пожелать себе такой же.

    Роскошный голубой седан был преподнесен Брежневу в Кемп-Дэвиде. Машина была также уникальна, как и все другие – там была и климатическая установка, и электрорегулировка кресел, и музыкальный центр. Когда Брежнев увидел сей суперкар, весьма обрадовался, и принял решение прокатиться на ней немедля, вместе с Никсоном.

    «Я сделал ему официальный подарок на память о его визите в Америку - темно-голубой „Линкольн-Континенталь“ индивидуальной сборки. На приборной панели была выгравирована надпись: „На добрую память. Самые лучшие пожелания“. Брежнев коллекционировал роскошные автомобили и поэтому не пытался скрыть своего восхищения. Он настоял на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Он сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь вовнутрь. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: „Медленно, опасный поворот“. Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоз, чтобы съехать с дороги вниз. Брежнев ехал со скоростью более 50 миль (80 км) в час, когда мы приблизились к спуску. Я подался вперед и сказал: „Медленный спуск, медленный спуск“, но он не обратил на это внимания. Мы достигли конца спуска, пронзительно завизжали покрышки, когда он резко нажал на тормоза и повернул. После нашей поездки Брежнев сказал мне: „Это очень хороший автомобиль. Он отлично идёт по дороге“. „Вы великолепный водитель, - ответил я. - Я никогда не смог бы повернуть здесь на такой скорости, с которой вы ехали“. Дипломатия - не всегда лёгкое искусство».

    Японская нота в этой автомобильной симфонии - "Ниссан Президент". Первый экземпляр был служебным автомобилем Премьер-министра Японии, а второй изготовили специально для Л.И. Брежнева. Именно на "Ниссане" Генсек однажды прокатил по Москве Президента США Никсона и Госсекретаря США Киссинджера. Отсюда пошел анекдот: "Ты посмотри кто у них за шофера?"

    С его объёмом в 4.4 литра и весом более двух тонн автомобиль разгонялся до 195 км/ч. При этом расход топлива с установленной автоматической коробкой передач составлял всего 15 литров / 100 км, что было большим новшеством для тех времен.

    Но, не иномарками едиными. Были в гараже у Генсека и автомобили отечественного производства. Например, знаменитая лифтованная "Волга", на которой Брежнев ездил на охоту. Вот он - прообраз и предтеча современных кроссоверов!

    Не обошлось и без "Чайки", куда же без неё? Сначала это была "Чайка" ГАЗ-13

    А в декабре 1976 года коллекция Леонида Ильича пополнилась новым автомобилем – представительской «Чайкой» ГАЗ-14.

    Подголовники и подлокотники комфортабельных кресел обтягивали натуральной шерстью или кожей преимущественно английской марки Connolly – поставщика Aston Martin, Bentley и Rolls-Royce. Средний ряд сидений был откидным и при необходимости легко складывался в ниши в спинках передних кресел. Существовало два варианта обивки салона: бежевый и темно-зеленый.

    Удобство и комфорт «слугам народа» обеспечивали электрические стеклоподъемники, прикуриватели, четыре пепельницы, телефон, обогрев боковых дверных и заднего стекол, стереофонический приемник высшего класса «Радиотехника» с кассетной приставкой «Вильма». Управление радиоприемником с пульта, встроенного в подлокотники заднего сиденья, было основным – водитель обязан безропотно мириться со вкусами хозяина.

    Вот такая история любви Генсека и Автомобилей. По разному сложилась судьба раритетов.
    После прихода Горбачева, автомобили разошлись по разным местам. Замечательный Maserati попал в Эстонию. После перестройки очутился в руках охранной фирмы «Доломит», состоявшей из бывших сотрудников КГБ, которые продали его Маргарет Тэтчер. Разбитый "призрак" находится в Рижском музее. Cadillac Eldorado можно увидеть в клубе «Автоамерика» в Москве.

    До сих пор всплывают то тут то там по миру разные автомобили из коллекции Брежнева. В Германии с аукциона был продан Мерседес Брежнева. В Москве в очередной раз перепродавали автомобиль Ниссан на аукционе, организованным Sotheby’s, правда на этот раз неудачно.

    А хорошо бы собрать их всех вместе, правда?)

У многих людей есть хобби, без которого им было бы очень скучно жить на свете. Подобные увлечения были и у руководителей СССР. Хорошо известно, что Леонид Ильич Брежнев больше всего на свете любил хорошие автомобили и быструю езду за рулем. По разным данным, в его коллекции насчитывалось то ли несколько десятков, то ли несколько сотен машин. Причем все авто были ему подарены.

Автопарк Генсека

Первое, что приходит в голову, когда думаешь о невероятно многочисленном автопарке Леонида Ильича, это два вопроса: где хранились данные машины и кому они достались после смерти их владельца. Разумеется, у Брежнева не существовало собственного гаража для столь большого количества автомобилей, многие из которых были представительского класса и имели достаточно крупные габариты. Личные машины Л.И. Брежнева находились в гараже Главного управления охраны в Кремле, а также на его даче в Заречье. Периодически авто перегонялись из одного гаража в другой, причем зачастую самим владельцем. Леонид Ильич до глубокой старости много ездил за рулем, нередко значительно превышая предельно разрешенную скорость. Впрочем, это не создавало аварийной ситуации на трассе, которую специально освобождали от машин во время поездок Брежнева. Однажды, по воспоминаниям сотрудников охраны, Леонид Ильич сел за руль, забыв, что перед этим выпил снотворное. К счастью, рядом с ним находился его личный водитель, который сумел вовремя остановить тяжелый автомобиль, когда Брежнев уснул. После смерти Генерального секретаря ЦК КПСС все его автомобили как подарки руководителю страны перешли государству.

Считается, что Л.И. Брежнев владел лишь машинами иностранного производства, подаренными ему главами зарубежных государств. Это не так. В личном гараже Леонида Ильича было немало авто и отечественных марок. Первой советской машиной Л.И. Брежнева в 1966 году стала «Чайка» (ГАЗ-13). Спустя десять лет, когда в 1976 году была выпущена новая модель «Чайки» (ГАЗ-14), первый же автомобиль, сошедший с конвейера, был преподнесен Брежневу в качестве презента на его семидесятилетие. Примечательно, что это была единственная машина этой марки, которую покрасили в темно-вишневый цвет. Кузов всех остальных «Чаек» был черным. Кроме «Чаек» в личном гараже Генерального секретаря ЦК КПСС стояло несколько автомобилей «Волга». Одна из них была преподнесена ему в 1982 году на День Победы - 9 мая, другая имела полный привод. У Брежнева было также два бронированных ЗИЛа.

Презенты загнивающего Запада

Несмотря на большое количество отечественных автомобилей, Леонид Ильич предпочитал ездить за рулем исключительно автомобилей импортного производства. Самое интересное, что первый "Роллс-Ройс" был подарен Л.И. Брежневу не одним из иностранных лидеров, а его предшественником на главном посту страны Н.С. Хрущевым в 1955 году. Следующей иностранной машиной в гараже Леонида Ильича стал в 1960 году «Опель Капитен», преподнесенный ему мужем его дочери Галины. В 1968 году руководство итальянской Коммунистической партии в знак уважения подарило Л.И. Брежневу «Мазерати Кватропорте». Машина имела рекордные по тем временам 290 лошадиных сил и могла развивать скорость до 230 км/ч. Впоследствии лидеры многих иностранных государств отметились подарками элитных автомобилей для Генсека. Канцлер ФРГ Вилли Брандт преподнес «Мерседес-Бенц 600 Пульман». Президент США Ричард Никсон оказался наиболее щедрым, подарив поочередно три автомобиля – «Кадиллак», «Кадиллак Эльдорадо» и «Линкольн Континенталь». При этом "Кадилак Эльдорадо" был специально изготовлен для Л.И. Брежнева в США в 1972 году всего за трое суток. В СССР его доставил специальный транспортный самолет ВВС США. Но самым любимым автомобилем Леонида Ильича был все-таки «Линкольн Континенталь», подаренный ему Никсоном от лица американских бизнесменов. Брежнев с удовольствием прокатил на нем американского президента вокруг своей дачи.

Имя Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева в нашей истории связано с дешевой водкой, застоем и с громадной автомобильной коллекцией. Генсек был ведь не только заядлым охотником, но также шофером-асом и страстным автоколлекционером. Причем для пополнения своей коллекции он имел такие возможности, о которых простые смертные, для которых даже покупка или продажа подержанных авто была в те годы недоступна, могли только мечтать. Советские Джеймсы Бонды и здесь были начеку.

В его гараже стояло около восьми десятков зарубежных легковушек. Единственным автомобилем из Страны Восходящего Солнца был Nissan President 1973 года. Его история связана с единственной в жизни Брежнева аварией…

Звездный час подполковника

Производство автомобилей представительского класса с V-образным 8-цилиндровым мотором Nissan начал в 1965 году после преобразования моторостроительной компании Prinz Motors. 748 машин первой серии (1965-1967 гг.) имели двигатель с рабочим объемом 3998 см³ и мощность 197 л.с. при 5000 об/мин. Об удачной конструкции этого первенца свидетельствует то, что без особых изменений он выпускался 30 лет! Лишь наращивал «мускулатуру» - объем двигателя и «атлетическую силу» - мощность.

На Токийском автосалоне 1973 года Nissan представил второе поколение этого японского «Роллс-Ройса». Объем двигателя вырос до 4400 см³, а мощность - до «табуна» из 220 «самурайских скакунов», разгонявших двухтонную «вторую серию» до 195 км/ч. Крутящий момент остался прежним. Он не менялся на протяжении всех лет выпуска модели. Как, впрочем, и автоматическая коробка передач. Расход топлива был сравнительно небольшим для представительского автомобиля - 15 литров на 100 км пути.

Первым владельцем обновленного Nissan President с 4-х местным кузовом седан, дизайн которого был явно проамериканским, стал премьер-министр Японии.

На автосалоне лимузин привлек внимание щеголеватого европейца небольшого роста, которого звали Владимир Алексеевич Пронников. Он имел звание подполковника Первого Главного управления КГБ (внешняя разведка). Этот невероятно усердный и способный человек в свое время с отличием закончил Институт международных отношений и в совершенстве владел японским языком. Попав в конце 50-х в Токио, он прекрасно усвоил манеры поведения западных дипломатов: коллекционировал старинные японские маски, любил щеголять в разговоре малоизвестными подробностями японской истории, страстно обoжал теннис, слыл знатоком престижных автомобилей и французских вин. Такой внешний лоск и эрудиция привлекли внимание КГБ, и сотрудника посольства Пронникова пригласили по совместительству работать на Комитет.

В первый же год своей службы Владимир Алексеевич завербовал японского журналиста - небывалый для новичка успех - и показал себя мастером интриг, став (по официальной версии) заместителем резидента в Японии. «Страшному подполковнику» (как его называли коллеги) сопутствовал успех. Ему удалось завербовать Хирохиде Исиду - бывшего министра (агент по кличке Гувер). Этот человек за хорошие деньги стал проводником советских идей во враждебной коммунизму Японии. Естественно, такой агент не мог не заинтересовать «небожителей»: Брежнева, Громыко, Андропова. Исида стал получать от КГБ якобы для «парламентской ассоциации японо-советской дружбы» огромные суммы, отчета за которые от него никто не требовал. В 1973 году этот агент Кремля посетил Москву. И к его визиту была подготовлена специальная акция.

В нейтральных водах пограничники задержали 49 японских рыбаков. А потом (якобы по просьбе Исиды к председателю Совета Министров Косыгину) отпустили, подтвердив «влиятельность японского миротворца». За вербовку такого ценного источника информации Пронников получил орден Красного Знамени. И советский подполковник всерьез задумался, как отблагодарить «дорогого Леонида Ильича» за оказанное доверие. 4 сентября на открытии уже упомянутого автосалона Владимиру Алексеевичу не составило большого труда уговорить Хирохиде Исиду подарить Брежневу новый Nissan President. Ведь практически покупка осуществлялась на деньги КГБ.

Автомобиль не брали со склада готовой продукции, а, как и положено для машины такого класса, изготовили специально под «звездного клиента» (на тот момент дважды Героя) Брежнева. И в сентябре того же года спецрейсом «Аэрофлота» из Токио был доставлен большой седан, окрашенный в металлик темного оттенка красно-коричневого цвета. Автомобиль сверкал многочисленными хромированными деталями и четырьмя фарами. Салон из серой кожи был отделан деревом дорогих пород, а от непривычной нашему человеку аппаратуры (электростеклоподъемники, электрически регулируемые сидения) шла кругом голова. Но одна опция была создана специально для этого автомобиля: шкала и настройка приемника марки Sony соответствовали советским параметрам УКВ.

Машину сразу отвезли на Лубянку, где её осмотрели специалисты по аппаратуре прослушивания из 7-го отдела полковника Калягина. Эти люди чуть не угробили богатое и сложное электрохозяйство Nissan President своим топорным вмешательством. Вечером того же дня начальник личной охраны Брежнева генерал-майор Александр Яковлевич Рябенко перегнал автомобиль с двигателем № 000750 и кузовом № 000002 (вторая машина второй обновленной серии) его владельцу. Новая «игрушка» очень понравилась 66-летнему «хозяину страны» и заняла достойное место в его гараже на даче в Одинцовском районе под Москвой.

В разные годы эту «дачную» коллекцию пополнили: черный Rolls-Royce Silver Shadow - подарок Арманда Хаммера, два разных, но очень мощных Mercedes-Benz - подарки боннских лидеров, презенты американских президентов Cadillac Eldorado 1972 г. и Lincoln Continental 1974 г.

Первый Buick Генсека

Любовь к иномаркам зародилась у Брежнева в далеком 1938-м, когда за секретарем Днепропетровского обкома партии закрепили новехонький Buick-90 Limited. Управлял им шофер Рябенко. После войны у Брежнева проснулась тяга к трофейным машинам, которые ему привозили из побежденной Германии и из Москвы. Ильич через всю жизнь пронес любовь к хорошему охотничьему оружию и автомобилям. Недаром Киссинджер как-то сказал о нем: «Политик никудышний, но водитель - ас». На дачах Генсека оседали серьезные машины: Citroen SM, Maserati Quattoroporte, Ferrari Daytona…

Инцидент в Завидово

Как известно, любимым местом отдыха Леонида Ильича было охотничье хозяйство в Завидове. А отдых - это ведь не только охота, но и езда с ветерком. Личным рекордом генсека-автолюбителя считалось преодоление расстояния от Кремля до Завидова (150 км) всего за 50 минут!

Однажды, возвращаясь в Москву с удачной охоты из Завидова, Брежнев разогнал свою «восточную красавицу» почти до 200 км/ч. И вдруг машину начало заносить вправо. «Скорость, скорость снижайте!», - испуганно закричал сидевший рядом шофер. Брежнев, не теряя самообладания, всем телом налег на руль, пытаясь своим весом удержать машину. И это ему удалось. Лишь заднее правое крыло слегка оцарапалось о придорожное дерево. Когда остановились и осмотрели автомобиль, оказалось, что пробито переднее правое колесо. И только самообладание действительно классного водителя, коим и был (несмотря на возраст и прогрессирующий склероз) Брежнев, помогло избежать катастрофы.

«Последний» Ильич не имел марок-фаворитов, он любил действительно хорошие машины. Генсек не давал застаиваться своим железным коням и, соблюдая очередность, носился на них по дорогам общего пользования. Правда, рядом обычно сидел опытный водитель, а на заднем сиденье - Рябенко со своим заместителем Медведевым. За брежневским автомобилем постоянно следовала переполненная людьми из охраны черная «Волга» ГАЗ-24 с «чайковскими» мотором и трансмиссией.

Единственным автомобилем, за руль которого «кремлевский гонщик» не садился, был служебный «ЗИЛ-114». Брежнев разграничивал личные и служебные поездки. Интересно отметить, что даже во время затянувшихся переговоров с Никсоном и Киссинджером Брежнев просто сбегал из Кремля в Завидово, где мог спокойно поохотиться и проехаться с ветерком. Последняя автопоездка произошла в 1980 году, когда державный водитель, не учтя дорожной ситуации, вдребезги разбил любимый Rolls-Royce.

«Ниссан» стал коллекцией

После кончины Леонида Ильича, 10 ноября 1982 года, Nissan попал в Жуковку, на дачу дочери Галины. «Бриллиантовая леди», как известно, предпочитала «мерсы», и «японец» вскоре оказался у другого истинного знатока - настоятеля Почаевской Лавры. Позднее President был передан в гараж Патриарха Всея Руси Алексия II, где и находился до начала 90-х. Там этот автомобиль увидел специалист по профессиональной звукоусилительной технике Борис Лахметкин, выполнявший заказ Патриархии. Ему и уступили это много повидавшее авто. Борис Евгеньевич, большой любитель рыбалки и джаза (кстати, рыбачит он в том же Завидове), произвел ремонт этого удивительного автомобиля. Он подобрал краску и закрасил памятную царапину, пересмотрел двигатель и ходовую (которые прекрасно сохранились), разобрался с электрооборудованием. Лахметкин считает, что такой автомобиль должен принадлежать истинному коллекционеру, и негоже на нем ездить каждый день…

Если б я был султан... Сто жён? Чур меня, чур! Сегодняшние султаны и с одной разводятся - времена такие. Но, вот автомобили - другое дело! И сто, и двести. Самых-самых! И как я понимаю Леонида Ильича)) Его любовь к хорошим машинам началась ещё в далёком 38 году, когда первому секретарю Днепропетровского обкома Брежневу был "выделен" Buick-90 Limited.

Тогда вообще любили американские машины - как известно, Сталин ездил на Паккарде.
Но, и Бьюик был совсем не плох...


Так или иначе, но с этого момента Леонид Ильич уже не мог равнодушно смотреть на хорошие автомобили.
Следующей иномаркой Брежнева стал легендарный Chevrolet Bel Air, автомобиль массовый, не преумный, однако, необычайно популярный в середине 50-х в далёкой Америке.
Весной 1955 года глава СССР Никита Сергеевич Хрущев, пребывая с визитом в Вене, распорядился купить несколько хороших автомобилей — в качестве подарков для особо отличившихся перед партией и правительством. Поэтому в апреле того же года в салоне Берхарда Данеке был куплен бело-зеленый Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop — со «средненьким» мотором мощностью 170 л.с. и механической коробкой передач, хотя в ту пору в Америке особым шиком считались машины с «автоматами».


Хрущев знал, что глава компартии Казахстана Леонид Ильич Брежнев души не чает в породистых скоростных машинах. Никита Сергеевич решил: «Пусть Брежнев поднимет целинные земли и поддержит меня на ХХ съезде — тогда верну его в Москву и подарю Chevrolet». Так оно и случилось.


Но даже такой шикарный подарок радовал будущего генсека недолго - «роскошный» Bel Air оказался не таким уж и роскошным. К примеру, стеклоподъемники были обычными механическими — сервопривод не предлагался даже за доплату. Chevrolet — это не Cadillac. Впрочем, не будем гадать о причинах, но красавец БелЭйр был подарен дочери Галине, которая в то время была замужем за цирковым артистом Евгением Милаевым.
Евгений и Галина не остались в долгу — и в 1960 году привезли Леониду Ильичу из гастролей по ФРГ седан Opel Kapitan L.




А Шевроле позже всё равно вернулся в отцовский гараж. Разведясь, Галина забрала его с собой, хотя к тому времени он уже и был изрядно потрёпан. Через какое то время этот автомобиль при посредничестве знаменитого лётчика Александра Ивановича Покрышкина был продан главному инженеру одного из Днепропетровских заводов.
Этому автомобилю повезло - уже в наше время его в бессознательном состоянии нашли энтузиасты, и вдохнули новую жизнь. На фото та самая машинка после реставрации.

После Опеля Леонида Ильича радовал красавец CHRYSLER 300 (1966)


Судьба этого красавца сложилась трагично. В 1986 году с киностудии имени Максима Горького была куплена Эжиевым Мухарбеком Исмаиловичем, проживавшим на тот момент в СОАССР. В 1992 году во время Осетино-Ингушского конфликта была сожжена мародёрами, после безуспешной попытки угона. Единственное, что осталось от этой машины, это ключи и документы.

Настоящей жемчужиной коллекции Брежнева был Maserati Quattroporte. В 1968 году это был один из самых мощных и дорогих четырёх дверных седанов. Он мог разгонятся до 230 км/ч и имел V-образную восьмерку с мощным 290 л.с. двигателем. Этот автомобиль Брежнев получил в подарок от руководства итальянской партии.




Ну, и какая же коллекция без Rolls-Royce? Это было бы совсем не по ленински))

У Леонида Ильича было два Rolls-Royce Silver Shadow. Один "призрак" был подарен ему "большим другом Советского Союза" предпринимателем Армандом Хаммером, а второй - королевой Елизаветой II


По одной версии королевский подарок был разбит Леонидом Ильичом под Завидово, по другой, официальной, виноват водитель Гаража особого назначения. Разбитый "призрак" находится в Рижском музее...




Год спустя канцлером ФРГ был подарен очередной автомобиль Брежневу. На этот раз им оказался 6-ти дверный лимузит от компании Мерседес модели 600. Серия этих автомобилей была строго ограничена. Их было изготовлено всего семь, а 6-ти дверных - два, один из которых достался Брежневу, а второй - императору Японии.




В мае 1972 года ожидался визит Президента США Ричарда Никсона в Москву. Накануне поездки посол СССР в США Анатолий Добрынин приватно сообщил Никсону: «Леониду Ильичу очень хотелось бы получить в подарок автомобиль «Кадиллак Эльдорадо»». Автомобиль изготовили по специальному заказу за три дня. На четвёртый день «Кадиллак» для Л.И. Брежнева был доставлен в Москву транспортным самолётом американских ВВС.


Вспоминает Генри Киссенджер:

«Однажды он подвел меня к черному „Кадиллаку“, который Никсон подарил ему год назад по совету Добрынина. С Брежневым за рулем мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрестке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно, ибо здесь, за городом, если и имелся дорожный инспектор, он вряд ли бы осмелился остановить машину Генерального секретаря партии. Быстрая езда окончилась у причала. Брежнев разместил меня на катере с подводными крыльями, который, к счастью, он вёл не самостоятельно. Но мне казалось, что он должен побить тот рекорд скорости, установленный генсеком во время нашей поездки на автомобиле».

Другим шикарным американцем в коллекции Генсека стал Lincoln Continental 1972 года.

Эта машина также была подарена Брежневу. История была такова - во время визита Никсона в СССР, Брежнев увидел лимузин президента США, и имел неосторожность пожелать себе такой же.




Роскошный голубой седан был преподнесен Брежневу в Кемп-Дэвиде. Машина была также уникальна, как и все другие - там была и климатическая установка, и электрорегулировка кресел, и музыкальный центр. Когда Брежнев увидел сей суперкар, весьма обрадовался, и принял решение прокатиться на ней немедля, вместе с Никсоном.


«Я сделал ему официальный подарок на память о его визите в Америку — темно-голубой „Линкольн-Континенталь“ индивидуальной сборки. На приборной панели была выгравирована надпись: „На добрую память. Самые лучшие пожелания“. Брежнев коллекционировал роскошные автомобили и поэтому не пытался скрыть своего восхищения. Он настоял на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Он сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь вовнутрь. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: „Медленно, опасный поворот“. Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоз, чтобы съехать с дороги вниз. Брежнев ехал со скоростью более 50 миль (80 км) в час, когда мы приблизились к спуску. Я подался вперед и сказал: „Медленный спуск, медленный спуск“, но он не обратил на это внимания. Мы достигли конца спуска, пронзительно завизжали покрышки, когда он резко нажал на тормоза и повернул. После нашей поездки Брежнев сказал мне: „Это очень хороший автомобиль. Он отлично идёт по дороге“. „Вы великолепный водитель, — ответил я. — Я никогда не смог бы повернуть здесь на такой скорости, с которой вы ехали“. Дипломатия — не всегда лёгкое искусство».

Японская нота в этой автомобильной симфонии - "Ниссан Президент". Первый экземпляр был служебным автомобилем Премьер-министра Японии, а второй изготовили специально для Л.И. Брежнева. Именно на "Ниссане" Генсек однажды прокатил по Москве Президента США Никсона и Госсекретаря США Киссинджера. Отсюда пошел анекдот: "Ты посмотри кто у них за шофера?"

С его объёмом в 4.4 литра и весом более двух тонн автомобиль разгонялся до 195 км/ч. При этом расход топлива с установленной автоматической коробкой передач составлял всего 15 литров / 100 км, что было большим новшеством для тех времен.





Но, не иномарками едиными. Были в гараже у Генсека и автомобили отечественного производства. Например, знаменитая лифтованная "Волга", на которой Брежнев ездил на охоту. Вот он - прообраз и предтеча современных кроссоверов!










Не обошлось и без "Чайки", куда же без неё? Сначала это была "Чайка" ГАЗ-13


А в декабре 1976 года коллекция Леонида Ильича пополнилась новым автомобилем - представительской «Чайкой» ГАЗ-14.






Подголовники и подлокотники комфортабельных кресел обтягивали натуральной шерстью или кожей преимущественно английской марки Connolly - поставщика Aston Martin, Bentley и Rolls-Royce. Средний ряд сидений был откидным и при необходимости легко складывался в ниши в спинках передних кресел. Существовало два варианта обивки салона: бежевый и темно-зеленый.




Удобство и комфорт «слугам народа» обеспечивали электрические стеклоподъемники, прикуриватели, четыре пепельницы, телефон, обогрев боковых дверных и заднего стекол, стереофонический приемник высшего класса «Радиотехника» с кассетной приставкой «Вильма». Управление радиоприемником с пульта, встроенного в подлокотники заднего сиденья, было основным - водитель обязан безропотно мириться со вкусами хозяина.


Вот такая история любви Генсека и Автомобилей. По разному сложилась судьба раритетов.
После прихода Горбачева, автомобили разошлись по разным местам. Замечательный Maserati попал в Эстонию. После перестройки очутился в руках охранной фирмы «Доломит», состоявшей из бывших сотрудников КГБ, которые продали его Маргарет Тэтчер. Разбитый "призрак" находится в Рижском музее. Cadillac Eldorado можно увидеть в клубе «Автоамерика» в Москве.

До сих пор всплывают то тут то там по миру разные автомобили из коллекции Брежнева. В Германии с аукциона был продан Мерседес Брежнева. В Москве в очередной раз перепродавали автомобиль Ниссан на аукционе, организованным Sotheby’s, правда на этот раз неудачно.