Понять битый автомобиль. Алгоритм осмотра, чтобы узнать битое авто или нет

Покупка подержанной машины несомненно связана с риском. Столько скрытых дефектов может таить в себе автомобиль, что даже эксперту понадобится немало сил, чтобы разглядеть их, что уж говорить о среднестатистическом автолюбителе. Предыдущий же хозяин авто, скорее всего, постарается максимально скрыть недостатки, чтобы не снижать цену на машину.

В принципе, любой автомобиль с достаточным пробегом наверняка участвовал в авариях.Очень и очень непросто найти машину без «послужного списка». Но одно дело - немного поцарапанный бампер или дверь со следами от дверей парковавшихся рядом машин, и совсем другое - когда задета ходовая часть или двигатель. При таком раскладе эксплуатация авто становится просто опасной для жизни. Поэтому подойти к выбору машины следует со всей ответственностью. Идеальный вариант, если в знакомых у вас есть человек, давно и профессионально занимающийся кузовным ремонтом, или перекупщик, который повидал не одну машину, в общем, кто-то, кто признаки ремонта определит на глазок.

Человеку, не сведущему в автомобильных делах, будет очень сложно распознать битую машину. И тем не менее, мы расскажем вам о некоторых признаках, на которые вы можете обратить внимание, и которые должны заставить вас задуматься.

1. Итак, внимательно осматриваем машину

Множественные небольшие сколы и царапины - не признак плохого состояния внутренностей машины. Как раз напротив, насторожить вас должен излишне новый вид покрытия. Не может машина с пробегом остаться в таком идеальном состоянии, значит, её перекрашивали. Была ли покраска следствием немного поцарапанного об бордюр бампера или сильного удара - вот в чём вопрос.

2. Постарайтесь определить, какая часть машины окрашена

Походите вокруг авто, рассматривая его под разными углами. Вследствие немного неточного подбора краски цвет некоторых деталей, при определенном падении на них света, может отличаться от остального кузова.

3. Толщина лакокрасочного покрытия

Чтобы точно убедиться, что машина была окрашена, можно воспользоваться прибором для определения толщины лакокрасочного покрытия. Так как вряд ли такой прибор окажется под рукой у простого автолюбителя, есть другой способ - магнит, завернутый в тонкую тряпочку (чтобы меньше лип). В местах, где магнит совсем не будет держаться на корпусе машины, скорее всего, наложен толстый слой шпаклевки.

4. Тщательно изучите все кузовные зазоры

Если в симметричных деталях они явно различной величины, это должно сильно насторожить.

5. Попробуйте открыть-закрыть все двери, капот и багажник

Если возникают какие-то сложности, это может быть сигналом о том, что дверь установлена криво, была помята.

6. Оглядите все крепежные элементы

Если какие-то из них не похожи на заводские, обратите на эту часть машины особенное внимание.

7. Обратите внимание на истёртость шин

Если она не равномерна, значит можно сделать вывод, что у авто нарушены геометрия кузова. Это крайне серьёзный недостаток. Чтобы окончательно убедиться в правильности (или неправильности) своих выводов, в данном случая нужно довериться профессионалам, которые владеют методиками и приборами для определения правильности геометрии кузова.

Естественно, при очень хорошем и профессиональном ремонте, вы вряд ли обнаружите указанные выше признаки. Да и то, что машина побывала в аварии, совсем не обязательно должно стать причиной отказа от покупки. Просто берегите себя и покупайте то авто, которое не развалится на две половинки (из которых до этого оно было сварено) при незначительном ударе.

А какие вы можете подсказать признаки определения битой машины?

Мало кто из продавцов признается, что продаваемое ими авто побывало в аварии. Не всегда получится пригласить на консультацию профессионала, досконально разбирающегося в автомобилях, да и «удовольствие» это весьма дорогостоящее, но есть пара методов, которые позволят распознать, что перед вами битый автомобиль.

Обязательно следует учитывать тот факт, что чем больше возраст автомобиля, тем выше вероятность того, что он мог побывать в ДТП. Разумеется, можно подыскать машину, чей возраст более десяти лет, а состояние идеально, но такая ситуация скорее исключение из правил. А все из-за того, что на нашем рынке гораздо более выгодно привезти битый автомобиль, провести капитальный ремонт, а после продать его с «накруткой».

Битый или нет? Визуальный осмотр

«Первое знакомство» с автомобилем должно производиться только в ясную погоду, ведь она позволяет легче обнаружить наличие каких-либо дефектов.

Лучше всего визуальный осмотр начать с кузова. Отойдите на пару шагов назад и окиньте взглядом автомобиль целиком. Постарайтесь уловить отличия оттенков между деталями, повторите осмотр под разными углами. Лучше всего дефекты проявляются, если как бы «поймать» взглядом на детали солнечный блик или блик от другого источника света и зрительно «провести» этим бликом по всей исследуемой поверхности. Чтобы обнаружить следы шпаклевки или вмятины, необходимо встать под углом к машине - при осмотре по касательной подобные дефекты становятся более заметными.

Если визуально дефекты все же не видны, но чувство беспокойства не покидает, то можно воспользоваться толщиномером или просто завернутым в ткань обыкновенным магнитом. Толщиномер определит слой покрытия и выведет данные на экран, а приложенный к кузову магнит попросту будет отпадать в тех местах, где под слоем краски присутствует шпатлевка. Исследовать надо не только бока авто, но также колесные арки, торцы дверей и крышу. Если магнит не держится, то это также может свидетельствовать о сильной коррозии скрытой под краской.

Осмотрите шины, ведь их неравномерный износ может говорить о нарушениях геометрии.

Более детальное исследование подержанного автомобиля

По окончанию визуального осмотра можно приступать к проверке двигателя и трансмиссии. Опытному автолюбителю дабы оценить все нюансы потребуется всего один взгляд под капот, но если вы не профессионал, тогда необходимо тщательно осмотреть мотор на наличие масляных подтеков.

Далее необходимо поинтересоваться состоянием жидкости из системы охлаждения, если там обнаружится вспененная эмульсия, то это означает, что при езде двигатель чрезмерно нагревается и от покупки такого авто лучше отказаться.

Не помешает открутить маслозаливную пробку, чтобы проверить ее поверхность на наличие черной смолы, что будет свидетельствовать о том, что в двигатель заливали дешевую «минералку».

Признаком битого авто нередко является изношенная коробка передач. А потому следует осмотреть ШТРУСы и их пыльники на наличие трещин.

Про историю автомобиля может много рассказать и его салон. Не секрет, что после ДТП в процессе кузовного ремонта все детали кузова обрабатываются антикоррозийным покрытием. Если в салоне на полу новый антикор или присутствуют следы мастики, то это должно заставить вас насторожиться - скорее всего авто недавно ремонтировалось. А наличие под ковриками влажности свидетельствует о том, что днище машины начало ржаветь.

После пола необходимо осмотреть сиденья. Их разболтанность, продавленность и потертость говорит о длительной эксплуатации и внушительном пробеге. То же самое касается и педалей. Потрепанный салон и наличие на спидометре малого пробега означает, что его километраж отматывали назад.

Затем можно приступать к шасси. Погнутые рычаги подвески автомобиля или присутствие следов «вмешательства» в конструкцию, вероятнее всего, свидетельствуют о том, что авто побывало в ДТП. Также измерьте расстояние между стойками подвески, если от заявленного в техпаспорте параметра оно отличается более чем на 5 мм, то скорее всего, авто ударили. Не забудьте исследовать на целостность рулевую рейку и насос гидроусилителя.

Если у вас все же остаются сомнения, то лучше договоритесь с продавцом о дополнительной проверке автомобиля специалистами.

Советы на тему, как определить битую машину, могут пригодиться потенциальному покупателю не нового транспортного средства – как новичку, так и опытному водителю. Дело в том, что отечественный вторичный рынок авто шире и многочисленнее, чем салонный. А подержанные машины (б/у в хорошем состоянии, как пишется в разного рода частных объявлениях) по данным статистики покупают гораздо чаще, чем новые.

С чем это связано, анализировать не нам. Но факт остается фактом, а при этом опасность приобрести замаскированную битую машину, побывавшую уже в аварии (а чего хуже, и с нарушенной геометрией кузова) усиливается в разы. Особенно, если покупатель неопытен и не сталкивался никогда с подобными проблемами, а производит покупку самостоятельно, на свой страх и риск.

Как определить битую машину? Конечно же, лучше всего взять с собой опытного мастера-кузовщика, чтобы он внимательно осмотрел машину с пробегом. Или же отогнать вместе с продавцом на ближайшее СТО, где за дополнительную плату заодно и ходовую проверят, и движок прощупают. Но бывают в жизни случаи, когда воспользоваться данными услугами не представляется возможным по какой-либо из причин. Тогда нужно знать наверняка, какими способами можно определить, побывала ли машина в аварии, и насколько тщательно ее замаскировали после.

Зачем это делают продавцы?

Конечно же, все происходит из-за денег. Битую машину и продать сложнее, и стоит она дешевле. Вот по этим причинам недобросовестные продавцы б/ушных авто предпочитают навести марафет, скрывая от неопытного или неразборчивого покупателя истинное положение вещей. И многие, надо сказать, попадаются на эту удочку, а после, через некоторое время обнаруживают вдруг скрытые от постороннего глаза нюансы, говорящие о том, что авто бито и крашено.

Проводим осмотр

Проще всего произвести внимательный осмотр кузова автомобиля, согласно следующим критериям.

Проверяем, насколько однородна покраска поверхностей. Если улавливаются оттенки, то это может говорить о том, что кузов (а краска была подобрана без учета выгорания старой, поэтому и оттенок слегка отличается). При этом данный аспект может говорить и о том, что производилась фрагментарная антикоррозийная обработка, а затем эти места соответственно, подкрашивались (спросите об этом у хозяина, чтобы окончательно развеять сомнения), а сам кузов ударен не был.

Напротив, гладкое и слишком новое лакокрасочное покрытие (что называется, без сучка, без задоринки) при довольно пожилой машине может свидетельствовать о том, что исправляли вмятины, а затем весь кузов подвергли тотальной обработке и окраске.

Можно воспользоваться специальным прибором – толщиномером . Применяется он, соответственно названию, для измерения толщины лакокрасочных покрытий деталей на автомашинах (и не только). На заводе штатная толщина нанесения краски составляет до 150 микрон. При нанесении в автомастерских, если пытаются замаскировать отреставрированное, покрытие отличается – оно толще: до 200 микрон и больше. А если использована шпатлевка, то нужный прибор тут же определит недопустимую толщину.

Что это может означать? То, что покрытие рихтовалось, а затем – шпаклевалось. И только после того – подверглось покраске (не штатной, заводской). Таким образом, при помощи простого устройства можно выявить оплошность, которую хотел скрыть продавец и вывести его на чистую воду, значительно сбив цену (ну, или, как вариант, просто отказавшись от покупки).


Хорошо действует проверка оптики: стекол, фар. Если столкновение машины произошло только с одной стороны, то обычно владелец меняет одну фару. Тогда при внимательном рассмотрении стекла должны отличаться друг от друга. Правда, если владелец не поленился и поменял оптику парно, то этот метод не совсем хорош для обнаружения погрешностей. Можно обратить пристальное внимание и на маркировку стекол. Она должна быть одинакова с каждой из сторон.

Покупка автомобиля для многих автолюбителей стоит в списке радостных событий далеко не на последнем месте. Но веселье после покупки может быстро улетучиться, если ваша «ласточка» окажется не такой уж идеальной, как о ней рассказывал ее прошлый хозяин. Поэтому, дабы не портить свои нервы и средства, необходимо знать, как отличить битую машину от небитой.

Если в списке ваших друзей или знакомых есть человек, который действительно хорошо разбирается во всех деталях, связанных с покупкой авто, и он готов вам по-товарищески помочь – отлично. Если у вас нет такого человека, то не стоит расстраиваться – необходимо знать несколько нюансов при покупке четырехколесного друга.

Видео о том, как распознать битый автомобиль

Первичный осмотр

Итак, вы нашли автомобиль, который подходит вам по всем критериям, которые вы для себя выделили, будь то модель, цвет, год выпуска и т.д. Затем прослушали нескончаемый перечень ее достоинств, озвученный ее бывшим владельцем. Теперь настало время этот экземпляр для последующего вынесения вердикта. Так с чего же начать? В чем, собственно, заключаются отличия битой машины от небитой?

Совершенный идеал

Сколы по кузову – обычное дело, даже если авто эксплуатировалось с предельной осторожностью. Их привычное место обитания — это капот, бампер и решетка радиатора. Настораживать как раз-таки должно полное отсутствие трещин, так как это будет указывать на то, что перекраска производилась совсем недавно.

Нарушение симметрии

О том, что машина была в ремонте, может сказать кривой кузов. Заметить данный недостаток проще всего в местах, где детали сопрягаются. Причем роль играет не столько величина, сколько разница между двумя такими зазорами по разные стороны автомобиля. Естественно, что если вначале зазор составляет несколько миллиметров, а потом расходится до размера пальца, то это не говорит о чем то хорошем, а скорее наоборот. Закрывание капота и дверей не «тютелька в тютельку» свидетельствует о битом корпусе и последующем неудачном ремонте. Все дверцы должны открываться и закрываться четко, без посторонних звуков, заеданий, а также без зацепа частей, с которыми в обычном режиме работы они не должны контактировать.

Внимание! Крепеж

Особое внимание стоит уделить крепежным элементам. Если вы увидели неокрашенный или нестандартный болт, потерянные или сломанные клипсы для крепления, то это признак того, что машину разбирали с целью . При выявлении подозрительных элементов сравните их с аналогичными на другой стороне корпуса

Некачественный шов

Процесс сборки кузовов на заводах состоит из сварки частей посредством точечной сварки и нанесения на швы специального уплотняющего герметика. Заводской герметик лежит ровно, идеально прокрашен и практически незаметен, в отличие от кузовных мастерских, где шов будет более грубым и неаккуратным. Места сварки также необходимо тщательно осмотреть. Точки от заводской сварки более ровные и не имеют обрывов.

Зри в корень

Так как большинство клиентов первоочередно оценивают автомобиль по , большая часть стараний продавцов направлена на приведение в порядок заметных с первого взгляда частей. Поэтому не нужно стесняться залезть как можно глубже – в места, не облагороженные руками торговца в надежде на вашу наивность. В первую очередь, нужно заглянуть под капот, под пол багажного отделения и в углубление для запасного колеса. На деталях интерьера и резинках уплотнения, расположенных в скрытых областях, часто остаются следы от краски – это говорит о том, что машина перекрашивалась.

Мал, да удал

При внимательном осмотре лючка бензобака порой можно заметить следы, вроде сточенных болтов, не родных заклепок – это значит, что его снимали. Делают это для подбора цвета и эта часть подходит как нельзя лучше: она миниатюрна и ее отсутствие никак не сказывается во время движения. Конечно, факт перекраски автомобиля не говорит о том, что он подвергался серьезному ремонту, но зато можно задать вопрос владельцу о том, красил ли он машину. Отрицательный ответ может натолкнуть на мысль, что он хочет утаить какие-то подробности.

Разноцветность

Тяжелая артиллерия

Не всегда можно выявить явные недостатки по кузову на глаз, тем более если вы человек в этом деле неопытный

и не имеете «наметанный» глаз. В таком случае на помощь приходят различные инструментальные технические средства, от которых точно не выйдет что-то скрыть.

Толщиномер

Ничего страшного

О каких повреждениях точно не стоит задумываться при покупке:

  • Маленькие вмятости без повреждения целостности ЛКП
  • Царапины на бамперах и порогах
  • Погнутые обвесы
  • Сеточка незначительных царапин по всему корпусу
  • Крашеные элементы (если показания толщиномера не «зашкаливают»)

Всё по полочкам

Как итог вышесказанному предлагается алгоритм поиска отличий битой машины от небитой

  1. Поиск мелких царапин на кузове, их отсутствие говорит о недавней перекраске
  2. Проверка люка бензобака на предмет съема
  3. Поиск цветовых переходов между разными частями автомобиля
  4. Внимательное изучение зазоров по обеим сторонам корпуса
  5. Проверка на безпроблемное закрытие всех дверей и капота
  6. Оценка качества сварки и герметика
  7. Проверка крепежа и обшивок
  8. Проверка таких полостей как багажный поддон, подкапотная область
  9. Поиск следов краски на элементах, не подлежащих окраске
  10. При желании, с помощью технических средств

Итог

– всегда рискованный шаг, ведь для кого-то это способ заработать на жизнь, поэтому он постарается всеми правдами-неправдами убедить вас в отличном качестве его товара. Но если быть предельно внимательным и владеть информацией, можно вполне удачно приобрести подержанный автомобиль.

  • Новости
  • Практикум

В России появятся дороги для беспилотных автомобилей

Строительство специальных дорог для использование машин-роботов должно стать частью профильного плана по развитию беспилотных перевозок, сообщает «Российская Газета». В связи с этим в Минтрансе уже создают особую межведомственную группу, рассказал замдиректора департамента программ развития Александр Славуцкий. Для организации подобных дорог властям придется пересмотреть нормы проектирования. В частности, понадобятся...

Финал Volkswagen Polo Cup — шансы есть у пятерых

В 2016 году финальный этап Volkswagen Polo Cup вновь пройдет в рамках решающего раунда Кубка России по ралли. На этот раз точки над «i» в сезоне расставит «Cupper Псков» - гонка, которая стартует и финиширует прямо у стен кремля древнего города. Причем организаторы готовят сюрприз: в пятницу, 30 сентября, спортсмены...

В Москве появится стеклянная разметка

В частности, в разметке появятся специальные микроскопические стеклянные шарики, которые будут усиливать светоотражающий эффект краски. Об этом со ссылкой на Департамент ЖКХ и благоустройства Москвы сообщает ТАСС. Как пояснили в ГБУ «Автомобильные дороги», уже сейчас разметку начали обновлять на пешеходных переходах, стоп-линиях, линиях, разделяющих встречные потоки транспорта, а также дублирующих...

Из Москвы в Лондон за 2,5 часа: это может стать реальностью

Новая линия высокотехнологичного транспорта между столицами России и Соединенного Королевства может появиться в течение 15 лет. Об этом владелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов рассказал в интервью Financial Times. Как считает Магомедов, добраться из Москвы в Лондон благодаря новой транспортной системе можно будет за 2,5 часа. Он также...

Купе Mercedes-Benz E-класса заметили во время тестов. Видео

Ролик с участием нового Mercedes-Benz E Coupe был снят в Германии, где автомобиль проходит финальные испытания. Видео было опубликовано в блоге walkoART, cпециализирующимся на шпионских кадрах. Хотя кузов нового купе скрывается под защитным камуфляжем, уже можно сказать, что автомобиль получит традиционную внешность в духе седана Mercedes E-класса...

Седан Volkswagen Polo получил спортивную версию. Фото

Автомобиль отличается от стандартного более агрессивным внешним видом, а также целым набором специальных опций. Volkswagen Polo GT будет предлагаться в эксклюзивном серебристом цвете Tungsten silver и полной палитре стандартных цветов Polo. По желанию клиента возможна окраска крыши в черный цвет. Кроме того, автомобиль получил заводские спортивные бамперы, ...

Дакар-2017 может пройти без команды КАМАЗ-мастер

Российская команда «КАМАЗ-мастер» на сегодняшний момент является одним из самых мощных ралли-рейдовых коллективов планеты: с 2013 по 2015 годы сине-белые грузовики трижды брали золото марафона «Дакар», а в этом году экипаж под руководством Айрата Мардеева стал вторым. Однако, как сообщил агентству ТАСС директор НП «КАМАЗ-Автоспорт» Владимир...

Citroen готовит подвеску типа ковёр-самолёт

В представленном маркой Citroen концепте Advanced Comfort Lab, построенном на основе серийного кроссовера C4 Cactus, самым заметным глазу новшеством являются, безусловно, пухлые кресла, больше похожие на домашнюю мебель, чем на автомобильные сиденья. Секрет кресел - в набивке из нескольких слоёв вязкоупругого пенополиуретана, который обычно используют производители...

Заводы Toyota снова встали

Заводы Toyota снова встали

Напомним, 8 февраля автоконцерн Toyota Motor на неделю остановил производство на своих японских заводах: с 1 по 5 февраля сотрудникам сначала запретили работать сверхурочно, а затем дело дошло до полной остановки. Тогда причиной оказалась нехватка стального проката: ещё 8 января на одном из заводов-поставщиков, принадлежащих компании Aichi Steel, произошёл взрыв, ...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

КАК выбрать и купить автомобиль, Покупка и продажа.

Как выбрать и купить автомобиль Выбор автомобилей, как новых, так и подержанных, на рынке огромен. И не потеряться в этом изобилии поможет здравый смысл и практичный подход к выбору машины. Не поддавайтесь первому желанию купить понравившийся автомобиль, внимательно изучите все...

КАК выбрать машину, Покупка и продажа.

Как выбрать машину Сегодня рынок предлагает покупателям огромный выбор машин, от которого просто разбегаются глаза. Поэтому прежде чем купить автомобиль, стоит учесть много важных моментов. В итоге, определившись с тем, что именно вы хотите, вы сможете выбрать авто, которое будет...

Выбор доступного седана: Zaz Change, Lada Granta и Renault Logan

Еще каких-то 2-3 год назад считалось априори, что у доступного автомобиля должна быть механическая коробка передач. Их уделом считалась пятиступенчатая механика. Однако в настоящее время все резко изменилось. Сначала установили автомат на «Логан», немного позднее – на украинский «Шанс», а...

Обзор самых популярных кроссоверов и их сравнение

Сегодня мы будем рассматривать шесть кроссоверов: Toyota RAV4, Honda CR-V, Mazda CX-5, Mitsubishi Outlander, Suzuki Grand Vitara и Ford Kuga. К двум очень свежим новинкам мы решили добавить ещё и дебюты 2015 года, чтобы тест-драйв кроссоверов 2017 года был более...

Какой хэтчбэк Гольф-класса выбрать: Astra, i30, Civik или всё-таки Golf

Центральные фигуры Местные гаишники не показывают никакой реакции на новый «Гольф». По наблюдениям, им куда больше нравится броская «Хонда» (по всей видимости, редкая на Украине). К тому же традиционные пропорции «Фольксвагена» настолько удачно прячут обновленную кузовную платформу, что обывателю трудно...

КАК заказать автомобиль из Германии, как заказать машину из германии.

Как заказать автомобиль из Германии Существует два варианта покупки подержанного немецкого автомобиля. Первый вариант предполагает самостоятельную поездку в Германию, выбор, покупку и перегон. Но этот способ не всем подходит ввиду отсутствия опыта, знаний, времени или желания. Выход – заказать авто...

Лучшие подарки автовладельцу

Лучшие подарки автовладельцу

Автолюбитель – человек, который достаточно много времени проводить за рулем своего автомобиля. Ведь для того чтобы обеспечить нужный комфорт в машине, а также безопасность движения, нужно приложить немало усилий при уходе за авто. Если вы хотите сделать приятно своему другу...


Какой автомобиль купить новичку Когда долгожданные водительские права наконец-то получены, наступает самый приятный и волнительный момент — покупка автомобиля. Автопром наперебой предлагает покупателям самые навороченные новинки и неискушенному водителю очень сложно сделать правильный выбор. А ведь часто именно от первого...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Неопытные покупатели часто клюют на красивый фантик, добавляет азарта и классическая уловка: «За 450 хотел продавать, тебе за 420 отдам...» И тут желание купить симпатичный автомобиль перевешивает здравый смысл.

А ведь рядом стоит честный вариант, но у него кузов в сколах, краска потускнела, да и цена выше... Зато внутри - здоровое железо, только как об этом узнать?

Обычно восстановленные машины продаются через авторынки профессиональными перекупщиками, но подсунуть битую может и обычный продавец-частник, да что там - даже официальный дилер. Отличить аварийный экземпляр на самом деле несложно, и научиться этому стоит, как минимум чтобы хорошо поторговаться. К тому же не всякая битая машина - это повод отказываться от покупки, и нужно уметь отличать серьезную «кузовщину» от косметического ремонта.

Подозрительно хорошее состояние лакокрасочного покрытия

С рыночным автоторговцем Андреем мы подходим к черной Lada-2110, и с расстояния 10 метров он заключает: «Эту не смотри. Вся «морда» крашенная».

Даже при аккуратной эксплуатации на кузове автомобиля появляются сколы: обычно они концентрируются на переднем бампере, решетке радиатора и капоте. У «вазиков» толщина и прочность лакокрасочного покрытия небольшие, так что «рябой» от сколов капот - нормальное явление. У рассматриваемого экземпляра с заявленным пробегом 75 тысяч километров капот и бампера изумительно черные и, скорее всего, недавно перекрашивались.

Обращайте внимание на пороги - обычно они покрыты сеткой мелких царапин от обуви. Если с одной стороны их нет, это повод присмотреться к порогам попристальней: возможно, их красили.

Неровные кузовные зазоры

Полукустарный ремонт часто выдает «кривизна» кузова, которая особенно заметна в местах сопряжения панелей. «Важна не столько абсолютная величина зазора, сколько его равномерность по длине и разница с зазором на симметричной стороне автомобиля, - говорит мастер кузовного цеха Вадим Бестемьянов . - У российских машин зазоры обычно более кривые уже с завода, но если где-то влезает в палец, а чуть ниже детали стоят чуть ли не внахлест, это битый экземпляр».


Посмотрите на фотографию: гуляющий зазор между кромкой капота и решеткой радиатора Ford Focus - нездоровое явление. Наши подозрения позже подтвердились.

Битый кузов может выдать нечеткое закрывание дверей, поэтому опытные покупатели обязательно проверяют их функционирование: нет ли заеданий, скрипов, нечеткой работы замков?


А на фото ниже - хетчбэк Chevrolet, у которого на корпусе заднего фонаря обнаруживаем неприметные трещины. Более тщательный осмотр показывает, что это следы от пятой двери, которая при закрывании бьется о пластмассовые крепления стоп-сигнала, повреждая их. Причину установили минутой спустя: задняя часть автомобиля ремонтировалась.


Задняя фара автомобиля Chevrolet

Кривые зазоры или «растопорщенные» панели иногда свидетельствуют об использовании дешевых турецких или китайских запасных частей, геометрия которых часто не совпадает с оригиналом.

Предательский крепеж

Специалист отдела трейд-ин компании «Форд Центр Восток» Василий Мартьянов раньше работал в кузовном цехе, а теперь отвечает за прием «трейдиновских» машин, поэтому выявлять битые экземпляры - его хлеб. Именно он помог нам оценить Ford Focus в видеоролике под статьей.

Василий показывает один из болтов на двери автомобиля: «Видишь?» Честно признаюсь - не вижу. Даже не знаю, на что смотреть.


Крепление пятой двери Ford Focus 5d

«Он неокрашенный, - говорит Василий. - А с другой стороны видно, что на заводе его покрывали эмалью вместе с кузовом. Это явный признак, что дверь снимали, скорее всего, для ремонта».

Стоит уточнить, что далеко не все болты у автомобиля должны быть закрашены: на заводе часть элементов устанавливается после малярных работ.

Василий советует уделять особое внимание крепежу деталей кузова и обшивок салона. «При кузовном ремонте машину разбирают, какие-то крепежные элементы теряются или ломаются, например пистоны для фиксации интерьерных панелей. Если заметили недотянутый, некрашеный или нестандартный болт, а также потерянный или сломанный пистон - это повод изучить элемент более тщательно. Сравните крепеж подозрительных элементов с аналогичными деталями на другой стороне машины или у нового авто. Проверьте, не «гуляют» ли обшивки салона: после кузовного ремонта часто их не крепят должным образом, или они разбалтываются или слетают».


Выдать «кузовщину» могут даже ручки дверей. «Мелкие детали вроде дверных ручек при бюджетном кузовном ремонте не меняют, поэтому неожиданно плохое их состояние должно навести на мысли о проблемах с машиной, как в случае с этим Ford Focus», - говорит Василий.

Руки по швам

На заводе автомобильные кузова свариваются из отдельных деталей преимущественно точечной сваркой, после чего стыки уплотняют специальным герметиком. Способ нанесения герметика разный: на заводе Nissan под Питером это делают рабочие с помощью специальных пистолетов, в цехах Hyundai «Солярисы» и «Рио» - роботы. Впоследствии герметик подвергается термозакреплению, а кузов окрашивается.


Заводской герметик выглядит аккуратно, хорошо прокрашен и часто почти незаметен. При кузовном ремонте его наносят более узловато, часто размазывают, а консистенция порой похожа на высохшую краску.

Василий Мартьянов обращает внимание на грубоватый шов вокруг кронштейна пятой двери Chevrolet, того самого, что привлек наше внимание расколотым корпусом стоп-сигнала. «Сразу видно, что герметик здесь незаводской, причем с обеих сторон, значит, скорее всего, был удар в заднюю часть - потому крышка багажника теперь не закрывается, как надо», - заключает он.


Иногда герметик положен достаточно аккуратно, и если возникли сомнения, Василий советует посмотреть на швы нового или гарантированно не битого автомобиля такой же модели.

Со сварными швами сложнее. При ремонте используется два способа сварки: точечная и шовная (в том числе в среде инертных газов). Точечная сварка используется и на заводе, поэтому, казалось бы, факт ремонта должен быть незаметен. Однако Вадим, мастер-кузовщик, настаивает, что это не так. «Вот смотри, - водит он пальцем по нижней части порогов висящего на подъемнике автомобиля. - С одной стороны заводские точки от сварки, а вот здесь - следы работы мастерской. Точки не такие ровные, видны следы прижогов, значит, порог вваривали заново».


Использовать точечную сварку при ремонте удается не всегда. На заводе детали соединяют в определенной последовательности, а в мастерской подлезть со сварочными клещами к каждому стыку или получить нужный нахлест удается не всегда. Тогда используют сварку сплошным или прерывистым швом, которую нетрудно отличить на глаз.

Если в каком-то месте вы не обнаружили следов точечной сварки, хотя с другой стороны автомобиля они есть, скорее всего, машина подвергалась серьезному ремонту.

«Но есть маленькие хитрости, - делится Вадим. - Мастера часто заделывают место сварки шпаклевкой, а затем тыльной стороной карандаша с ластиком делают отметины, внешне очень напоминающие следы точечной сварки. Потом участок грунтуется, закрашивается и на вид напоминает заводской вариант».


На заводе Nissan некоторые детали варят такими вот клещами

Скрытые полости

В первую очередь клиента заботит внешний вид автомобиля. Поэтому кузовщики тратят львиную долю сил и времени на восстановление базовой геометрии и «выглаживание» видимых глазу панелей. А значит, много интересного могут рассказать скрытые полости: недра подкапотного пространства, ниша запасного колеса и пол багажника, внутренние торцы дверей и так далее. Опытные оценщики берут на осмотр отвертку и не стесняются снимать обшивки багажника, чтобы посмотреть на задние крылья изнутри: если на машину наезжали сзади, как правило, в этих полостях найдется масса улик.

Василий Мартьянов делится еще одной тонкостью: «При финишной обработке лакокрасочного покрытия используются полироли, которые смываются с наружной части кузова, но часто остаются в скрытых полостях. Внешне полироль похожа на меловой осадок, который легко смывается водой и стирается пальцами. Иногда мастера ленятся разбирать элемент перед покраской полностью и заклеивают смежные детали скотчем, но не всегда «герметично», поэтому следы краски остаются на деталях интерьера и уплотнителях. Полезно отогнуть пальцем резиновые элементы и посмотреть на места их примыкания к окрашиваемым деталям: если на резинках есть следы краски - машина была у маляров».

Кстати, и границы окрашиваемых зон часто заводят в укромные места, скажем, у рассматриваемого Ford Focus мы нашли грубоватый переход цвета внутри дверного проема.


Цветовой переход у этого Focus расположен в незаметном месте, но обработан грубо

О чем расскажет лючок бензобака

Перекупщик Андрей , подходя к очередной «жертве», в первую очередь открывает лючок бензобака, садится на корточки и что-то высматривает в его недрах.

«У многих машин по креплению лючка сразу видно, снимался он или нет, - комментирует Андрей. - Нестандартные или поврежденные болты, «левые» заклепки - все это говорит о том, что лючок снимали. А снимали, скорее всего, ради колеровки, то есть подбора цвета».

Лючок бензобака удобен для колеровщиков, поскольку компактен и его отсутствие не препятствует движению. Правда, у некоторых автомобилей (например Ford Focus) лючок можно снять незаметно. Опять же сам факт колеровки не говорит о каких-то серьезных проблемах, но это повод спросить владельца, что именно красили. Многие отвечают дежурно: «Да это я бампер о снежный сугроб расколол, вот и перекрашивали». Но так ли это на самом деле?

Ищем пятна и стыки цвета

В хороших мастерских поврежденный участок красится с так называемым переходом, то есть эмаль наносится в том числе на соседние фрагменты кузова, чтобы цветовой контраст между заводской покраской и ремонтной был не таким резким. К примеру, после замены двери обычно красят не только ее, но также соседнее крыло и смежную дверь автомобиля. Если ремонт «бюджетный» и прошлись только по двери, разница в оттенке может быть весьма заметна, поскольку обеспечить идеальное попадание в цвет удается редко. Даже две новые машины из разных партий могут иметь разный оттенок.

Чтобы отличить покрашенные участки, нужно яркое освещение, чистый кузов и хорошая цветочувствительность смотрящего. Обычно разница заметна под определенными углами, поэтому стоит походить вокруг автомобиля либо попросить владельца поездить по кругу сначала в одну сторону, потом в другую.

На мой вопрос, можно ли покрасить так, чтобы не заметил даже профессионал, мастер малярного цеха Юрий отвечает: «В теории - наверное, в реальности практически нет. Опытный глаз видит не только разницу в цвете, но и разное качество поверхностей: зернистость, шагрень. Чтобы обеспечить полное совпадение с заводской покраской, требуется слишком скрупулезный и дорогой подход, поэтому в большинстве случаев натренированный глаз сразу видит подкрашенные участки».


Измерение толщины ЛКП

Более точным способом является определение толщины лакокрасочного покрытия с помощью специального прибора, который в мастерских часто называют «толщиномером». Василий показывает нам работу устройства Automation Dr Nix на примере «Кадиллака». Он прикладывает датчик к крылу автомобиля, и на экране высвечивается толщина покрытия в микрометрах. «310... 175... 110... - говорит Василий и заключает: - Такой разброс толщин говорит о том, что крыло красили. Заводской слой краски обычно тоньше и гораздо более равномерный, чем ремонтный. Если использовалась шпаклевка, то показания датчика будут еще больше. Причем у машин разных производителей свои нормативы на толщину лакокрасочного покрытия: у японских и российских они тоньше, у американских - обычно толще».

Такой прибор есть почти во всех кузовных мастерских и дилерских центрах, так что в случае сомнений загоняйте машину к специалистам. Наверняка в вашем городе есть и выездные бригады экспертов, которые могут оценить автомобиль прямо на рынке или в удобном для вас месте.

Брать или не брать?

Битая машина, а тем более крашенная - не повод отказываться от покупки. Во-первых, сам по себе факт ремонта не означает, что задеты жизненно важные органы: возможно, было мелкое ДТП. Крашеный бампер без других признаков ремонта - это, скорее всего, результат неудачной парковки или попытки хозяина устранить сколы. Небольшие травмы при эксплуатации почти неизбежны.

Во-вторых, даже если удар повредил несущие элементы автомобиля, сместил точки крепления подвески или деформировал силовую структуру, после качественного ремонта автомобиль вполне может послужить еще. Тут главное - не переплатить за него лишнего, но сама по себе битость - это еще не приговор.

Хуже, если ремонт был сделан некачественно: изобилие шпаклевки, плохая окраска, тем более трещины на лакокрасочном покрытии, недостача крепежа - признаки тяп-ляп-ремонта.

Совсем плохо, если не удалось восстановить геометрию кузова: вот тогда можно огрести целый ворох проблем от плохого закрывающихся дверей до невозможности выставить рекомендуемые значения углов установки колес. А это уже небезопасно.

«Определить изменение геометрии кузова на глаз очень сложно, но есть косвенные признаки, - говорит Василий. - Я рекомендую обращать внимание на равномерность износа шин: если они стерты по-разному или их отдельные части изнашивались быстрее, скорее всего, сбит угол развала-схождения, а это может быть признаком критичного нарушения геометрии кузова. Если с машиной идет второй комплект колес, например зимних, - проверьте и его. Машину с неравномерно изношенными колесами стоит проверять вдвойне тщательно, а перед покупкой обязательно проверить, выставляются ли углы развала и схождения в принципе. Если нет - брать машину не стоит».


Инструментальное измерение геометрии кузова

Если хочется и колется - не пожалейте денег на инструментальное измерение геометрии кузова: таким оборудованием располагают дилеры или серьезные сервисы. Нам продемонстрировали работу контактного измерительного комплекса в компании «Форд Центр Восток». Он определяет взаимное положение нескольких жизненно важных точек на днище автомобиля, позволяя судить о сохранении заводской геометрии.


Подсказка для мастера, в какой точке нужно проводить следующий замер

Процесс несложный: на экране ноутбука мастеру высвечивается подсказка с фотографией следующей точки для измерения, он касается ее щупом с острым наконечником, и система определяет положение точки в системе координат, привязанной к автомобилю. Затем координаты сравниваются с базой данной, и делается вывод о том, нуждается ли геометрия кузова в коррекции. Вообще это оборудование используется при ремонте тяжело поврежденных машин, и компьютер попутно выдает подсказки, в какую сторону и насколько тянуть кузов. Но можно задействовать его и для диагностики целых на вид машин: стоимость составляет порядка 4000 рублей.

«По нормативам смещение точек не должно превышать 2-3 мм - для каждой точки свое значение, - объясняет оператор стенда. - Если кузов «ушел» на 4 мм, скорее всего, потребуется ремонт. Если клиент не желает платить 4000 рублей за инструментальную диагностику, мы предлагаем визуальный осмотр - стоит это примерно 1000 рублей. Опытному мастеру не составит труда найти проблемные места и определить, насколько качественно их ремонтировали».


Есть машины, с которыми лучше не связываться: скажем, сваренные из половинок двух аварийных автомобилей. Такие «кентавры» в следующем ДТП нередко разрываются напополам с фатальными последствиями. Естественно, выглядеть такой автомобиль может неплохо: свежая краска, новый салон, живенький двигатель... но только для взгляда непрофессионала, которому такие «конструкторы» и адресованы.

Еще один способ подстраховаться - купить автомобиль в автосалоне Trade In у официального дилера: такие машины проходят диагностику перед приемом, так что их предыстория известна будущему покупателю заранее. Обычно автосалоны Trade In вообще не берут на реализацию битые экземпляры.

На чем не стоит зацикливаться

Мелкие вмятины без повреждения лакокрасочного покрытия обычно не грозят ничем, кроме потери эстетичности, и в некоторых сервисах выправляются безразборным методом Paintless Dent Repair (например, отметины от «вражеских» дверей на боковинах автомобиля).

Сколы на бамперах и царапины также не влияют на функциональность. В тесных европейских городах стесанные бамперы - нормальное явление. Кривоватый бампер или сорванные аэродинамические фартуки под ним зачастую свидетельствуют о неудачной внедорожной вылазке, но если остальные элементы целы, это некритично.

Сетка микроцарапин на поверхности кузова появляется в первые месяцы эксплуатации после моек - это почти неизбежное зло.

Локальная подкраска элементов, скорее всего, не является проблемой, а в случае сомнений проверьте зону с помощью «толщиномера»: нет ли под краской толстого слоя шпаклевки? В любом случае это повод немного сбить цену (если продавец не заявлял о повреждениях заранее).


Технология кузовного ремонта

Вкратце расскажем о том, как именно восстанавливают машины с серьезными повреждениями.

Сначала травмированная часть разбирается, «мертвые» детали отбраковываются, а кузовные элементы подвергаются тщательной дефектовке. Иногда выгоднее вытягивать лонжерон, иногда - менять на новый.

В серьезных центрах используют системы для измерения геометрии кузова. Они бывают разными: лазерными, шаблонными, механическими, но смысл один - определить смещение ключевых точек кузова и направления, в которых его нужно вытягивать.


Стапель для вытягивания кузова

Тянут на специальном стапеле: автомобиль крепится к его основанию за пороги с помощью зажимов, а усилие передается от силового устройства (например, рычажно-гидравлического типа) через специальные цепи с крюками. На стапеле предусмотрена система линеек и шаблонов, с помощью которых мастер определяет, насколько именно вытягивать элемент.

Кузовные панели также дефектуются, и если повреждения некритичные - рихтуются. Предварительно с них удаляется эмаль и цинковые покрытия, которые, по идее, потом нужно восстанавливать.

При рихтовке используется невероятное количество инструментов: наковальни, молотки, оправки, гладилки. Иногда применяется специнструмент, например, споттеры или обратные молотки: к поверхности приваривается временный крепеж, и вмятина как бы вытягивается наружу (выстукивается в обратном направлении).

Нередко восстановить слишком мятую поверхность до идеального состояния невозможно, и в ход идет шпаклевка - пластичный материал, которому придают нужную форму. Изобилие шпаклевки обычно свидетельствует о низком качестве ремонта, а определить ее наличие можно, к примеру, с помощью прибора для измерения толщины лакокрасочного покрытия - он промеряет глубину до металла.

Если силовая структура повреждена сильно, часть элементов вырезается, и ввариваются новые, целиком или с помощью фрагментов-вставок. Варят клещами для точечной сварки или шовной сваркой.


Подготовка поверхности к окраске в малярном цехе

После восстановления геометрии детали отправляются в малярный цех, а здесь - множество своих тонкостей. Поверхность готовят к покраске, грунтуют, тем временем колеровщики подбирают цвет, смешивают краски. После нанесения эмали кузов отправляется в сушильную камеру. А затем - в арматурный цех на финальную сборку.

Работа по восстановлению кузова требует большой скрупулезности, а хороший кузовщик или маляр - это почти человек искусства.

Хуже битой...

Самое худшее, что может случиться с покупателем пробежного авто, - это приобретение залогового автомобиля. Прецедентов полно. Человек покупает автомобиль, ставит на учет, ездит год-другой, а затем приставы изымают машину, поскольку она, например, находится в залоге по автокредиту или другому долгу, который не был выплачен в срок предыдущим хозяином. Крайним остается последний владелец - автомобиль конфискуется через суд и продается с аукциона в пользу банка. Шансы вернуть хотя бы деньги есть, но препон на пути будет немало. Мошенникам, продавшим залоговый автомобиль, грозит уголовное наказание, но пострадавшему от этого не легче: как правило, деньги ему не возвращают.

Парадокс в том, что гарантированных способов защититься от такой ситуации практически нет: единого реестра залоговых машин не существует, равно как и особых отметок в свидетельстве о регистрации или ПТС. При покупке автомобиля в кредит ПТС обычно остается в банке, но владельцу не составляет труда получить копию в ГИБДД по причине якобы утери. Некоторые банки то ли по умыслу, то ли «случайно» принимают на хранение копии ПТС.

Как снизить риски? Стопроцентно надежного пути нет, но подозрения должна вызывать машина, которая приобретена недавно и тут же выставлена на продажу; у которой вместо ПТС - его дубликат, выданный в связи с утерей (смотрите графу «Особые отметки»). Попросите у владельца документы об оплате, по которым можно судить, был ли автомобиль приобретен в кредит или за наличный расчет (впрочем, это не мешает перезаложить машину позже для получения нового кредита). И разумеется, не игнорируйте внутреннее чутье: если продавец кажется подозрительным, иной раз лучше отказаться от покупки, чем лишиться и денег, и машины.

Алгоритм поиска следов кузовного ремонта

  1. Проверяем, снимался ли лючок бензобака. Если да, уточняем у владельца, для какой цели.
  2. Ищем на кузове сколы и микроцарапины: если машина в эксплуатации несколько лет, но кузов идеальный, возможно, его недавно перекрашивали.
  3. При хорошем освещении ищем несовпадение цвета между отдельными деталями, переходы оттенка или цветовые пятна, для чего обходим автомобиль кругом.
  4. В подозрительны местах при взгляде вдоль поверхности определяем наличие шагрени. (микронеровностей ЛКП), проверяем, не «играет» ли поверхность на свету.
  5. Внимательно изучаем равномерность и симметричность кузовных зазоров.
  6. Проверяем легкость и звук закрывания всех дверей, крышки багажника и капота.
  7. Оцениваем качество сварных швов (точек) и аккуратность нанесения герметика.
  8. Проверяем крепежные элементы: болты, заклепки, пистоны. Нет ли поврежденных, замененных, нестандартных или неокрашенных деталей? Не болтаются ли обшивки интерьера?
  9. Особое внимание уделяем скрытым полостям, например, подкапотному пространству, дну багажного отсека и обратной стороне задних крыльев.
  10. Ищем наличие следов от полировочной пасты или краски на неокрашиваемых деталях, особенно, на резиновых уплотнителях.

В случае сомнений требуем инструментальной диагностики автомобиля. В идеале стоит проверить геометрию кузова, функциональность ходовой части, состояние тормозной системы и рулевого управления, продиагностировать двигатель и проверить информацию о сработке систем безопасности.

Выбрать добротный подержанный автомобиль вы можете с помощью сервиса «Автообъявления » на нашем сайте.

Благодарим специалистов отдела трейд-ин и кузовного цеха компании «Форд Центр Восток » за помощь в подготовке материала.