Проверка и замена тормозной жидкости своими руками. Как заменить тормозную жидкость в автомобиле

Большинство современных автолюбителей предпочитают решать проблемы с поломкой транспортных средств путём обращения к специалистам сервисного предприятия. Однако такой способ вынуждает нести значительные расходы и ожидать в очередях. В то же время большинство несложных операций, к которым относится и замена тормозной жидкости, . Но необходимо помнить о том, что именно от тормозной системы зависит активная безопасность машины, и любая ошибка может привести к очень серьёзным и неприятным последствиям. Поэтому, приступая к обслуживанию техники самостоятельно, позаботьтесь о тщательном изучении всех .

Теоретическая часть

Когда осуществляется замена?

Какая периодичность замены тормозной жидкости будет оптимальной? Есть несколько ответов на этот ворпос. В этом нет ничего удивительного - ведь на рынке представлены различные варианты подобных расходных материалов, отличающиеся физическими параметрами. В частности, на старых автомобилях допустимо использование только органической тормозной жидкости БСК - современная синтетика может разрушать резиновые и разнообразные металлические соединения в их гидравлических контурах. Ее необходимо менять примерно один раз в год, а также после окончания , когда БСК, состоящая из бутилового спирта и касторового масла, попросту замерзает.

В современных сервисах на вопрос, как часто менять тормозную жидкость , ответят, что подобную процедуру выполняют не реже, чем раз в 2 года . Это относится к большинству гликолевых составов классов DOT 3–4+ и DOT 5.1. Причиной тому служит постепенное накопление воды, которая повышает температуру замерзания и существенно снижает градус точки кипения. Однако в дорогих автомобилях не является редкостью использование жидкости DOT 5 на силиконовой основе - она может служить не менее 5 лет благодаря крайне низкой гигроскопичности.

Также иногда возникает потребность в смене тормозной жидкости до полного исчерпания её номинального ресурса - это связано с резким ухудшением её характеристик. Большинство экспертов рекомендует приобретать специальные анализаторы для проверки состава и параметров этого вида расходных материалов, но делать это рядовому потребителю невыгодно в силу высокой стоимости . Для осуществления базовой проверки необходимо заглянуть в бачок тормозной жидкости и посмотреть на её цвет - если он стал намного темнее, лучше не откладывать профилактическое обслуживание транспорта.

Приобретение

Очень важно также подбирать правильную тормозную жидкость - как уже говорилось, существует множество её разновидностей. Определить, какая из них необходима вам предельно просто - достаточно открыть инструкцию по эксплуатации машины и найти соответствующую запись. Если же необходимо узнать, какая именно жидкость залита в тормозной гидравлический контур , необходимо снова открыть бачок и взглянуть на окраску. Жёлтый или коричневатый цвет говорит о том, что перед вами - жидкость на основе гликоля, а красный - содержащая силикон.

Необходимо помнить, что разные по составу тормозные жидкости смешивать недопустимо во избежание существенного ухудшения их параметров . Также нежелательно заливать в систему и две одинаковые жидкости разных производителей или классов по DOT - это допускается только в экстренном случае. При первой возможности полученную смесь необходимо слить и заменить нормальным однородным составом.

Когда нельзя сделать это самому?

Вопреки расхожему мнению, даже применение не является препятствием для самостоятельной замены тормозной жидкости. Вы можете провести полностью аналогичную процедуру, внимательно следя при этом, чтобы датчик тормозной жидкости не оказался покрытым воздухом - в противном случае придётся обращаться в профессиональный сервис, где проведут прокачку контура под высоким давлением. Избежать этого просто - необходимо следить, чтобы уровень жидкости не был ниже минимальной отметки.

Однако существует несколько исключений из подобного правила. В частности когда тормозной контур оснащён интегральной АБС, в которой блок гидравлических клапанов не совмещён с гидроцилиндром, необходимо осуществлять, открывая их в определённом порядке - сделать это можно только при помощи фирменного тестера. Кроме того, не стоит вмешиваться в работу системы, в которой используются такие инновационные элементы, как помощник при экстренном торможении, устройство для повышения стабильности автомобиля и обеспечения его курсовой устойчивости.

Пошаговая методика

Пункт первый: подготовка

Вначале стоит позаботиться о том, чтобы у вас были необходимые расходные материалы и инструменты. Подготовьте заранее следующие предметы:

  • Непосредственно тормозную жидкость.
  • Несколько торцевых ключей на 9, 10 или 11 мм (зависит от модификации автомобиля).
  • Прозрачные силиконовые трубки диаметром 6 или 4 мм (аналогично).
  • Пустую пластиковую бутылку объёмом 1,5–2,0 литра.
  • Несколько ненужных тряпок.

Замену тормозной жидкости лучше , оснащённом ямой или на специальной эстакаде. Если подобная возможность отсутствует, лучше обратиться в сервис, даже если вы знаете, как поменять тормозную жидкость своими руками - это будет намного надёжнее и безопаснее.

Установив автомобиль в нужное место, убедитесь, что к его днищу обеспечен свободный доступ, и вы сможете в любой момент выйти наружу. Если есть такая возможность, вывесите все четыре стойки, установив машину на домкраты, и , чтобы получить доступ к тормозам. Проверьте освещение - вы должны хорошо различать цвет жидкости, которая будет выдавливаться наружу. Также предварительно по обслуживанию авто - в зависимости от типа гидравлического контура применяется различная последовательность замены расходного материала:

  • Если контур имеет параллельную компоновку - правое заднее колесо, левое заднее, потом обрабатываем правое переднее колесо и левое переднее.
  • Если контур имеет диагональную компоновку - правое заднее колесо, левое переднее, затем используем левое заднее колесо и правое переднее.

Пункт второй: замена

Замена тормозной жидкости является достаточно сложным процессом. Поэтому вам потребуется помощь другого человека - иначе вы можете не уложиться в отведённое время и не успеть поддержать требуемый уровень тормозной жидкости в бачке. Вначале открутите крышку на самой ёмкости, расположенной - будьте внимательны, крышка содержит поплавок, в котором может содержаться некоторое количество агрессивного химического вещества. Сняв её, заверните в тряпку и положите в доступном месте неподалёку от автомобиля. Затем опускайтесь под днище и внимательно взгляните между задними колёсами - его необходимо заблокировать, чтобы не допустить блокирования одной из частей контура. В большинстве случаев для этого достаточно поместить отвёртку между корпусом регулятора и его управляющим приводом.

Всё, что будет изложено ниже, повторяется в точности для каждого из колёс, поэтому после осуществления всех процедур с первым, вы будете выполнять требуемые операции намного быстрее. Найдите на тормозном механизме колеса и тщательно очистите его, используя ненужную тряпку - обычно на клапанах находятся огромные наросты грязи, зимой - ещё и льда. Снимите защитный резиновый колпачок, надетый на клапан, и обнажите штуцер - на эту деталь необходимо одеть подготовленный силиконовый шланг и опустить его в бутылку. помощнику - он должен сделать пять коротких и сильных последовательных нажатий на педаль тормоза, после чего зажать её до следующего указания.

Если вы знаете, как заменить тормозную жидкость, то должны понимать, что зажимать педаль необходимо для создания нужного давления - в этот момент стоит клапан на половину оборота и внимательно следить, как из контура выдавливается старая тормозная жидкость. Как только струя начнёт ослабевать, быстро закрутите клапан обратно. Поднимитесь наверх и долейте в бачок жидкость, чтобы она не опускалась ниже минимального уровня - либо попросите сделать это помощника, который после закрытия клапана может отпустить педаль. Всё описанное выше повторяйте до тех пор, пока через шланг не начнёт течь новая тормозная жидкость - её можно опознать по иному оттенку.

Шаг третий: проверка и прокачка

Когда все четыре колеса будут приведены в норму, стоит осуществить проверку - для этого нажмите на педаль тормоза, медленно увеличивая усилие до того момента, пока она не перестанет перемещаться. Если вы знаете, как залить тормозную жидкость , однако не уследили за её уровнем, в системе образуется множество воздушных пузырьков. Результатом их присутствия станет значительное увеличение тормозного пути, а также неравномерность замедления каждого из колёс, что может привести к серьёзной . При этом педаль будет двигаться неравномерно с рывками и провалами. Кроме того, выгоните машину на безопасный и пустынный участок дороги и осуществите торможение с 40 км/ч - свидетельством попадания воздуха внутрь будет отклонение в сторону .

После того как вы полностью выполнили замену тормозной жидкости, проследите, чтобы её уровень в бачке находился на максимальной отметке, однако не выше. Это поможет вам поддерживать стабильно высокий уровень давления даже спустя длительный период использования . Если же перелить тормозную жидкость, то она постепенно будет выдавливаться из-под крышки, попадая на различные резинотехнические элементы моторного отсека и приводя к их ускоренному износу. Постоянно удерживать уровень, близкий к минимальной отметке, не рекомендуется - результатом может стать ухудшение давления, которое приведёт к созданию аварийной ситуации на дорогах.

Видео о том, как заменить тормозную жидкость:

Даже зная, когда менять тормозную жидкость, не ленитесь периодически проверять её уровень и цвет - это желательно выполнять самостоятельно каждый месяц. Среди автомобилистов достаточно популярен миф о том, что тормозная система является полностью замкнутым контуром, и она не сообщается с окружающим воздухом. Действительно же в ней существует множество технологических отверстий, предназначенных для уравнивания давления - через них внутрь может попадать вода. Если тормозная жидкость поменяла свой оттенок, это означает, что в ней скопилось большое количество влаги, которая может закипеть при активном вождении. При обнаружении первых признаков потери свойств вещества необходимо осуществлять замену состава.

Подводя итоги

Каждому человеку понятно, что тормозная жидкость очень и должна заменяться с учётом множества правил и требований. Если вы сомневаетесь, что сможете правильно выполнить всю последовательность действий, описанных выше, лучше обратиться в авторизованный сервис. Подобный вариант потребует больших расходов, однако позволит получить уверенность в правильной работе гидравлического контура.

Автомобилисты, в особенности начинающие, часто не догадываются, что в автомобилях необходимо менять и другие технические жидкости, кроме масла в двигателе. Одна из таких смесей - тормозная. От нее в первую очередь зависит безопасность водителя. Каждый автовладелец обязан знать, как правильно поменять тормозную жидкость. Рассмотрим этот процесс на примере машин различных марок.

Почему нужно менять тормозную жидкость?

Она работает в чрезвычайно тяжелых и даже экстремальных условиях. Жидкость часто подвержена перегревам - даже при спокойном режиме езды она может разогреться до 150⁰С. Если же автомобиль эксплуатируется более агрессивно: движение с прицепом, путешествия по горным дорогам, интенсивная езда, тогда эта техническая жидкость запросто разогревается до 180⁰С. Если же машину остановить, то температура может составить даже 200⁰С.

Естественно, производители учитывают высокие нагрузки - в характеристиках популярных продуктов, которые сегодня предлагаются на рынке автозапчастей и аксессуаров, указаны температуры кипения от 205 до 265⁰С в зависимости от бренда. Однако в процессе эксплуатации нередко случается, что данная жидкость поглощает влагу - это резко понижает температуру кипения. К примеру, на протяжении одного года тормозная жидкость может набрать от 2 до 3 % воды - значит, температура кипения может упасть до 30-50⁰С. Так, она начнет кипеть уже при 145-160⁰С. Эксплуатировать такой автомобиль становится просто опасно. В тормозной системе образуются паровые блокировки. Вследствие резких расширений пузырьков, часть тормозной жидкости выдавливает в резервную емкость. Когда водитель в экстренной ситуации нажмет на тормоз, то оставшаяся жидкость просто не создаст необходимого уровня давления. Соответственно, педаль провалится. Следует помнить, что это очень серьезный композит и необходимо постоянно следить за его состоянием и знать, как поменять тормозную жидкость, если ее уровень стал ниже нормы.

Как часто необходимо выполнять замену?

В комплекте с любым современным автомобилем идет в которой производитель рекомендует выполнять замену данной жидкости не чаще, чем один раз в два года. Но большинство автовладельцев почему-то не считают нужным придерживаться этих рекомендаций. Так, вместо того, чтобы выяснить, как поменять тормозную жидкость полностью, просто периодически доливают ее в бачок до определенного уровня. В этом вопросе важно учесть то, как эксплуатируется автомобиль - насколько активно используется тормозная система в экстремальных и скоростных режимах.

Выше уже было написано о том, что основная причина замены - это проникновение в гидравлический состав влаги. Происходит это за 2-3 года. Именно в такой срок необходимо выполнить замену. Когда и как поменять тормозную жидкость? Это часто указывают и производили на емкостях, на что также следует обращать внимание.

Заблуждения начинающих водителей, касающиеся тормозной жидкости

Рассмотрим несколько типовых заблуждений. Они случаются у тех, кто только недавно вошел в мир автомобилей, приобрел свою первую машину и пытается ее правильно эксплуатировать.

Замкнутые режимы эксплуатации

Тормозная система имеет специальные отверстия, предназначенные для движения воздуха. Сама жидкость очень гигроскопична, и как уже было замечено, впитывает влагу. Это и приводит к тому, что со временем она теряет свои свойства. Поэтому не стоит думать, что если в тормозной системе замкнутый режим работы, то менять ничего не следует. На самом деле это сделать не только желательно, а необходимо.

DOT-4 подойдет для любых современных авто

Это еще одно заблуждение. Если не вдаваться в типы и виды продуктов для тормозных систем, нужно сказать, что начинающему водителю не следует экспериментировать. От работы тормозной системы зависит безопасность. Важно соблюдать инструкции производителя автомобиля, а также необходимо знать, как поменять тормозную жидкость на конкретной модели авто.

Как проверить качество тормозной жидкости

На автомобильном рынке можно встретить подделки. Для того чтобы проверить качество состава, применяют специальный тестер.

Этим прибором можно определить температуру кипения и на основе показаний определить, качественная ли она. Так, при 175⁰С - средство эффективно, если от 165 до 175⁰С - лучше заменить. Если показания прибора ниже, чем 165⁰С - это срочная замена.

Как поменять тормозную жидкость на ВАЗ

Чтобы выполнить замену, лучше воспользоваться чьей-нибудь помощью, потому что, как показывает практика, без постороннего вмешательства процесс будет гораздо труднее.

Первым делом следует отвернуть крышку тормозного бачка, далее, надо положить деталь так, чтобы жидкость с нее не стекала. Затем при помощи большого медицинского шприца или же груши следует извлечь то количество гидравлического состава, которое есть в бачке. Однако не стоит вытаскивать все - достаточно будет, если количество упадет до минимальной отметки. Если забрать весь объем, то произойдёт разгерметизация и придется выполнять После отбора в бачок заливают новую жидкость до максимальной отметки. Теперь его прикрывают при помощи крышки. Далее, автовладелец должен попасть под днище машины, а помощник - сесть за руль. Владелец авто снимает защитный колпачок, находящийся на прокачном штуцере - искать эту деталь необходимо на суппортах колес (зачастую она расположена в верхней его части).

Нужно одеть трубку с закрепленным на ней шлангом на какой-либо из штуцеров, а другой конец шланга тем временем опускается в емкость с тормозной жидкостью. Его нужно окунуть в емкость на все время слива. Далее, помощник должен плавно нажимать на педаль тормоза 5-10 раз. Воздействовать необходимо до упора, а в последний раз педаль должна остаться полностью вжатой в пол.

В этот момент штуцер откручивается на 2 или три оборота - в результате в емкость потечет уже отработанная жидкость. Закрутить нужно, когда пойдет уже новая. Такую операцию необходимо проделать со всеми колесами.

Вот как поменять тормозную жидкость на ВАЗ 2110, 2112, 2114. На самом деле - это не трудно и можно выполнить данную операцию своими руками.

«Шевроле Лачетти»

Для работы лучше загнать машину на эстакаду или яму. Первым делом откручивается бачок, а затем при помощи шприца или груши откачивается старая рабочая жидкость, а после - заливается новая. Дальше начинающие владельцы теряются - нужно ли прокачивать? Что говорят специалисты в ответ на вопрос, как поменять тормозную жидкость «Лачетти»? Прокачка в данном случае необходима. Прежде чем производить ее, следует проверить уровень в бачке.

Затем откручивается штуцер на суппорте заднего правого колеса, на него одевают шланг, который погружается в емкость с жидкостью. Далее, понадобится помощь - следует нажать несколько раз на педаль тормоза и удержать ее в таком положении. Все это время из шланга будет течь старая гидравлическая смесь. Как только начнет идти новая, более чистая жидкость, штуцер тут же закручивают и одевают на него защитный резиновый колпачок.

Этот процесс необходимо выполнить для левого переднего колеса, левого заднего и правого переднего. Вот как самому поменять тормозную жидкость без необходимости поездки в сервисные станции.

Замена тормозной жидкости на автомобилях с ABS

Для решения данной задачи лучше всего обратиться в СТО. Специалисты по обслуживанию автомобилей выполнят эту процедуру быстро и качественно. Но если это невозможно, можно выполнить замену самостоятельно.

Многие не знают, как поменять тормозную жидкость с АБС. На самом деле здесь нет ничего сложного. Достаточно снять крышку с бачка, надеть шланг на штуцер, а второй конец шланга опустить в емкость, наполненную жидкостью. Далее, заводят двигатель и оставляют его на холостых оборотах. С помощью нажатий на тормоз старая жидкость постепенно вытеснется - ее место должна занять новая. Эта операция проводится для каждого из колес.

КИА

На автомобилях этой марки замену можно выполнить двумя способами - уже известным, с использованием прокачки и без таковой. Так, машина устанавливается на эстакаду или яму. Далее, шприцом или грушей откачивают старый гидравлический состав из бачка, доливая новый. Чтобы ускорить этот процесс, на каждый штуцер надеваются шланги и опускаются в бутылки.

Затем все штуцеры откручиваются - здесь важно убедиться, что жидкость потекла изо всех шлангов. При этом следует контролировать количество смеси в бачке - если уровень снижается, нужно его пополнять. Когда в емкости переднего левого штуцера объем тормозной жидкости составит примерно 200 грамм, то его затягивают. Когда в каждой емкости будет такой же объем, операцию прекращают. Вот как поменять тормозную жидкость («Киа Соренто» не исключение) без необходимости прокачки.

Заключение

Процесс замены тормозной жидкости не настолько сложный, как может показаться. Все можно выполнить своими руками и сэкономить определенную сумму.

ТЖ (тормозная жидкость) отвечает за самую главную систему автомобиля - тормозную. Исходя из этого, к составам данного типа предъявляются довольно строгие требования, которые касаются также и периодичности замены жидкости. «Бывалые» водители прекрасно знают, когда и каким образом лучше всего проводить эту процедуру, но начинающие автолюбители довольно часто пренебрегают этими правилами, не осознавая последствий, которые могут последовать за такой халатностью.

Чтобы раз и навсегда развенчать мифы, о том, что срок годности тормозной жидкости неограничен и ее можно, вообще, никогда не менять, обратимся к фактам.

Зачем менять тормозную жидкость

Причин для замены ТЖ существует довольно много. В первую очередь «тормозуху» необходимо менять, так как этот состав работает в крайне тяжелых условиях. При езде в городской черте ТЖ нагревается до 150 градусов, а в более сложных условиях (с прицепом, по бездорожью и так далее) ее температура повышается до 180 градусов. Конечно, современные составы выдерживают и более агрессивные температурные режимы до 260 градусов, но при всем этом жидкости для тормозных систем обладают одной важной чертой - гигроскопичностью. Это значит, что ТЖ хорошо впитывает влагу, за счет чего понижается ее температура кипения. Таким образом, за 1 год эксплуатации состава этот показатель упадет на 30-50 градусов, представьте себе, что произойдет через 3-5 лет?

А произойдет следующее - состав будет закипать, в результате чего в нем начнут образовываться пузырьки воздуха. Из-за этого при нажатии на тормоз, часть ТЖ будет переходить в резервный бачок, а ее остатка элементарно не будет хватать для создания необходимого давления. В итоге педаль тормоза будет просто «проваливаться».

Чтобы этого не произошло необходимо вовремя менять «тормозуху», доливать ее и следить за уровнем ТЖ в системе.

Как часто нужно менять ТЖ

В зависимости от типа тормозной системы, условий эксплуатации автомобиля и класса ТЖ, состав меняется с разными интервалами времени. Если речь идет о машинах премиум класса и спорткарах, то в них замена «тормозухи» производится довольно часто - каждые 10 000 - 20 000 километров.
Если температура в системе не превышает 150 градусов, то замена производится каждые 40 тысяч километров пробега. Однако учитывать нужно и класс самого состава. Так как современные ДОТы обладают разной температурой кипения, Например, DOT 3 имеет максимальное значение 205 градусов, а DOT 5 260 градусов. При этом эти ТЖ изготовлены на разных основах, в результате чего срок годности первой жидкости составляет 2-3 года, а второй - 5 лет.

В некоторых ситуациях требуется внештатная замена ТЖ, об этом будет свидетельствовать ее цвет. Обычно оттенок жидкости колеблется от светло-желтого до светло-коричневого. Исключением являются только составы ДОТ 5 на силиконовой основе, для которых нормальный цвет - это темно-красный.

Если цвет ТЖ остался прежним, то значит состав еще можно использовать, но если вы заметили что она помутнела и в ней появился осадок, то необходимо незамедлительно заменить такую жидкость даже, если вы залили ее месяц назад. В противном случае существует вероятность выхода из строя зеркал поршней тормозных цилиндров и деформации манжет.

Помимо визуального контроля, можно использовать специализированные тестеры, оснащенные так называемыми зондами, которые опускаются в ТЖ. После того как тестер нагревается в течение минуты он показывает результат проверки:

  • если тестер показывает 175 градусов или выше - это означает что состав еще можно использовать;
  • если температура находится в диапазоне от 165 до 175 градусов, то ТЖ допускается к эксплуатации, но только при условии, что последний раз вы ее меняли не более 1 года назад.

Если же тестер показывает менее 165 градусов, то стоит принять меры по замене жидкости как можно быстрее. Сделать это можно самостоятельно.

Замена тормозной жидкости своими руками

Для того чтобы определить количество тормозной жидкости для замены необходимо сперва заглянуть в руководство по эксплуатации вашего автомобиля или уточнить эти рекомендации на сайте производителя. Обычно для этого не требуется много ТЖ. Если говорить о том сколько нужно тормозной жидкости для полной замены, то тут все зависит от типа авто, марки и других нюансов. Но, чаще всего у легковых машин полный объем ТЖ в системе составляет 0,55 л. Соответственно для полной замены хватает 1-1,5 литров состава (лишний литр уходит на прокачку системы). Но чтобы не бежать в магазин в самый неудобный момент, на первый раз лучше взять больший объем тормозной жидкости (2 литра). Особенно это актуально для владельцев ВАЗ-ов.

После того как вы научитесь производить эту процедуру, вы уже будете точно знать сколько тормозной жидкости нужно для замены на вашем авто.

При замене состава в автосервисе на эту процедуру уходит порядка 15-20 минут, но если вы предпочитаете сделать все самостоятельно - готовьтесь посвятить себя автомобилю минимум на 2 часа.

После этого лучше загнать авто на яму и подготовить следующие предметы:

  • мягкую прозрачную трубку с диаметром соответствующим внешнему диаметру спускного штуцера, расположенного на колесном цилиндре;
  • рожковый ключ (можно заменить накидным);
  • емкость для старой ТЖ.

Лучше всего попросить кого-нибудь о помощи, так как будет намного удобнее, если один человек будет находиться под машиной, а второй - за рулем. Далее, все зависит от типа тормозной системы, точнее, от схемы ее контуров.

  • Диагональная предполагает что сначала будет прокачано заднее правое колес, затем переднее левое, и наоборот.
  • Если система параллельная, то вначале прокачиваем задние колеса (начиная с правого), а затем передние.

Для замены жидкости необходимо выполнить следующие шаги:

  • Наденьте на сливной штуцер первого колеса подготовленную для слива старой ТЖ трубку.
  • Открутите штуцер приблизительно на пол-оборота и попросите напарника несколько раз надавить на тормоз с промежутком в 2 секунды.
  • Подставьте емкость под шланг и дождитесь, пока по нему начнет течь старая жидкость.
  • После того как состав полностью вытек - закрутите штуцер.
  • Залейте в бачок новый состав и повторите операцию, пока из шланга не начнет течь чистая ТЖ.

При этом необходимо отслеживать уровень жидкости в бачке, чтобы он не падал ниже минимальной отметки.

Все эти этапы необходимо выполнить для всех тормозных блоков. Если в процессе замены ТЖ педаль стала нажиматься неравномерно - это свидетельствует о том, что в системе появился воздух. В этом случае необходимо прокачать тормоза.

Прокачка тормозов

Для выполнения этой процедуры необходимо 5-6 раз нажать на тормоз, после чего педаль зажимается. В это время (при зажатом тормозе) нужно открутить штуцер, на котором находится шланг. Как только ваш напарник сообщит вам о том, что педаль «ушла» в пол - закрутите штуцер.

При самостоятельной замене ТЖ у многих автолюбителей возникает вопрос - как узнать какая тормозная жидкость залита и можно ли вмешивать разные составы. В первом вопросе лучше не гадать и не пытаться определить состав по вкусу, цвету или запаху. Лучше сменить жидкость полностью и прикрепить на внутреннюю сторону капота (или в любое другое место) этикетку от бутылки с составом.

Что касается возможности смешивания, то тут как и во всем что связано с автомобильными жидкостями, все зависит от основы состава.

Какие ТЖ можно смешивать

Если говорить о том, можно ли смешивать тормозную жидкость разных производителей, то запомнить совместимые ТЖ очень просто. Сегодня существует несколько стандартов «тормозух», которые обозначаются маркировкой DOT:

  • DOT 3 - гликолевая жидкость, которая изготавливается на основе полиэтиленгликоля и полиэфира. Используется для тихоходных авто, в тормозной системе которых рабочая температура не превышает 150 градусов. Этот состав можно смешивать с аналогичной гликолевой жидкостью DOT4.
  • DOT 4 - гликолевый состав в котором содержатся дополнительные присадки. Закипает при более высоких температурах (200-230 градусов). Используется для быстроходных автомобилей. Этот состав можно смешать с предыдущим.
  • DOT 5 - жидкость на основе силикона. Используется для спортивных автомобилей. Температура кипения доходит до 260 градусов. Смешивать такую ТЖ с любым гликолевым составом строго запрещено.
  • DOT 5.1/ABS - гликолевая жидкость, которая используется исключительно для машин с системой АБС. Смешивать с другими Дотами такие составы также нельзя.

Как видите, делать «миксы» можно только из DOT 3 и DOT 4. Производитель при этом не так важен, так как эти составы обладают схожими характеристиками и основой.

В заключении

В любом автомобиле необходимо своевременно менять тормозную жидкость, а также производить периодическую диагностику систем. Не поленитесь, и лишний раз проверьте состояние ТЖ, чтобы ездить за рулем со спокойной душей.

Трудно переоценить значение тормозов в нашей жизни. Речь идет о безопасности. Чтобы тормоза были в порядке, требуется своевременная замена тормозной жидкости.

Вместо того чтобы сделать это в полной мере, некоторые автомобилисты практикуют ее частичный долив.

Замена тормозной жидкости четко регламентирована всеми производителями авто. Как правило, ее необходимо менять через два-три года или через 36000-60000 км пробега для массовых автомобилей и через 5000-10000 км для авто класса люкс.

Замена тормозной жидкости ВАЗ происходит по такому же принципу, как и в других авто. Температура ее нагрева в обычном режиме (по городским дорогам) достигает 150 о С, при экстремальном вождении - до 180 о С, а при торможении доходит до 200 о С.

В этом нет ничего страшного, потому что производители выпускают жидкость с до 265 о C. Она поглощает влагу в процессе работы из воздуха, существенно уменьшая эту температуру. Если наберется 2-3% воды, то кипение начнется уже при 145 о -160 о С, произойдет паровая блокировка тормозов т.е. провал педали.

Чтобы избежать этого необходимо контролировать температуру ее кипения с помощью специального прибора. Его зонд погружается в жидкость, нагревается, определяя температуру кипения с погрешностью 3%, весь процесс занимает не более 1 минуты.

Оборудование для замены тормозной жидкости представляет собой простой набор инструментов и подручных средств. Понадобятся отвертки и ключи, кусок прозрачного шланга и емкость для отработанной жидкости.

Для проведения процедуры желательно иметь помощника, хорошо, если авто будет заведено на эстакаду. В каком же порядке происходит замена тормозной жидкости в девайсах?

Сначала нужно поменять ее на заднем правом, потом переднем левом, заднем левом и, наконец, на переднем правом механизмах.

Исключите возможное движение авто;

Откройте пробку на бачке главного ;

Добавьте в бак новую тормозную жидкость;

Уберите мусор с клапанов выпуска воздуха и освободите рабочие цилиндры тормозных механизмов от колпачков на всех колесах;

Натяните трубку на клапан для выпуска воздуха рабочего цилиндра тормозного механизма, начните (как писалось выше) с механизма, расположенного на заднем колесе с правой стороны, противоположный конец трубки вставьте в бутылку;

Придавите резко тормозную педаль четыре-пять раз, с небольшими промежутками между ними в пару секунд, после этого держите ее нажатой;

Откройте клапан, из которого выпускается воздух, из крана польется отработанная тормозная жидкость, педаль надо продолжать нажимать. После того как она прекратит течь, закройте его;

Предыдущие манипуляции проделайте для тормозных механизмов всех колес в вышеуказанном порядке;

Проверьте свою работу путем давления на педаль тормоза, движение педали должно быть ровным при всех нажатиях.

Также требуется обновление тормозной жидкости в гидроприводе выключения сцепления. Операции проводятся те же, только при этом участвует педаль сцепления и вышеуказанный гидропривод. Верните все элементы в обратном порядке на свои места.

Как видно из вышесказанного, эта процедура довольно проста.

Теперь с тормозами будет все в порядке, и на дорогах вас не постигнет несчастье в виде их "отказа". Вы можете быть спокойны за свою жизнь и жизнь ваших близких.
Пренебрежение этой процедурой может привести к неожиданным поворотам в вашей судьбе.

Как известно, в любом автомобиле время от времени приходится что-то менять. Замена тормозной жидкости, естественно, не исключение. От ее качества и чистоты напрямую зависит безопасность как непосредственно водителя транспортного средства, так и других участников дорожного движения. Она напрямую влияет на бесперебойное функционирование всей тормозной системы транспортного средства, и менять ее нужно регулярно. Многие начинающие (да и более опытные тоже) водители часто пренебрегают проведением такой процедуры или просто не знают о ее необходимости и значимости для машины. Иногда даже не знают, сколько нужно тормозной жидкости для полной замены.

Почему тормозная жидкость приходит в негодность

Совершенно неважно, раствор какого бренда заливается в транспортное средство, он сразу и достаточно активно начинает "вбирать" влагу из окружающей среды. Причин такого, можно назвать несколько:

Стоит знать, что, если тормозная жидкость вберет в себя всего лишней 3,5% влаги, она в состоянии закипеть гораздо быстрее, что серьезно повышает риск полного отказа тормозов или блокировке цилиндров. Особенно при совершении резкого или экстренного торможения. Поэтому периодичность замены тормозной жидкости составляет не менее 2-4 раз год, а если автомобиль достаточно старый ее можно даже увеличить, помня о том, что безопасность - это то, на чем экономить нельзя.

Часто необходимость замены тормозной жидкости вызывается использованием старой, или неправильно смешанной жидкости, к примеру, минеральной или гликолевой. Кроме того, ряд производителей выпускают уникальные составы, которые ни в коем случае не могут работать «в паре» с другими жидкостями.

Несмотря на то, что все работы можно выполнить самому, многие, особенно неопытные автолюбители просто не осведомлены, как собственноручно поменять тормозную жидкость в авто. Если рядом нет боле опытного и знающего автолюбителя выходом из ситуации может стать визит в сервис, где быстро и профессионально будет проведена замена тормозной жидкости, а стоимость работ, при этом окажется вполне приемлемой.

Правильная замена тормозной жидкости своими руками

Внимание! Самостоятельное выполнение процедуры замены тормозной жидкости без специального оборудования, потребует не менее 2-х часов свободного времени и помощника.

Ручная замена раствора целесообразна на автомобилях, не оборудованных системой АБС. Замена должна быть проведена во всех контурах тормозной системы. При этом, если жидкость на автомобиле меняется впервые, имеет смысл предварительно ознакомится с техническим описанием, что позволит точно узнать о месторасположении магистралей, и исключить возможные ошибки при выполнении работ. Не стоит забывать и о том, что начинается замена с самого дальнего колеса от центрального цилиндра.

Существует 2 варианта расположения контуров:

  • параллельный, при которой замена жидкости происходит, начиная с правого колеса сзади, и затем поочередно левое заднее, спереди схема повторяется;
  • диагональный, где начинать необходимо с правого заднего, потом переднее слева, в дальнейшем левое заднее и, соответственно, переднее справа.

Стоит понимать, что, если полная (самостоятельная) замена тормозной жидкости ведется одним человеком, с транспортного средства лучше предварительно снять колеса или загнать его на эстакаду (яму). Часто такой возможности у автомобилиста нет, поэтому приходится снимать колеса поочередно, используя домкрат. Автомобиль в этот момент должен находится на передаче, но использование «башмака» хотя бы под одним из колес не помешает. Удобство самостоятельной замены отличается на различных марках и моделях транспортных средств, и зависит от того, где и под каким углом находятся штуцера, которые и используются для прокачки системы.

Совет! Вначале готовится сама жидкость, которой потребуется не более 1,5 литров, прозрачный шланг (d 5-6 мм), торцевые ключи и емкость для слива, желательно с узким горлом.

Прокачка - этапы работ и определение ее необходимости

О необходимости прокачки тормозной системы и замены жидкости красноречиво свидетельствует педаль тормоза. Если ее ход стал необычно мягким, а сопротивление чувствуется лишь у пола, можно с уверенностью сказать, что в системе скопился воздух. При необходимости определения завоздушенного контура можно разогнать автомобиль до 60 км/ч и резко затормозить. Неисправное колесо практически не оставит следа, но такой тест необходимо выполнять на сухом и достаточно ровном покрытии.

Непосредственно процесс прокачки и замены (это неотъемлемые части процесса) тормозной жидкости выглядит примерно одинаково для большинства автомобилей.

  1. На штуцер "рабочего" колеса одевается шланг. Удобнее, если он будет прозрачным. Второй конец помещается в емкость с жидкостью, к примеру, пластиковую бутылку.
  2. Путем нажатия на тормоз не менее пяти раз, во всей системе создается повышенное давление.
  3. При нажатом тормозе потребуется вывернуть штуцер на колесе примерно наполовину. После вытеснения старой жидкости, где, как правило, присутствуют воздушные пузырьки, штуцер затягивается. Операция должна проводиться до тех пор, пока вытесняемый раствор не освободится от пузырьков - это необходимо определять визуально.

Важно! Достаточно часто автомобилистами допускается ошибка - используется тормозная жидкость, которая долго хранилась после вскрытия упаковки. Делать этого не стоит, поскольку она успела насытиться водой и воздухом.

Перед тем, как своими руками заменить тормозную жидкость на авто с АБС, старую требуется полностью откачать из бачка и залить в него свежую. Далее алгоритм, в принципе, не отличается от вышеописанного. Конечно, удобнее использовать специальное оборудование, что полностью исключит завоздушивание системы. В ряде случаев тормозная жидкость вытекает из штуцера очень медленно - здесь поможет включение зажигания.

Некоторые мастера используют и совсем простой метод - под открученные штуцера подставляются простые стаканчики (250 мл), и пока старая жидкость вытекает, в бачок доливается новая. Несмотря на то, что стоимость замены тормозной жидкости не так и велика, вся процедура может вполне выполняться самостоятельно. Хотя для таких машин лучше использовать специальный аппарат для самостоятельной замены тормозной жидкости.

Возможные проблемы при выполнении работ

Как правило, неторопливая и аккуратная замена, выполняемая самостоятельно, не грозит какими-либо негативными последствиями. К числу наиболее распространенных проблем стоит отнести, пожалуй, лишь повреждение штуцера, предназначенного для прокачки. В большинстве случаев он просто обламывается, что вызывает необходимость замены цилиндра, поскольку высверливание здесь малоэффективно.

Чтобы максимально облегчить себе процедуру выкручивания штуцера можно предварительно обработать его WD-40. После чего, при помощи маленького молоточка очень аккуратно обстучать его со всех сторон. Таких мер оказывается достаточно для легкого откручивания, к тому же целиком выкручивать его и не нужно. Работать будет удобнее удлиненной головкой, таким образом, усилие распределятся более равномерно.

В том случае, когда техники для "обновления" тормозной жидкости, она может относительно легко попадать на кожные покровы - это совершенно недопустимо, поскольку она токсична. Также не допускается и вдыхание ее паров. Кроме того, не помешает при работе соблюдать некоторые меры предосторожности:

  • не допускать попадания жидкости на провода, что приведет к нарушению целостности изоляции, а также на лакокрасочное покрытие авто, предварительно укрыв возможные места попадания брызг/капель плотной тканью;
  • не допустимо изменять количество тормозной жидкости для замены - если положено 1,5 литра, такой объем и должен быть залит;
  • если для конкретного автомобиля завод-изготовитель рекомендовал определенный тип жидкости, не следует менять ее на другую;
  • если требуется всего лишь долить небольшое количество нового раствора в систему, можно использовать исключительно тот, который уже залит.

Вполне естественно, что абсолютно каждый автомобиль, выезжающий на дорогу всегда должен быть технически исправен. Одним из важных условий этого является адекватный интервал замены тормозной жидкости - его ни в коем случае нельзя нарушать. Стоит помнить, что даже небольшое изменение цвета тормозной жидкости уже говорит об изменении ее свойств. Очень подробная информация о всех тонкостях этой процедуры предоставлена на видео: