В чем различие между кроссовером, внедорожником и паркетником? Паркетники, кроссоверы, внедорожники - есть ли отличия Кроссовер и джип разница между ними.

Желая приобрести большой и вместительный автомобиль, покупателю необходимо определиться с конкретным типом машин. Так, помимо грузовиков и минивэнов, достаточно популярными габаритными транспортными средствами считаются внедорожники, паркетники и кроссоверы, которые, к слову, очень похожи между собой. Но как же понять, что именно вам нужно? Для ответа на данный вопрос сначала нужно разобраться в терминологии.

Определяем, что такое внедорожник, кроссовер и паркетник

Под понятием «внедорожник» принято понимать определенный вид полноприводных автомобилей, которые имеют рамную конструкцию и предназначены для эксплуатации в тяжелых условиях бездорожья. По мнению многих автолюбителей, именно такие машины отличаются высоким уровнем проходимости и большими габаритами. Однако последнее утверждение не совсем верное, поскольку размер не всегда является самым важным критерием (достаточно вспомнить Suzuki Jimny).

Надо отметить, что к термину «внедорожник» часто добавляют эпитеты: «классический», «настоящий» или «профессиональный». Все эти слова только подчеркивают истинность понятия, так как данный автомобиль действительно можно считать покорителем бездорожья, обладающим достаточным запасом прочности.

Кроссовер нередко считается синонимом «внедорожника», и хоть эти машины и правда очень похожи, отличия все же имеются. Как и предыдущий вид, кроссовер характеризуется высокой проходимостью, а еще имеет некоторые отличия в технологических и конструктивных моментах, направленные на увеличение комфорта передвижения и снижение шума. Типичными признаками кроссовера является полный привод, довольно высокая посадка, экономичность и большой дорожный просвет. Под капотом может устанавливаться как бензиновый, так и дизельный мотор большой мощности.

В любом случае, если отличия внедорожника и кроссовера более заметны, да и многие автомобилисты уже знают о существовании таких машин, то понятие «паркетник» не столь распространенное, а значит, узнать, что это за автомобиль, удалось пока немногим. Его можно считать полноценным городским транспортным средством с кузовом типа «хэтчбек» и дизайном, похожим на «кроссоверский».

Паркетник – это скорее автомобиль, рассчитанный на комфортные семейные поездки, чему способствует просторный салон. Он имеет много общего с представителями кроссоверов, но в то же время существенные отличия заставляют разделять эти два вида.

Нередко «паркетниками» называют недорогие переднеприводные японские машины, которые способны хорошо справляться со всеми неровностями обычных дорог общественного пользования. Проще говоря, если внедорожник - это покоритель гор и лесов, то паркетник – больше дитя «каменных джунглей» города.

А знаете ли вы? Первыми термин «кроссовер» начали использовать специалисты Chrysler, когда в 1987 году их компания купила American Motors Corporation (AMC), а вместе с ней и небезызвестный бренд «Jeep».

Ищем отличия

Найти отличия, во всех трех случаях, несложно, но неподготовленному автолюбителю может показаться, что перед ним практически одинаковые автомобили. Давайте же разберемся, в чем же заключается разница между внедорожниками, кроссоверами и паркетниками.

Колеса и проходимость

Внедорожник. Передний и задний свес такой машины минимален, что обеспечивает большой угол съезда и подъема в гору. Вместе с колесной базой и колеей, не последнюю роль в этом играет и геометрия: высокий дорожный просвет является обязательной характеристикой, благодаря которой автомобиль может преодолевать все неровности, вывешивая одно из колес. Кстати, колеса имеют большой диаметр (не меньше 30 дюймов), что является ярким признаком внедорожников.

В плане проходимости этим машинам немного уступают кроссоверы, имеющие низкие углы подъема и спуска. Конечно, в данном случае клиренс несколько меньше, но проигрыш внедорожникам не очень заметен, тем более что внешний вид кроссоверов более привлекателен. Колеса данного вида автомобилей обладают достаточно большой высотой профиля, но их протектор сугубо шоссейный и рассчитанный на быстрый отвод влаги, а не на сцепление со скользкой поверхностью.

Паркетники неспроста находятся здесь на последнем месте, ведь, по сравнению с предыдущими видами, они имеют куда меньшие показатели проходимости и рассчитаны скорее на преодоление городских ухабов, хотя внешне – это достаточно солидная машина с большим потенциалом. Колеса паркетников ничем не отличаются от дорожных низкопрофильных шин обычных «легковушек». Учитывая все вышесказанное, ответить на вопрос «что такое кроссоверы, внедорожники или паркетники?», вам поможет уровень проходимости каждого вида.

Кузов авто

Внедорожник. Классический представитель этого вида автомобилей имеет жесткую рамную конструкцию. Однако в наше время кузов на раме встречается нечасто, а необходимый уровень жесткости достигается путем использования других элементов.

Кроссовер. Представлен в виде легкового автомобиля с широкой областью применения. В частности, отличие от предыдущего варианта транспортных средств проявляется и в кузове, который никогда не устанавливается на раму, но обладает высокой жесткостью на кручение (среди единичных исключений, которые все же имеют раму, можно вспомнить SsangYong Actyon первого поколения). Несущий кузов придает машине легкость в управлении при движении по трассе и не нуждается в обслуживании, хотя в плане проходимости транспортное средство немного уступает.

Кроме того, указанному типу кузова можно придать практически любую форму, в результате чего получаются «спортивные купе с повышенным уровнем проходимости» и другие эксклюзивные автомобили. Если же вас интересует, чем кроссовер отличается от паркетника, тогда стоит обратить внимание на салон обоих автомобилей, и вы увидите, что в последнем случае (практически во всех вариантах) уровень комфорта будет несколько выше.

Так, паркетник был создан на основе обычного автомобиля (универсала или хэтчбека) с несущим кузовом, и никаких принципиальных отличий не имеет. Однако в сравнении со стандартными транспортными средствами клиренс такого автомобиля увеличен на 10-30 мм, что лишь немного повышает геометрическую проходимость. То есть водителю не приходится бояться бордюров, открытых люков канализаций и прочих малоприятных атрибутов городских улиц, но для условий реального бездорожья такая машина мало подходит.

Чтобы подчеркнуть внешнее сходство с внедорожниками, при оформлении паркетников используются пластиковые накладки. Благодаря тому, что кузов таких машин меньше, чем у габаритных внедорожников, парковать автомобиль намного проще.

Основным отличием всех внедорожников является наличие пониженного ряда передач. Кроме того, настоящий внедорожник обязан иметь постоянно функционирующий полный привод. В качестве альтернативного варианта может устанавливаться подключаемый полный привод колес, но только в том случае, если мы не говорим о классическом вездеходе. Практически обязательным элементом выступает и межосевой дифференциал с возможностью механической или межколесной блокировки.

Если в конструкции автомобиля отсутствует понижающая передача, то его сложно назвать внедорожником, так как именно этот элемент является основным инструментом в борьбе с бездорожьем. В идеальном варианте раздаточная коробка должна иметь понижающую и прямую передачу.

Современные автопроизводители научились умело использовать все возможности полного привода, что также заметно при эксплуатации кроссоверов. Если вы уже интересовались, чем отличается кроссовер от внедорожника, тогда наверняка заметили некоторые отличия и в плане возможностей элементов трансмиссии. В частности, в данном случае полный привод подключается только при необходимости, а распределение крутящего момента может выполняться как с помощью электроники (сигнализирует о пробуксовке), так и с помощью механических устройств.

Отличия паркетников начинаются уже с основных компонентов трансмиссии, так как в большинстве случаев полный привод полностью отсутствует. Только на некоторых моделях еще можно встретить простейшую систему, основывающуюся на вискомуфте или агрегате, управляемом электроникой. Она полностью идентична системам, устанавливаемым на легковые седаны и универсалы. В условиях серьезного бездорожья паркетник застрянет в том же месте, где и обычный легковой автомобиль, так как в нем отсутствует пониженная передача.

Если вас основательно интересует вопрос «кроссовер или внедорожник: как выбрать и в чем отличие?», тогда следует уделить внимание такому компоненту как подвеска. У внедорожника она должна быть либо частично, либо полностью зависимой, и хоть комфорт от езды будет намного ниже, чем у того же паркетника, но это полностью окупается высокой надежностью. Однако даже в этом случае подвеска должна иметь дополнительный запас прочности. Кроме того, ее ход во внедорожнике ощутимо больше, что в первую очередь связано с необходимостью удержания колеса на земле при любом положении кузова.

Если рассматривать кроссовер, тогда приоритетом здесь будет именно управляемость, с уклоном в сторону обеспечения комфортного преодоления разбитых дорог. В таких автомобилях независимой является и передняя, и задняя подвеска, но долгая эксплуатация за пределами асфальтированных дорог не рекомендуется.

Подвеска кроссовера может строиться по той же схеме, что и аналогичный элемент внедорожника (с задней зависимой и передней независимой осью), но величина хода будет меньшей, да и применяемые компоненты имеют несколько упрощенную конструкцию. Иногда встречаются модификации с независимой подвеской на всех колесах, что позволяет намного легче справляться с машиной на дороге.

Сравнивая паркетник и кроссовер в плане функциональности подвески, вопрос «в чем разница?» также очень актуален, особенно, если вам нужна машина для эксплуатации в конкретной местности. Дело в том, что компоненты подвески паркетников не намного прочнее базовых конструкций легковых автомобилей, а во всем остальном они практически идентичны. Так, в таких транспортных средствах нередко используются технические решения, предназначенные только для передвижения по хорошим дорогам (адаптивная подвеска, изменяемый клиренс и управление жесткостью амортизаторов).

Лучшие из видов

В каждом из описанных видов имеются свои, наиболее «яркие» представители. Так, семейство внедорожников представлено такими машинами как Land Rover Discovery, Jeep Grand Cherokee, Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser, Jeep Wrangler, Mercedes-Benz ML / G-Class, VW Touareg. Среди кроссоверов самыми заметными являются Honda CR-V, Mercedes-Benz GLA, Audi Q5, Audi Q7, BMW X1, BMW X5, BMW X6, Infiniti EX, Lexus RX и т.д.

Если, взглянув на представителей двух вышеописанных видов, не так сложно определить, чем отличается кроссовер от внедорожника, то паркетник немного озадачивает многих автолюбителей. Можно сказать, что это более комфортабельный и упрощенный (имеется ввиду система полного привода) вариант кроссовера, поэтому иногда их путают. Представителями данного сегмента можно назвать Mazda CX-5, Volkswagen Tiguan, Hyundai ix35, Toyota RAV4, Subaru Forester, Suzuki Grand Vitara, KIA Sportage.

Интересный факт! Название "Джип" появилось еще в годы Второй мировой войны и обозначало легкие многоцелевые военные автомобили "Виллис-МВ" (Willys) и однотипные с ними машины "Форд GPW" (Ford).

Подведем итоги

Выбирая машину для себя, необходимо понимать, что значит кроссовер, внедорожник или паркетник. Если вам необходимо постоянно передвигаться в условиях тяжелого бездорожья, а расход топлива и внешний вид не играют никакой роли, тогда лучше приобрести классический внедорожник. Однако не стоит забывать, что даже самые современные технологии не смогут позволить точное управление такими автомобилями на асфальте.

В том случае, когда привычный ежедневный маршрут лишь изредка предусматривает наличие плохих дорог, а ездить в основном нужно по асфальтированным покрытиям, ваш вариант – это кроссовер. Он идеально подходит для жителей больших городов, которые частенько выбираются на природу. Паркетник – практически тот же легковой автомобиль, а значит, справляться с бездорожьем он будет не намного лучше их.

Нужно отметить, что исходя из технических параметров, все сегменты автомобилей с повышенной проходимостью примерно одинаковые и обладают определенными пересечениями. Из-за этого бывает сложно отнести определенный автомобиль к конкретному классу, но для покупателей это не столь важно, как реальные возможности и функционал машины.


Вседоро?жник (англ. off-road vehicle, all-road vehicle, нем. Gel?ndewagen) - полноприводный (4?4) легковой или лёгкий коммерческий автомобиль повышенной проходимости для эксплуатации на дорогах всех категорий, а также на пересечённой местности. «Автомобиль повышенной проходимости» является официальным термином. Детальнее про джипы можете почитать на страничке.

Внедорожник Toyota Land Cruiser 76
Первый массовый армейский полноприводный автомобиль внедорожник с зависимой подвеской всех колес и упрощенным открытым кузовом с вырезами вместо дверей (тип ранэбаут - runabout) был создан в СШАуже после начала Второй мировой войны фирмами American Bantam, Willys-Overland и Ford Motor по тендеру американской армии. Машины выпускавшиеся Ford получили наименование GPV (General Purpose Vehicle), то есть, «Автомобиль общего назначения». По первым буквам («Джи-Пи») солдаты окрестили их джипами. Существует и другая версия, согласно которой прозвище Jeep связано с армейским сленгом, согласно которому обозначает «трудяга», «работяга» и восходит к довоенному мультфильму про морячка Папая. Стоит отметить, что в Советском Союзе во время войны все легковые американские автомобили такого типа назывались «виллисами» (вне зависимости от того кем были реально произведены: Willys или Ford), а после войны за таким типом автомобилей закрепилось удобное в произношении и написании слово джип, а термин «внедорожник» (вариант «вседорожник») был придуман и внедрен в обиход в начале 90-х рядом популярных автомобильных изданий, чтобы не создавать проблем с корпорацией Chrysler, владеющей торговой маркой СССР в 1941-1945 годах ограниченной серией выпускался первый в мире полноприводный седан ГАЗ-61-73 с комфортабельным закрытым кузовом от «Эмки», а с лета 1941 года - первый советский внедорожник ГАЗ-64, прозванный фронтовиками «иван-виллис» за сходство с оригиналом Willys MA образца 1941 года, поставлявшимся в СССР по Ленд-лизу в начальный период Великой Отечественной войны. За годы Второй мировой войны внедорожники стали одними из самых распространенных военных автомобилей в армиях союзников, а общий тираж их выпуска достиг 620 тыс. экз.

После войны к конверсионной версии внедорожника, получившей торговую марку Jeep CJ2A (индекс CJ от Civilian Jeep - гражданский джип), во всём мире проявили интерес силовые структуры, включая военных, полицию, пожарных, лесников, а также гражданский сектор в лице фермеров, геологов, медиков, охотников, туристов и проч. В ряде стран начался выпуск собственных моделей-подражаний, например, английского Land Rover образца 1948 года. Постепенно конструкция внедорожника становилась более зрелой. Так в США с 1947 года на базе Jeep CJ3 начали выпуск цельнометаллического трёхдверного универсала Jeep 463, а также 3/4-тонного пикапа Jeep Truck. На рубеже 50-60-х годов в США появились полноприводные версии комфортабельных универсалов (англ. station wagon) с рамными шасси от пикапов, например, Chevrolet Suburban 1958 года и Jeep Wagoneer 1962 года.

В СССР и Западной Европе в конце 1950-х была мода на создание полноприводных моделей повышенной проходимости на базе обычных легковых седанов и универсалов с усиленными несущими кузовами: ГАЗ-М72, МЗМА-410 и?411 «Москвич», Citroen 2CV Sahara (кстати, двухдвигательный), Renault Nomad и т. д.

В конце 1960-х в США появился первый «спортивно-утилитарный автомобиль» (SUV) - Chevrolet Blazer 1969 года, отличавшийся несколько более компактными размерами в сравнении со универсалом Suburban и съёмной пластиковой крышей.

Первый европейский комфортабельный рамный внедорожник Range Rover с постоянным полным приводом, получивший прозвище «фермер во фраке» за свою престижность и проходимость, был представлен фирмой Land Rover в 1970 году.

В 1977 году в СССР был запущен в массовое производство первый в мире компактный внедорожник с несущим кузовом и постоянным полным приводом ВАЗ-2121 «Нива». Эта революционно недорогая, экономичная и комфортабельная модель стала весьма популярной во всём мире и фактически вызвала появление нового класса компактных внедорожников в Японии и США. Позже данный класс внедорожников фактически слился с сегментом компактных кроссоверов.

С середины 1980-х до середины 2000-х гг. на североамериканском рынке доля автомобилей типа SUV, классифицируемых в США как Light Truck, то есть «легкие грузовики», постоянно увеличивалась, но в последние годы их вытесняют более экономичные и безопасные кроссоверы. В настоящее время на мировом рынке лишь единичные известные автобрэнды не предлагают автомобили типа SUV или SAV.

Дать четкое определение - что такое внедорожник - достаточно сложно. Приведем классическое определение:

«Внедорожник - это среднетоннажный автомобиль, у которого высокий , имеется постоянный или подключаемый полный привод, широкие шины. Именно поэтому он обладает повышенной проходимостью».

Но под это определение попадают не только внедорожники, но и . На страницах нашего автопортала сайт мы уже много писали о кроссоверах, их отличиях от внедорожников. Стоит также отметить, что внедорожник - это прежде всего автомобиль, а все автомобили предназначены для передвижения по дорогам.

Тут мы подходим к важному вопросу - что такое дорога? Автобан, городской путепровод, скоростная магистраль - это все дороги с твердым покрытием. Хотя есть дороги где-нибудь в глубинке, без твердого покрытия, по которым не любой трактор сможет проехать. Очевидно, что внедорожники созданы как раз для движения по очень плохим дорогам, а также по местности, где вообще нет дорог - поля, тундра, сопки и так далее.

Для того, чтобы внедорожник мог нормально выполнять свои функции, он должен отличаться от своими характеристиками.

Особенности устройства внедорожника

Сердце любого автомобиля - двигатель . Двигатель внедорожника отличается большой мощностью. Однако, более важным параметром является .

Крайне желательно, чтобы максимальный крутящий момент обеспечивался на малых оборотах, именно в таком случае всю мощность мотора можно использовать в любой момент, не разгоняя обороты коленчатого вала до огромных значений.

То есть про двигатель внедорожника можно сказать, что он «хорошо тянет на низах». Такими характеристиками обладают прежде всего дизельные агрегаты, у которых максимальный крутящий момент достигается на сравнительно небольших оборотах - 1500-2500. Хотя используются и бензиновые двигатели. Однако, если бы перед нами поставили выбор - дизельный или бензиновый внедорожник, то мы отдали бы предпочтение первому, исходя из его экономичности.

Также относительно двигателя нужно отметить, что для внедорожников используют сравнительно простые агрегаты без электронной начинки и турбин. Большое внимание уделяется защите подкапотного пространства, причем как сверху, так и снизу - мощная защита картера, защита от грязи, аккумулятор, генератор, стартер устанавливаются достаточно высоко от земли, в высшую точку вынесены сапуны КПП и раздаточной коробки. Вместо ременной передачи используются цепные или шестеренчатые. Все это делается ради надежности и простоты обслуживания.

Трансмиссия внедорожника

Коробка передач - это отдельная тема, заслуживающая особого внимания. Здесь можно выделить несколько основных требований:

  • механическая коробка передач;
  • усиленное сцепление;
  • раздаточная коробка с понижающей передачей;
  • межосевой или межколесный дифференциал с системой блокировки.

Механика вместо автомата - это понятно, водитель сам должен принимать решение, на какой передаче преодолеть то или иное препятствие. Есть, конечно, внедорожники и с автоматом и даже с вариатором, но ремонт их обойдется настолько дорого, что даже не хочется об этом говорить, особенно если поломка случится где-нибудь в глуши.

Усиленное сцепление предназначено для противостояния всем тем нагрузкам, которые испытывает автомобиль. Сцепление, как известно, обеспечивает максимальную передачу крутящего момента на трансмиссию, а когда двигатель работает на пределе возможностей, то устанавливается усиленная корзина сцепления, способная выдержать огромные нагрузки.

Раздаточная коробка с понижающей передачей - равномерное распределение крутящего момента на все колеса. При переходе с одного типа покрытия на другое - например если съезжаете с благоустроенного автобана на песок или грунтовую дорогу - достаточно выставить понижающую передачу, чтобы разница особо не была заметной, момент силы будет равномерно передаваться на все оси.

Ну а блокировка дифференциала нужна на случай, если ваш внедорожник заедет в болото или произойдет диагональное вывешивание. Например одна ось или одно колесо будут полностью заблокированы, зато другое будет во всю крутиться, но его мощности будет недостаточно. Включив же блокировку дифференциала, вы поровну распределите нагрузку между всеми колесами и осями, тем самым обеспечив себе выход из любой сложной ситуации. Блокировка поможет при езде по заснеженным трассам, при заезде и съезде с неровностей под большим углом и так далее.

Ходовая часть внедорожника

Прежде всего это достаточно большие колеса, внедорожный протектор с грунтозацепами. Длинноходовая подвеска, обеспечивающая перемещение колес и осей относительно кузова. В идеале должна быть зависимая подвеска на рессорах, причем как спереди, так и сзади. Система привода и элементы трансмиссии защищены стальным корпусом моста.

Рулевое управление усиленное, обязательно должен быть гидроусилитель руля.

Важные параметры - угол съезда-выезда и угол рампы. Данные характеристики зависят от высоты клиренса. Чем больше дорожный просвет, тем на более крутые неровности вы сможете заезжать, не боясь при этом зацепить землю днищем. Также угол рампы зависит от колесной базы - чем дальше колесные оси расположены друг от друга, тем меньше угол рампы, тем больше шансов, что ваша машина «не сядет на брюхо», заезжая на горку.

Стоит также заметить, что слишком высокий клиренс приводит к смещению центра тяжести, соответственно возрастает риск переворачивания на сложных отрезках трассы.

Кузов

Внедорожники по определению не могут быть с несущим кузовом. Они имеют раму, на которую устанавливается кузов. Благодаря такой конструкции максимально гасятся все нагрузки. Например, если автомобиль с несущим кузовом проедется по сложной пересеченной местности, то все те нагрузки, которые приходятся на подвеску и ходовую часть могут привести к появлению вмятин на крыше или к трещинам на лобовом стекле.

Рамный автомобиль со значительно меньшим уроном преодолеет все неприятности. К тому же, вытащить его с помощью трактора из болота значительно проще - практически полностью отпадает вероятность расползания кузова по швам, его перекручивания и перегиба. Да и система амортизации в рамном внедорожнике лучше, вы не будете ощущать каждую яму и горку так сильно.

Исходя из всех этих особенностей, мы можем увидеть, что внешний вид - это не показатель. Настоящих внедорожников на наших улицах вы встретите очень мало: ВАЗ 2121, УАЗ Хантер, УАЗ Патриот, Jeep Wrangler, Land Rover Defender, Nissan Patrol, Toyota Hilux Surf, Mitsubishi Pajero, Mercedes-Benz Gelandewagen, в особенности версия 6×6 и некоторые другие модели.

Видео, из популярной телепрограммы, которое дает четко понять, на что должен быть способен автомобиль, чтобы иметь гордое название — внедорожник.

Последние годы автомобильная сфера работает на пике. Производители соревнуются друг перед другом, выпуская надежные, комфортабельные и безопасные автомобили. Единственное, что смущает покупателей — многообразие названий, в которых редко удается сориентироваться.

Так, мало кому из автолюбителей удается понять различия между кроссовером, внедорожником и паркетником. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Что такое внедорожник

Понятие «внедорожник» обширно, ведь оно охватывает весь спектр транспорта, отличающегося повышенной проходимостью. Такое авто предназначено для поездок по бездорожью и специальным трассам.

Главные отличия машин 4х4 — рамная конструкция, пониженный ряд передач, меж колёсная и межосевые блокировки, прочная подвеска и так далее.

Внедорожник способен преодолевать препятствия, буксировать другой транспорт, перемещаться по бездорожью.

Главный минус в том, что совмещение упомянутых выше качеств с экономичностью невозможно.

Кроме этого, даже применение новых технологий не гарантирует управляемость на скоростной трассе (сравнимую с легковыми машинами).

Несмотря на видимый простор в салоне, говорить о комфорте не приходится. Эти машины — «рабочие лошадки», созданные для поездок по бездорожью.

Главные представители класса внедорожников — автомобиль Grand Cherokee, машины серии УАЗ (Россия), Jeep, Nissan Patrol и другие.

Что такое кроссовер

Кроссовер — автомобиль, в котором удачно сочетается легковое авто и внедорожник. Главное отличие — повышенный уровень комфорта.

Преимущества кроссоверов — проходимость, которая выше, чем у легковых авто, спортивная внешность, полный привод (не всегда).

Кроссоверы комплектуются мощными двигателями и с легкостью управляются на скорости.

В отличие от внедорожника, с серьезным бездорожьем кроссовер справляется менее резво. Такие машины предназначены для поездок по асфальтированным дорогам, хотя и по грунту машина чувствует себя уверенно.

Главные конструктивные отличия — , двухобъемный кузов, полный привод, продуманное рулевое управление.

Кроме этого, в кроссоверах устанавливается встроенная рама, которая усиливается специальными (кузов становится жестче).

Некоторые кроссоверы оборудованы полным «пакетом внедорожника» — приводом с блокировкой и электронными системами, обеспечивающими проходимость на «среднем» бездорожье.

Кроме этого, такие машины без проблем справляются с дорогами, где нет препятствий для силового агрегата и других механизмов под днищем транспортного средства.

Среди популярных кроссоверов стоит выделить — Porsche Cayenne, Lexus RX, Mercedes-Benz M-класс, Saab 9-4X, Mitsubishi Outlander, Hyundai Santa Fe и прочие.

Что такое паркетник

Паркетник или «автомобиль спортивного применения» — термин, характеризующий «облеченный» вариант внедорожников.

Главное отличие таких машин — неспособность преодолевать сложные препятствия (в отличие от их «собратьев»-внедорожников).

По характеристикам паркетники ближе к легковым машинам, но благодаря универсальности, они способны выполнять и ряд других задач. Среди них — перевозка крупногабаритных грузов или пассажиров (от 6 человек и более), поездки по легкому бездорожью или буксировка прицепов.

Паркетники оборудованы несущим кузовом (в отличие от внедорожников, на которых устанавливается жесткая рама).

Преимущества таких автомобилей — высокий потолок, комфортная посадка, вместительный салон, достойная проходимость (для грунтовых дорог).

Последние годы производители паркетников переключились с вопроса проходимости и больше внимания уделяют расходу топлива, а также снижению сопротивления воздуху.

Из конструктивных особенностей паркетников стоит выделить — увеличенный дорожный просвет (если сравнивать с легковыми машинами), управляемость, комфортабельность, цена (ниже чем у внедорожников и кроссоверов).

Первыми паркетниками на Западе были Додж и Land Rover. В СССР — ГАЗ-М-72, Москвич-410 и прочие.

Со временем такой транспорт стал популярным в десятках стран мира. Среди современных паркетников стоит выделить Hyundai ix35, Toyota RAV4 и прочие.

В чем отличия

Как понятно из описания выше, паркетники, кроссоверы и внедорожники имеют ряд отличий:

1. Кузовная часть:

Кроссоверы.

Как правило, отличаются рамной конструкцией, но в последнее время все чаще выпускаются на несущих кузовах.

Преимущества — низкий вес (если сравнивать с рамными вариантами), легкость обслуживания, минимальные затраты на восстановление.

Клиренс кроссоверов на уровне 20-25 сантиметров, чего хватает для преодоления даже высоких препятствий. В некоторых моделях дорожный просвет меньше, что сказывается на проходимости транспортного средства;

Паркетники.

Автомобили, в которых устанавливается кузов типа «универсал» (редко «хэтчбек»).

Главное отличие кузовов в том, что они несущие, но по структуре почти не отличаются от монтируемых на легковых авто.

Клиренс (в сравнении с легковушкой) больше на 3-5 сантиметров, что не гарантирует вездеходность автомобилю. Плюс — удобство маневрирования и комфорт.

С объездом открытых канализационных люков, бордюров и прочих препятствий на дороге проблем не возникает.

Для схожести с внедорожниками на паркетниках ставятся разные «безделушки», характерные только для «джипов».

В отличие от внедорожников салон паркетников делается под класс «люкс»;

Внедорожник.

Автомобиль с установленной жесткой рамой, способной выдерживать мощные нагрузки.

Хотя, производители последние годы экономят на рамах и добиваются надежности за счет вспомогательных элементов.

Так, внедорожники условно делятся на две категории — оборудованные несущим кузовом и рамные.

Первые особенны тем, что главную функцию берет на себя кузов, а вторые — жесткой рамой.

Последние 3-5 лет популярности набирает еще один тип кузова — интегрированная рама, представляющая собой нечто общее упомянутых выше конструкций.

2. Ходовая:

Кроссоверы.

Оборудованы ходовой, которая отличается конструкцией от ходовой внедорожника, но и в чем-то схожа с ней.

Общие черты — увеличенный ход, конструктивная простота, удобство эксплуатации. Передняя подвеска выполняется с применением независимых конструкций, а задняя — в виде зависимой оси.

Паркетники.

Машины, которые приближены по конструкции ходовой к кроссоверами, но схожи с «легковушками».

Главное отличие — наличие усиленных компонентов ходовой, применение ряда технических решений, позволяющих ездить по бездорожью.

Часто паркетники оборудуются адаптивной подвеской с функцией изменения клиренса и корректировки жесткости амортизатора.

Шины паркетников имеют высокий профиль (иногда устанавливается низкопрофильная резина), которая не подходит для сцепления с грунтовой дорогой.

Такие авто подходят для поездок на ровных и асфальтированных дорогах, но при выезде на грунтовку они не потеряются.

Внедорожники (речь идет про ходовую).

Машины, оборудованные полностью или частично зависимой подвеской.

Ожидать комфорта при такой конструкции не стоит, но зато надежность гарантирована.

Кроме этого, ходовая внедорожника отличается запасом прочности, что открывает пути для преодоления самых серьезных преград.

Ход подвески у внедорожников больше, что гарантирует фиксацию колеса на земле даже при движении по бездорожью.

3. Трансмиссия:

Кроссоверы.

Последние модели удаются производителям на 100%. Грамотные разработчики сумели использовать возможности привода 4х4, который подключается только при необходимости.

Что касается распределения момента вращения, то этот процесс контролируется электроникой. Задача последней — сообщить о наличии пробуксовки.

Так, в компании Хонда применяется гидравлическая блокировка, которая передает вращение буксирующему мосту через специальную муфту;

Паркетники.

На таких машинах устанавливается полный привод, но отсутствует пониженная передача.

Машина ездит на переднем приводе, а подключение заднего происходит только при пробуксовке передних колес. При этом главный недостаток — подключение задней оси с запозданием из-за чего машина «зарывается» в землю еще до включения вспомогательного устройства.

Кроме этого, паркетник не стоит использовать на бездорожье из-за риска перегрева вискомуфты при длительной буксировке. При этом водителю придется подождать, пока устройство остынет.

Внедорожник.

Автомобиль-«джип» оборудуется постоянным приводом 4х4. Альтернатива — возможность подключения второго привода при необходимости.

В таких случаях включение моста происходит вручную, а не с применением вискомуфты.

Кроме этого, на внедорожниках обязательна установка межосевого дифференциала с механической или межколесной блокировкой.

Если на машине нет понижающей передачи, то это уже не внедорожник, а кроссовер.

4. Двигатель:

Паркетники и кроссоверы.

Автомобили, которые, как правило, перемещаются по асфальтированным дорогам и в условиях города.

Это значит, что силовые агрегаты незначительно отличаются от двигателей, устанавливаемых на легковых автомобилях.

Предпочтение отдается бензиновым агрегатам, но дизельные моторы не отвергаются.

Внедорожник.

В отличие от паркетников и кроссоверов, внедорожнику приходится преодолевать препятствия на малой скорости. Это значит, что без соответствующей тяги и запаса момента вращения не обойтись.

Мотор внедорожника должен не столько разгонять машину, сколько вытягивать ее даже в самых сложных условиях. Если речь идет о бензиновом моторе, то объем должен быть от 2-х литров и более.

Мощные моторы отличаются рядом преимуществ — тягой на небольших оборотах, эластичностью, способностью распределять мощность в период всего рабочего диапазона, надежностью.

Рассмотренные качества гарантируют эффективное управление тягой при движении по бездорожью.

Недостаток у таких моторов один — чрезмерная «прожорливость», которую способны потянуть не все автолюбители.

По этой причине на внедорожниках все чаще монтируется дизельный мотор, экономичность которого не мешает выдавать достаточную мощность при невероятном моменте вращения.

Кроме этого, солярка на бездорожье найдется, а вот АИ-95 не всегда.

Лидеры мирового рынка по производству кроссоверов, паркетников и внедорожников

Производители автомобилей умеют радовать новыми и продвинутыми моделями.

Но среди паркетников, кроссоверов и внедорожников стоит выделить ряд лидеров, которые удерживают «пальму первенства»:


Итоги

Несмотря на различия рассматриваемых типов авто, проблем с выбором быть не должно.

Причина в том, что каждый из вариантов предназначен для решения конкретных задач:

  • Внедорожник — машина для поездок по бездорожью. Она не подойдет для продолжительных поездок по асфальтированной трассе;
  • Кроссоверы — авто с повышенной проходимостью и солидным уровнем комфорта, способные преодолеть умеренное бездорожье и принести удовольствие при езде по трассе;
  • Паркетник — легковой автомобиль, от которого только «веет» внедорожником. Часто они отличаются клиренсом и дизайном под «джип».

А какой вариант выбрать решает каждый самостоятельно.

В автомобильном мире термином «джип» принято называть автомобили повышенной проходимости торговой марки «Jeep». В последние годы владелец торговой марки «Jeep» Chrysler Group LLC настаивает на употреблении термина «вседорожник» вместо «джип»

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Российский бронированный внедорожник «Комбат»

    ✪ 5 БЕЗУМНЫХ ВНЕДОРОЖНИКОВ О КОТОРЫХ ВЫ НЕ ЗНАЛИ

    ✪ Смотрим самый дорогой внедорожник в России

    ✪ 5 СУМАСШЕДШИХ ВОЕННЫХ ВНЕДОРОЖНИКОВ

    Субтитры

Определение в словарях

Называть обычные транспортные средства «внедорожниками» не корректно, так как настоящим внедорожникам не разрешено передвижение по дорогам общего пользования .

История

Перед началом Второй мировой войны на вооружении армий мира было несколько автомобилей с колесной формулой 4×4, а именно: американский полноприводый «Мармон-Херрингтон», японский «Курогане» (1935 г.), немецкий «средний внедорожный» автомобиль «Хорьх-91» (1937 г.), и советский ГАЗ-61 на базе «Эмки» (1938 г.). Все эти машины выпускались мелкими сериями и были, по сути, легковыми командирскими машинами.

Первый массовый армейский полноприводный автомобиль-внедорожник с зависимой подвеской всех колёс и упрощённым открытым кузовом с вырезами вместо дверей (тип ранэбаут - runabout ) был создан в США уже после начала Второй мировой войны фирмами American Bantam , Willys-Overland и Ford Motor по тендеру американской армии. Машины, выпускавшиеся Ford получили наименование GPV (General Purpose Vehicle), то есть, «Автомобиль общего назначения». По первым буквам («Джи-Пи») солдаты окрестили их джипами . Существует и другая версия, согласно которой, прозвище Jeep связано с армейским сленгом, согласно которому обозначает «трудяга», «работяга» и восходит к довоенному мультфильму про морячка Попая . Стоит отметить, что в Советском Союзе во время войны все легковые американские автомобили такого типа назывались «виллисами» (вне зависимости от того кем были реально произведены: Willys или Ford), а после войны за таким типом автомобилей закрепилось удобное в произношении и написании слово джип , а термин «внедорожник» (вариант «вседорожник») был придуман и внедрён в обиход в начале 90-х рядом популярных автомобильных изданий, чтобы не создавать проблем с корпорацией «Крайслер », владеющей торговой маркой Jeep .

В СССР в 1941-1945 годах ограниченной серией выпускался первый в мире [ ] полноприводный седан ГАЗ-61-73 с комфортабельным закрытым кузовом от «Эмки» , а с лета 1941 года - первый советский внедорожник ГАЗ-64 , прозванный фронтовиками «иван-виллис» за сходство с Willys MA образца 1941 года, поставлявшимся в СССР по Ленд-лизу в начальный период Великой Отечественной войны . За годы Второй мировой войны внедорожники стали одними из самых распространённых военных автомобилей в армиях Союзников, а общий тираж их выпуска достиг 620 тыс. экз.

После войны к конверсионной версии внедорожника, получившей торговую марку Jeep CJ2A (индекс CJ от Civilian Jeep - гражданский джип), во всём мире проявили интерес силовые структуры, включая военных, полицию, пожарных, лесников, а также гражданский сектор в лице фермеров, геологов, медиков, охотников, туристов и проч. В ряде стран начался выпуск собственных моделей-подражаний, например, английского Land Rover образца 1948 года . Одной из отличительных черт автомобиля был материал: в 1947 году выпуск истребителей и бомбардировщиков резко снизился, на складах скопилось огромное количество алюминия, который стоил дешевле стали. Этот алюминий, отличавшийся коррозийной стойкостью, и стал первым материалом для машин Land Rover. Таким образом, машина с самого первого дня существования стала ассоциироваться с выносливостью и прочностью. Постепенно конструкция внедорожника становилась более зрелой. Так, в США с 1947 года на базе Jeep CJ3 начали выпуск цельнометаллического трёхдверного универсала Jeep 463, а также 3/4-тонного пикапа Jeep Truck. На рубеже 50-60-х годов в США появились полноприводные версии комфортабельных универсалов (англ. station wagon ) с рамными шасси от