История АвтоВАЗ с подробным описанием моделей (много текста). История «АвтоВАЗа» — от «копейки» до криминальных войн и кризисов Какие есть машины лада

LADA — марка, принадлежащая ОАО «АВТОВАЗ», крупнейшему российскому производителю легковых автомобилей. Сейчас компания находится во владении альянса Renault-Nissan и выпускает автомобили под марками LADA, Renault, Nissan и Datsun. Основное производство и штаб-квартира расположены в городе Тольятти.

Тольяттинский производитель зародился в 1966 году, когда руководство СССР приняло решение о строительстве крупного автомобильного завода, который должен был изготавливать доступные машины для личного пользования. Тогда в Советском Союзе существовали только дорогие машины в очень ограниченном количестве, что не удовлетворяло спрос со стороны населения.

Перед началом строительства был заключен договор с итальянским автомобильным концерном Fiat, который разработал технический проект, поставлял оборудование и техническую документацию, а также обучал специалистов. Многие модели АВТОВАЗа были построены на базе автомобилей Fiat.

Строительство завода стартовало в начале 1967 года и было оглашено ударной комсомольской стройкой. Оно велось ускоренными темпами, поставками оборудования занимались 844 машиностроительных завода Советского Союза и более 900 заводов из других стран.

В 1970 году завод выпустил первые автомобили — «Жигули» ВАЗ-2101, которые повторяли конструкцию Fiat-124. Однако советская машина собиралась из отечественных комплектующих и, по словам ее конструкторов, имела более 800 различий с итальянским аналогом. Она получила барабанные тормоза вместо дисковых, увеличенный дорожный просвет, усиленный кузов и подвеску. Все это делало ВАЗ-2101 более пригодным для эксплуатации в условиях дорог и температур советских республик.

Автомобиль комплектовался карбюраторным бензиновым двигателем с более совершенной конструкцией верхнего распределительного вала. Он был представлен в двух вариантах: 64- и 69-сильном. Объем первого равнялся 1198 см куб., а второго — 1294 см куб. Максимальная скорость соответственно была 142 и 148 км/час, а время разгона со старта до 100 км/час — 20 и 18 секунд.

Модель требовала усовершенствований, которые проводились инженерами по мере поступления жалоб. Поэтому она уже не могла претендовать на роль дешевого «народного автомобиля». Впрочем, это не помешало ей стать популярной в СССР, где ощущался острый недостаток транспортных средств.

ВАЗ-2101, прозванный «копейкой», стал родоначальником семейства «Классика» и выпускался по 1988 год. За это время было выпущено 4,85 млн единиц ВАЗ-2101 с кузовом седан всех модификаций. За выпуск этого авто Волжский автомобильный завод получил международную премию «Золотой Меркурий».

ВАЗ-2101 (1970-1988)

В марте 1971 года сдана в эксплуатацию первая очередь Волжского автозавода, рассчитанная на выпуск 220 000 единиц ежегодно. Уже 16 июля того же года с конвейера сошел 100-тысячный автомобиль.

В 1972 году выходит вторая модель АВТОВАЗа — ВАЗ-2102. Фактически это была копия «копейки», переделанная в заднеприводный универсал. Ее называли «лучшим другом дачника» из-за практичности и вместительности.


ВАЗ-2102 (1972-1985)

В этом же году стартовало производство более мощной модификации «Жигулей» — модели ВАЗ-2103, которая для экспорта была названа LADA 1500. Она уже оснащалась 1,5-литровым двигателем мощностью 77 л.с. Максимальная скорость возросла до 152 км/час. Новая модель набирала «сотню» за 16 секунд, что ставило ее на одну ступень с западными конкурентами того же класса. Фактически автомобиль был скопирован с итальянского Fiat 124 Speciale 1968 года с переработкой под использование на дорогах СССР.

Машина получила также более удобный, просторный и красивый салон, отделанный пластиком багажник и улучшенную шумоизоляцию. Она выпускалась в течение 12 лет, за которые завод произвел 1 304 899 единиц модели.



ВАЗ-2103 (1972-1984)

В 1976 году выходит самая популярная модель тольяттинского автозавода — ВАЗ-2106, прототипом которого выступил итальянский Fiat 124 Speciale 1972 года. Автомобиль пришел на смену ВАЗ-2103, и никто из его создателей не ожидал такого бешеного успеха у публики.

ВАЗ-2106 комплектовался 1,6-литровым двигателем мощностью 75 л.с., который позволял ему разогнаться до 152 км/час.

Во внешности «шестерка» получила новую переднюю облицовку, заднюю панель багажника, другие бамперы, боковые указатели поворотов, колпаки колес, вентиляционные решетки.

В салоне поменялась обивка и подлокотники дверей, на передних сиденьях — регулируемые по высоте подголовники.

Кроме того, автомобиль комплектовался подрулевым выключателем омывателя лобового стекла, аварийной сигнализацией, индикатором низкого уровня тормозной жидкости и реостатом освещения панели приборов. Более «продвинутые» версии получили радиоприемник, красный противотуманный фонарь и обогрев заднего стекла.


ВАЗ-2106 (1975-2005)

В 1977-м появляется один из самых успешных автомобилей АВТОВАЗа — «Нива», ВАЗ-2121. Этот полноприводный внедорожник с 1,6-литровым двигателем и рамным шасси успешно экспортировался: за рубеж уходило более 50% выпущенных авто.

Он комплектовался механической четырёхступенчатой коробкой передач, блокируемым межосевым дифференциалом и двухступенчатой раздаточной коробкой.

На мировом рынке «Нива» стала настоящей сенсацией, вызвав желание у лидеров автомобилестроения создать нечто подобное. Успех был обеспечен новаторскими техническими решениями (независимая передняя подвеска, цельнометаллический несущий кузов) и невысокой ценой.

В 1978 году «Ниву» признали лучшим в классе автомобилем на международной выставке в Брно. В 1980-м модель получила золотую медаль Познаньской международной ярмарки.

Волжский автозавод принимает решение о выпуске спецверсий ВАЗ-2121, первые из которых идут на экспорт: модификация с 1,3-литровым мотором и праворульная версия.

Стоит отметить, что на родине «Ниву» раскупали не так интенсивно, как за границей. Она была довольно дорогой как при покупке, так и в эксплуатации. При этом отечественные потребители не всегда нуждались в столь габаритном авто.





ВАЗ-2121 (1977)

В 1979 году выходит ВАЗ-2105, который выпускался автозаводом дольше всего — по 2010 год. Его разработка проходила в рамках программы модернизации и подготовки второго поколения заднеприводных автомобилей марки.

Он стал преемником «копейки», а также основой для создания «люксового» седана ВАЗ-2107 в 1981 году и универсала ВАЗ-2104 в 1984-м.


ВАЗ-2105 (1979-2010)

В 1982 году появляется последняя модель из представителей «классики», ВАЗ-2107. Она, по сути, является «люксовой» модификацией ВАЗ-2105, которая отличалась более мощным двигателем, другими бамперами и фарами, радиаторной решеткой, новой формой капота, более удобными передними сиденьями, обновленной приборной панелью и наличием дефлекторов холодного воздуха.

В начале 80-х стало очевидно, что будущее за переднеприводными автомобилями. Кроме того, автозавод ощущал необходимость в смене дизайна. В результате в 1984 году начинается выпуск трехдверного хэтчбека «Самара», ВАЗ-2108.

Машина и ее пятидверная модификация «Спутник», ВАЗ-2109, отличались прекрасной динамикой и управляемостью, неприхотливостью к качеству дорожного покрытия и высокой максимальной скоростью.

ВАЗ-2108 комплектовался четырехцилиндровым четырехтактным карбюраторным или инжекторным двигателем объемом 1,1, 1,3 или 1,5 литра. Этот мотор специально спроектирован для использования в переднеприводном автомобиле.


ВАЗ-2108 (1984-2003)

ВАЗ-2109 был «семейной» вариацией «восьмерки», который преподносился как более солидный автомобиль.

Переднеприводная новинка, безусловно, стала событием на отечественном автомобильном рынке, однако она обладала рядом недостатков. В частности, не была так же дешева и проста в ремонте, как «классика», получила менее удобные педали и быстро выходящие из строя маслоприемник и картер двигателя.

В 1990 году тольяттинское автопредприятие выпустило четырехдверную версию семейства с кузовом седан — ВАЗ-21099. Она стала последней моделью, вышедшей до распада СССР.

Первым автомобилем, выпущенным в постсоветский период, стала «десятка» — ВАЗ-2110. Она был разработана еще 1989-м, однако кризисные годы не позволили начать производство в 1992 году, как планировалось ранее.

ВАЗ-2110 начал производиться только в 1995 году. Он оснащался одним из двух вариантов мотора: 8-клапанным 1,5-литровым мощностью 79 л.с. или 16-клапанным 1,6-литровым, развивающим 92 л.с. Автомобиль относили к самому высокому классу в семействе «Самара», который мог конкурировать с Opel Astra, Audi 80 и Daewoo Nexia.

Со временем вышло множество модификаций модели, среди которых были машины с кузовом универсал, хэтчбек и купе. Вплоть до появления LADA Priora «десятка» считалась самым дорогим и престижным отечественным авто.




ВАЗ-2110 (1995-2007)

Преемник ВАЗ-21099, четырехдверный седан ВАЗ-2115, появляется в 2007 году. Новинка получила спойлер с дополнительным стоп-сигналом на багажнике, бамперы, окрашенные в цвет кузова, обтекали порогов, новые задние фонари, молдинги дверей и более комфортный салон.

Первое время модель оснащалась 1,5- и 1,6-литровыми карбюраторными моторами, с 2000 года — силовым агрегатом с распределенным впрыском топлива.

В 1998 году появились первые российские минивэны — ВАЗ-2120. Модель основывалась на удлиненной платформе, позаимствованной от «Нивы», и оснащалась полноприводным шасси, что помогало преодолевать самые трудные дорожные условия.

Автомобиль выпускался мелкими сериями до 2008 года, когда производство было остановлено из-за низкого спроса и неудовлетворительного качества.


ВАЗ-2120 (1998-2008)

В 1993 году началась разработка нового авто под названием «Лада-Калина». Проектирование продолжалось довольно долго, в 1999 году дебютировал первый прототип в кузове хэтчбек, спустя год — седан, а в 2001-м — универсал.

Первое поколение модели выпускалось с 18 ноября 2004 года. С июля 2007 года LADA Kalina получила новый 16-клапанный двигатель объемом 1,4 литра, а с сентября — систему АБС.

Модель постоянно модернизировалась. Так, в 2010 году появилась версия с черным «базальтовым» интерьером и штатной аудиосистемой.

1 мая 2011 года АВТОВАЗ объявил о прекращении выпуска седана LADA Kalina, на смену которому пришла бюджетная LADA Granta.


LADA Kalina (2004)

В 2008 году корпорация Renault-Nissan выкупила 25% акций ОАО «АВТОВАЗ». Следующий год компания встретила с комом финансовых проблем, вызвавших сокращение производства почти наполовину.

Автопредприятию требовалась поддержка государства, и оно выделило 25 млрд рублей в качестве беспроцентной ссуды, а также внесло весь модельный ряд АВТОВАЗа в государственную программу субсидирования ставок по автокредитам.

В сентябре на предприятии произошли массовые увольнения, а Министерство промышленности и торговли РФ заявило, что автозавод находится в предбанкротном состоянии, а потому поддержка государства нецелесообразна. Было предложено сократить около 50 000 сотрудников.

В ноябре компания Renault выдвинула предложение организовать на Волжском автозаводе изготовление автомобилей марок LADA, Renault и Nissan на базе платформы В0. Помощь французов способствовала тому, что предприятие получило дополнительное финансирование от правительства. Это помогло преодолеть финансовый кризис и даже получить прибыль в 2010 году.

12 декабря 2012 года объявлено о создании совместного предприятия альянса Renault-Nissan и государственной корпорации «Ростехнологии». К концу 2013 года новое СП владело 76,25% акций ОАО «АВТОВАЗ».

18 июня 2014 года Renault-Nissan увеличил свою долю в акционерном капитале АВТОВАЗа до 67,13%.

В нынешнем портфеле LADA модель Priora с кузовом седан появилась в 2007 году. В следующем году вышел автомобиль в кузове хэтчбек, а в 2009-м — универсал. Автомобиль оснащается 8-клапанным мотором мощностью 81 л.с. или 16-клапанным мощностью 98 л.с.

Он является преемником ВАЗ-2110, представляя собой его рестайлинговую версию. Во внешности поменялись передние и задние крылья, крышка и капот багажника, бамперы, светотехника с противотуманными фарами, литые диски, облицовка радиатора.

Интерьер разрабатывался совместно с итальянской студией Carcerano. Появилась новая передняя панель, серебристая накладка консоли, новый подлокотник с двумя нишами, более качественная обивка салона, подушка безопасности водителя, улучшилась шумоизоляция.


LADA Priora (2007)

16 мая 2011 года стартовало серийное производство LADA Granta. Этот автомобиль был разработан на основе модели Kalina. В марте 2013 года появилась модификация с кузовом лифтбек, который, кроме прочего, отличался формой задних боковых дверей, передним бампером и расположением заднего номерного знака.

Модель оснащается бензиновым мотором с распределительным впрыском объемом 1,6 литра и тремя вариантами мощности — 87, 98 и 106 л.с.

Как только автомобиль появился в продаже, он вызвал ажиотажный спрос со стороны покупателей. Очереди на новинку растянулись до марта 2012 года.

LADA Granta стала первым автомобилем тольяттинского автозавода, на котором серийно устанавливалась автоматическая коробка передач — четырехдиапазонная трансмиссия японской фирмы Jatco.





LADA Granta (2011)

В 2012 году появился LADA Largus, разработанный совместно с Renault на платформе Logan. Автомобиль производится в версиях универсал, универсал повышенной вместимости и грузовой фургон. При этом пассажирская версия может быть пяти- или семиместной.


LADA Largus (2012)

Сейчас модельный ряд LADA включает пять семейств автомобилей: универсал Largus, седан и лифтбек Granta, седан, хэтчбек и универсал Priora, хэтчбек и универсал Kalina, а также трех- и пятидверную модель 4х4. Отдельно стоит отметить пополнившие модельную линейку марки на стыке 2014-2015 годов кросс-версии популярных универсалов Largus и Kalina, а также адаптированный для города 4х4 Urban. Все выпускаемые машины соответствуют международным экологическим стандартам Евро-4, а те, что экспортируются в Европу, — Евро-5.




LADA Kalina Cross, Largus Cross, 4x4 Urban

В 2014 году автопроизводитель занимал 17% российского рынка легковых авто. Производство, кроме тольяттинского автозавода, организовано в российских городах Сызрань, Ижевск, Серпухов и Набережные Челны, в украинских — Луцке, Херсоне, Запорожье, Кременчуге, а также в Эквадоре, Египте, Уругвае.

Российские бренды легковых автомобилей были созданы ещё в СССР, и не все остались на плаву. Сегодня только два завода, АвтоВАЗ и УАЗ, продолжают выпускать продукцию под своей торговой маркой. ГАЗ и "ИжАвто" перешли на сборку иностранных моделей, а "Москвич" вообще прекратил существование.

В постсоветское время неоднократно предпринимались попытки создания отечественной конкурентоспособной марки легкового автомобиля, но успешной можно назвать лишь одну - Нива Шевроле.

ОАО "АвтоВАЗ"

Тольяттинский автозавод был основан в 1966 году и вскоре стал самым крупным производителем "легковушек" в Восточной Европе и СССР. Производство началось в 1970 году с выпуска теперь уже легендарной "копейки" (ВАЗ-2101), которую и сейчас изредка можно встретить на дорогах.

За почти полувековую историю "АвтоВАЗ" выпустил десятки полюбившихся моделей автомобилей ("Жигули", "Спутник", "Самара", "Нива", "Ока").

Модельный ряд и годы выпуска представлены в диаграмме:

Сегодня "АвтоВАЗ" находится под управлением альянса Renault-Nissan и производит популярные модели автомобилей под собственной торговой маркой Lada ("Ла́да").

Lada Priora ("Ла́да Приóра")

  • Lada Priora седан (ВАЗ-2170)
  • Lada Priora хетчбэк (ВАЗ-2172)
  • Lada Priora универсал (ВАЗ-2171)
  • Lada Priora Coupe ("Ла́да Приóра Купе", ВАЗ-21728)

Lada Granta ("Ла́да Гра́нта")

Lada Kalina ("Ла́да Калина 2")

  • Lada Kalina хетчбэк (ВАЗ-2192)
  • Lada Kalina универсал (ВАЗ-2194)

Lada Largus ("Ла́да Ла́ргус")

Lada 4x4 - внедорожник

  • Lada 4x4 3-дверный универсал (ВАЗ-21214)
  • Lada 4x4 5-дверный универсал (ВАЗ-2131)

В августе 2014 года АвтоВАЗ представил новую модель LADA 4х4 Urban.

На долю внедорожников 4х4 приходится большая часть продаж продукции автозавода в Европе.

ЗАО "GM-АВТОВАЗ"

Совместное предприятие "АвтоВАЗа" и американского концерна General Motors выпускает российский вседорожник Chevrolet Niva с 2002 года. Существует 5 комплектаций автомобиля: L, LE, LC, GLC, GLS.

В 2000-х годах выпускались, а затем были сняты с производства модели:


Выпускается также модификация Chevrolet Niva Trophy ("Трофи"), приспособленная к условиям бездорожья.

Шевроле Нива - один из самых продаваемых внедорожников в стране.

Производственные мощности ЗАО "GM-АВТОВАЗ" находятся в Тольятти.

ОАО "ГАЗ" ("Группа ГАЗ")

Горьковский автозавод, флагман российского и советского автопрома, был основан в 1932 году в Нижнем Новгороде. Именно здесь начался выпуск первых советских легковых автомобилей - ГАЗ-А.

В дальнейшем на предприятии производились:


Модельный ряд легковых ГАЗ представлен в таблице ниже:

Модель

Года выпуска

1940 - 1942, 1945 - 1948

М-20 «Победа»

ЗИМ (ГАЗ-12)

ГАЗ-21 «Волга»

ГАЗ-22 «Волга»

ГАЗ-23 «Волга»

ГАЗ-13 «Чайка»

ГАЗ-24 «Волга»

ГАЗ-24-02 «Волга»

ГАЗ-24-24 «Волга»

ГАЗ-14 «Чайка»

ГАЗ-24-10 «Волга»

ГАЗ-24-34 «Волга»

ГАЗ-3102 «Волга»

ГАЗ-3101 «Волга»

ГАЗ-31029 «Волга»

ГАЗ-31022 «Волга»

ГАЗ-3105 «Волга»

ГАЗ-3110 «Волга»

ГАЗ-310221 «Волга»

ГАЗ-3111 «Волга»

ГАЗ-31105 «Волга»

ГАЗ-311055 «Волга»

С 2005 года Горьковский автозавод находится в составе автомобилестроительного холдинга "Группа ГАЗ".

После прекращения производства Volga Siber ("Волга Сайбер") в 2010 году, разработка собственных легковых моделей ГАЗ не предполагается. Запчасти для "Сайберов" завод будет выпускать в течение 10 лет.

ОАО "УАЗ"

Ульяновский автозавод работает с 1941 года. Предприятие специализируется на производстве полноприводных автомобилей, в том числе внедорожников.

Знаменитый УАЗ-469, получивший народное прозвище "козлик", стал выпускаться с 1972 года и долгое время был основным командирским автомобилем в Советской Армии.

Впоследствии его модернизировали и преемники "козлика" УАЗ-3151 и УАЗ-315195 "Хантер" выпускаются по сей день. С 2004 года Ульяновский автозавод находится в составе крупного автомобильного холдинга "Соллерс".

Модельный ряд и годы производства внедорожников УАЗ:

  • УАЗ-469 (1971-2003);
  • УАЗ-3160 (1997-2004);
  • УАЗ-3162 "Симбир" (2000-2005);
  • УАЗ-3151 (с 1985 по настоящее время);
  • УАЗ-3159 "Барс" (с 1999 по настоящее время);
  • УАЗ-315195 "Хантер" (с 2003 по настоящее время);
  • UAZ Patriot (УАЗ-3163) (с 2005 по настоящее время).

Модификации "Патриота":

  • UAZ Cargo ("Карго", УАЗ-23602-050);
  • UAZ Pickup ("Пикап", УАЗ-23632);
  • UAZ Patriot Sport ("Патриот Спорт", УАЗ-3164).

Выпускаются также военные и полицейские модификации.

"Москвич"

Довольно распространенная в советское время марка "Москвич" производилась на АЗЛК (затем ОАО "Москвич") с 1947 по 2001 годы. Всего было выпущено около 40 моделей. В 2000-х завод был объявлен банкротом и значительная часть его производственных мощностей перешла во владение ЗАО "Автофрамос" - совместного предприятия правительства Москвы и компании Renault.

В 2014 году "Автофрамос" был переименован в ЗАО "Рено Россия". Товарный знак "Москвич" с 2009 года принадлежит немецкой фирме Volkswagen.

"ИжАвто"

Ижевский автозавод работает с 1965 года. Сначала на нем собирались "Москвичи", а в 1973 году завод начал производить собственную марку Иж-2125 ("Иж-Комби") - единственный в СССР автомобиль с кузовом хетчбэк. Разные модели "Иж" выпускались до 2006 года (Иж-2717, Иж-21261 «Фабула»).

Сейчас завод производит Иж-27175 и собирает автомобили KIA Spectra, KIA Sorento и др.

ТагАЗ

Автозавод в Таганроге был построен в 1998 году как автосборочное предприятие для иностранных брендов.

В 2009 году ТагАЗ объявил о выпуске собственной разработки - легкового автомобиля Tagaz Vega.

Реализовав немногим более 1000 машин, производство было приостановлено из-за судебных исков южнокорейского подразделения GM Daewoo к ТагАЗу по поводу нарушения прав на интеллектуальную собственность. В 2014 году завод признан банкротом.

О положительных и отрицательных аспектах эксплуатации отечественных автомобилей смотрите в следующем видео ролике.

"Взорвут" ли новые модели отечественных легковых автомобилей рынок РФ? Вообще-то такие появлялись, но ненадолго:


Автопром только начинает выходить из кризиса, поэтому вряд ли стоит ожидать чуда в ближайшее время.

В 60-х годах прошлого столетия в СССР производилось несколько марок автомобилей. «Запорожцы», «Волги» и «Москвичи» навсегда останутся в памяти граждан нашей страны как ностальгия о тех далеких временах. Но в на то время не хватало легковушек. Их практически нереально было найти в открытой продаже. Машины распределяли по спискам на больших предприятиях.

Чтобы удовлетворить возрастающий спрос на четырехколесные средства передвижения, было принято решение руководством страны о строительстве нового автозавода. По задумке он должен был занять главное место в отрасли производства легковых машин. Именно с этого момента начинается история АвтоВАЗа. Его строительство проходило очень быстро (в 2 раза быстрее запланированного). Оборудование технологических циклов создавалось не только на заводах СССР, но и ряда других социалистических государств, а также стран США и Европы.

Создание завода

Волжский автомобильный завод решено было построить в г. Тольятти. Для этого руководство страны заключило в августе 1966 года договор с итальянским концерном «Фиат», которые помогали в возведении автогиганта. Они не только должны были возвести огромное производство полного цикла, завести соответствующее оборудование, но и обучить персонал.

История АвтоВАЗа в Тольятти даже на этапе создания познала небольшой казус. Дело в том, что эмблему для новой марки автомобилей придумали советские художники. Идея эскиза принадлежала одному из столичных руководителей А. Декаленкову. Но изготавливать эти логотипы должны были итальянцы. «Фиат» первые тридцать эмблем создал с ошибкой. В названии города «Тольятти» буква «Я» оказалась в итоге буквой «R». Брак очень оперативно заменили.

Название завода было выбрано не по аналогии с другими советскими производствами, которые именовались, например, Ульяновский или Горьковский. Это было сделано из соображений политкорректности. Иначе «неуместных шуток избежать не удалось бы».

Начало работы

Еще до завершения строительства завода началось обучение персонала. Благодаря неустанному труду рабочих, в 1970 году были произведены 6 первых «копеек» - знаменитый автомобиль «Жигули» - ВАЗ-2101.

Спрос на машины был такой, что продажи ограничивали только возможности производства. За первый год их было выпущено в размере 100 тыс. штук.

В 1973 ВАЗ-2101 начали поставлять на мировой рынок. Однако этот бренд пришлось переименовать в Lada. Название «Жигули» на французском языке звучало как «Жиголо» (мужчина, танцующий за деньги).

Со временем марка «Лада» стала производиться и для отечественного потребителя. «Жигули» же производить перестали.

Наращивание оборотов производства

В 1980 году в СССР прошла олимпиада и была поставлена на конвейер «Пятерка» (ВАЗ-2105). Однако эти модели хоть и пользовались завидным спросом, но все же самой популярной за всю историю работы завода стала «шестерка» (ВАЗ-2106). Ее выпустили в серийное производство в 1976 году.

Производственная мощь АвтоВАЗа обеспечивалась пятью заводами. С 1966 по 1991 года в него входили Белебеевский завод "Автонормаль", Скопинский и Дмитровградский автоагрегатные заводы, ТЭЦ ВАЗ и "АвтоВАЗагрегат".

«Копейка» и «Тройка»

Вспоминая все (за всю историю существования автогиганта), нельзя не отдать дань ее первым детищам. Это были ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103. Первую за последние две цифры номера модели в народе прозвали «Копейкой». Вторую же машину начали именовать «тройкой».

«Копейка» была адаптированным под условия советских дорог моделью седана У отечественного автомобиля был увеличен клиренс со 110 до 175 мм. Также разработчики усилили тормоза и подвеску. Эта машина была символом советской эпохи автомобилей 70-х годов. «Копейка» стала родоначальницей седанов с задним приводом и универсальных «классических» моделей.

Спустя короткое время после сошедшей с конвейера первой «Копейки» была запущена в серийное производство «тройка». Ее на то время называли «люксовой» моделью. Это была основательно переработанная «копейка». Особое внимание уделялось имел четыре фары, хромированные элементы и улучшенную приборную панель.

Следующие совершенствования моделей

После выпущенных первых двух история АвтоВАЗа насчитывает еще несколько популярных модификаций «Копейки». После ее серьезного рестайлинга были поставлены на конвейер ВАЗ-2104, 2105, 2106 и 2107. Самой популярной среди них стала «Шестерка». Это был прототип Fiat 124 Speciale. За более чем 30 лет производства этой модели было продано 4,3 млн ВАЗ-2106.

Хорошо продавались и остальные три марки автомобилей. Дизайнерами были разработаны модные на то время прямоугольные фары. Салон также был серьезно переделан. Модернизировали также и двигатель автомобилей. «Шестерка» и сегодня считается довольно популярной машиной.

Модели 80-х годов

История ОАО «АвтоВАЗ» в 80-х годах прошлого столетия рассказывает о новом этапе производства. В это время было разработано совершенно новое поколение автомобилей «Спутник». За соответствующий индекс в номере, как и у предыдущих моделей, народ окрестил машину «восьмеркой». Она характеризовалась клиновидной формой передка. За это ВАЗ-2108 еще называли «зубилом».

Модель обладала новым двигателем, коробкой передач. У нее был передний привод. Форма автомобиля обладала большей аэродинамикой, по сравнению с предшествующими легковушками. Кузов имел силовую структуру. Эту модель автогигант разработал совместно с Porsche. Немцы помогали отечественному производителю в создании всего, кроме дизайна.

Спустя какое-то время в продажу поступили ВАЗ-2108 с пятидверным кузовом типа хэтчбек и седан.

В конце 80-х годов была разработана малолитражная «Ока». Ее прототипом стала Daihatsu Cuore образца 1980 года. Впоследствии, кроме АвтоВАЗа, «Оку» выпускали также ОАО "СеАЗ" и "КаМАЗ".

Завод после распада СССР

Распад тяжело переживало множество крупных и мелких производств, в том числе и АвтоВАЗ. История завода показывает, что гигант автомобильной техники пережил в это время глубокий и затяжной кризис.

Дело в том, что в печальные для АвтоВАЗа дни, завод столкнулся с таким понятием, как «конкуренция». До этого момента советский потребитель приобретал машины, сходящие с конвейера очень быстро. Но теперь в страну хлынул поток модных, хоть и подержанных автомобилей зарубежного производства.

В советские времена легковушки отечественного производства совершенствовались мало. Поэтому по сравнению с импортными авто они не выдерживали никакой критики. Завод столкнулся с необходимостью сокращать объемы производства. Более 25% рабочих мест сократили. Не помогала даже господдержка. Чтобы уравнять спрос на зарубежные и отечественные автомобили были введены высокие таможенные пошлины. Но это мало помогало.

Работа в условиях кризиса

История АвтоВАЗа рассказывает о действительно тяжелых днях для компании. Недостаточный спрос на морально устаревшие модели автомобилей, борьба за право владения предприятием не содействовали выходу из кризиса.

Более того, кризис финансовой системы еще более способствовал ухудшению дел. Государство всячески поддерживало умирающее производство. Но накопившиеся внутренние и внешние проблемы не могли быть решены только этими мероприятиями.

Были зафиксированы случаи массового хищения продукции и комплектующих. Это были огромные даже для такого крупного предприятия суммы. В 2009 году снижение продаж было рекордным и составило 39%, по сравнению с 2008 годом.

Чтобы спасти крупнейший автомобильный завод страны требовались огромные инвестиции. Разрабатывались антикризисные мероприятия. Решив свои внутренние и внешние проблемы, предприятие могло снова встать на ноги.

Выход из кризиса

Продолжительный глубокий кризис пережил АвтоВАЗ. История завода насчитывает более 15 лет упадочного, бесперспективного производства в условиях недостаточного спроса. Однако выход все же был найден. В июле 2009 года была достигнута договоренность между «Ростехнологиями» и компанией Renault-Nissan. Уставный фонд «АвтоВАЗа» решено было увеличить. В него вложили 240 млн евро компания Renault-Nissan (это составило 25% всех акций) и в три раза большую сумму «Ростехнология» (при этом увеличив свою долю в уставном фонде на 44%). Компания же «Тройка Диалог» теряла при этом 17,5% своей доли.

Помимо этого, было решено отдать должность главного дизайнера Стиву Маттину, который занимал ранее аналогичную должность в таких мировых компаниях, как "Мерседес" и "Вольво". Начался период постепенного возрождения.

АвтоВАЗ, история создания и работы которого знала множество взлетов и падений, в период кризиса характеризуется небольшим обновлением моделей. Так, в начале 90-х годов прошлого века одной из немногих новых моделей стал ВАЗ-2110. Это был седан, разработанный на основе «Восьмерки». У этого автомобиля был довольно оригинальный кузов, а также дизайн салона.

После него около 10 лет производство не знало существенных обновлений. Кризис, постигший процветающий прежде завод, отразился на всех сферах его деятельности. Лишь в 2003 году на базе совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ» ввели в серийное производство Chevrolet Niva. Через год в Тольятти было налажено производство седанов, хэтчбеков и универсалов типа «Калина».

2007 год знаменуется выпуском новой модели автогиганта Lada Priora. Чтобы стимулировать потребительский спрос в 2011 году на смену «Калине» пришла ее удешевленная версия «Гранта». В 2012 году в производство запущена модифицированная версия Renault Logan универсального типа Lada Largus.

Музей АвтоВАЗа

Концерн «АвтоВаз» имеет богатую историю. Поэтому не удивительно, что он имеет свой музей. Он один из самых больших подобных учреждений в нашей стране. Музей истории АвтоВАЗа находится в г. Тольятти. Он посвящен известному не только отечественному, но и зарубежному бренду «Лада».

В этом музее представлены только особенно значимые для истории завода экспонаты. Здесь есть первые произведенные после развала СССР модели «Гранта», «Ларгус», «Калина». Также в музее можно встретить машины, которые уже не то что в производстве нет, а и на улицах городов нашей страны вряд ли удастся увидеть.

Вся история от первого дня работы завода до нынешних времен хранится в стенах знаменитого музея. Первая «вишневая» копейка, реализованная через фирменную сеть предприятия, ныне выставлена здесь. Она эксплуатировалась своим владельцем около 19 лет. Он передал ее музею в 2000 году, за что получил в подарок новый автомобиль, только что начавший поступать в продажу.

Несколько интересных фактов

Краткая история АвтоВАЗа была бы неполной без некоторых интересных фактов. Например, «Нива» (или ВАЗ-2121) была единственным отечественным автомобилем, который когда-либо продавался в Японии.

Город, в котором был построен автозавод, ранее назывался Ставрополь. Но в 1964 году он был переименован в честь генсека компартии Италии П. Тольятти. Он умер во время посещения детского лагеря «Артек» в период переговоров о будущем совместном производстве.

Главный конструктор «Нивы» П. М. Прусов говорит, что это название было присвоено автомобилю по первым буквам имени его дочерей (Нина и Ирина), а также сыновей первого главного конструктора производства (Вадим и Андрей).

Концерн сегодня

Пережив глубокий кризис, концерн постепенно становится на ноги. История АвтоВАЗа заслуживает уважения. Ведь, несмотря ни на что, автомобили, сходящие с его конвейеров, были символом той эпохи. Возможно, сейчас они несколько отстают от своих зарубежных собратьев. Но при правильном подходе усовершенствовать автомобильную промышленность будет возможно.

Будущее у крупнейшего в нашей стране производителя легковых автомобилей есть. При грамотном подходе он может приносить стране большую прибыль. Ведь даже такие давние модели, как "шестерка" и "семерка", до сих пор пользуются спросом как у граждан нашей страны, так и на территории всех постсоциалистических стран. Поэтому, применяя новые технологии, ведя разработки новых моделей с улучшенными качествами как механизмов, так и дизайна, можно вывести автогиганта на новый уровень.

АвтоВАЗ в городе Тольятти

Если вы задались вопросом о том, где собирают , ответ можно найти на официальном сайте компании:

  • в стенах АвтоВАЗа, что находится в городе Тольятти;
  • в ИжАвто — городе Ижевск, оба предприятия расположены на территории России.

Первоначально проекту присвоили рабочее название Low Cost, тогда как внутри завода автомобиль имел обозначение ВАЗ-2190. Первое название переводится с английского как низкая цена. Название для машины выбиралось из множества тысяч вариантов, присланных в рамках конкурса, который объявил производитель. Компания преследовала такую цель, что у народного автомобиля должно быть народное название. Победителем конкурса оказался житель Красноярска, который получил награду — машину .

В процессе мероприятия ММАС-2010 президент АвтоВАЗ рассказал, что предполагаемая стоимость новинки будет равна 220 000 руб. на момент старта производства.

Повышение стоимости классических представителей Lada 2105 и 2107 было обусловлено тем, что Granta имеет статус более комфортного и безопасного авто. В то же время была озвучена информация о том, что Granta выйдет на российский рынок к концу 2011 г.

Позже было объявлено о том, что стоимость авто в базовой комплектации будет равна 229 000 руб. Повышение связано с ценой на подушку безопасности, которая, вопреки планам, присутствует на всех авто, в том числе и на базовой комплектации. Начальную цену скорректировало наличие фиксатора детских сидений ISOFIX и соответствие токсичности выхлопа правилам стандарта Eвро-4.

После сборки первого самого дешевого авто модельного ряда цена модификаций только увеличивалась

Производитель провел презентацию авто как раз в городе Тольятти. После 16 мая этого же года на конвейере АвтоВАЗ стартовала сборка новинки в тестовом режиме. Тогда как серийный выпуск производитель решил начать в октябре. За этот период на Волжском заводе была отработана методика выпуска. Старт реализации был намечен на 1 декабря. За 2 месяца, пока шел прием заявок, более 20 000 жителей России изъявили желание купить данный автомобиль.

После этого наиболее дешевая комплектация Granta несколько раз дорожала. С 1 апреля 2012 года машина подорожала на 10 000 руб. А со 2 июля этого же года произошло повторное повышение: самая бюджетная комплектация стала обладать ценой, равной 259 000 руб. В 2013 году стоимость наиболее дешевой комплектации стала равна 279 000 руб.

На конец прошлого года низшая цена автомобиля в стандартной комплектации составляла 293 600 руб. Не всегда выпуск авто шел гладко, например, производитель АвтоВАЗ был вынужден отозвать несколько десятков тысяч реализованных авто модели Гранта, что было обусловлено обнаруженными неисправностями .

Особенности производства

Собирают автомобиль по особой технологии. Весь процесс, начиная со сварки и заканчивая сборкой, производится с помощью высокотехнологичного оборудования, поставляется которое зарубежными и российскими предприятиями.

Процесс сварки Granta

Машины имеют кузова, которые свариваются на роботизированных комплексах. Производитель совместно с немецкой фирмой Kuka разработал и изготовил роботов, которые работают на сварочных линиях. Корректируется функционирование линий сварки согласно математическим моделям, создаваемым в процессе проектирования описываемого авто. Применение этих технологий позволяет компании получать отличные показатели по геометрии кузова и соединению деталей.

Особенности окрашивания Лада Гранта

Процесс окрашивания кузова гарантируют надежную защиту от коррозии

Методика, которая используется для окрашивания Лады, применяется в стенах популярных автомобильных заводов европейского происхождения. На этом этапе компания применяет оборудование немецкого производителя Eisenmann. Основная особенность проведения работ по окрашиванию выражается в применении методики, которая способна гарантировать высокое качество антикоррозийной обработки и нанесения покрытия.

Перед тем как подвергать кузов нанесению краски, его поверхность проходит заблаговременную подготовку. При этом его транспортировка осуществляется на программируемом «челноке». Кузов машины вращается силой робота в нескольких плоскостях. Это позволяет обеспечить попадание грунтов и обрабатывающих смесей во все полости кузова.

Как только кузов прошел все технологические емкости с растворами грунтов и обрабатывающих растворов, челнок приводит его в такое положение, чтобы оказались удалены излишки смесей. Это предотвращает попадание составов в следующую ванну. Процесс окрашивания кузова и последующее нанесение лака осуществляют 32 робота марки Eisenmann. Из них 6 предназначены для линии грунта, а остальные работают на двух лаковых линиях.

При окрашивании поддерживаются определенные условия, что касается, например, постоянного температурного режима в 20°С, движение транспорта ограничено, рабочие трудятся только в одноразовых комбинезонах. Маляры перед посещением окрасочной камеры проходят шлюз, в котором со специалиста воздухом удаляются маленькие частицы пыли, которые могли бы оказать губительное влияние на качество окраски.

После того как автомобиль оказывается собран, его поверхность имеет высокое качество окрашивания, что обусловлено еще и тем, что в процессе этого применяются современные материалы. Например, трехкатионные фосфатирующие смеси повышают коррозионную устойчивость кузова за счет плотной микрокристаллической структуры пленки.

Особенности сборки

Двери собираются на отдельном конвейере

Когда собирают , на начальном этапе манипуляторы демонтируют двери. Их сборка осуществляется на другом конвейере. Анализ качества двери завершается ее монтажом на тот же автомобиль, с которого они были демонтированы. Отдельно монтируется и приборная панель.

Заполнение соответствующих емкостей машины эксплуатационными составами производится контрольно-наполнительным оборудованием. Оно должно еще и протестировать системы охлаждения мотора посредством вакуума, проверяются и тормозная и топливная системы. На этом же этапе происходит анализ работоспособности системы улавливания паров бензина. Заправка жидкостями производится только тогда, когда анализ на герметичность был завершен и прошел успешно.

Когда собирают автомобиль, процесс может быть и остановлен, это происходит, если возникают какого-то рода отклонения. Труд специалистов линии сборки облегчен, это обусловлено еще и тем, что собирают двери на отдельной линии. Специалисты трудятся, стоя на платформе, устремленной вперед, а не следуют за перемещающимся кузовом.

Когда осуществляется работа в особо важных участках линии, после завершения операции работники оставляют именной штамп в контрольной карте. Это позволяет анализировать ситуацию о том, кто ответственен за ту или иную операцию в процессе сборки. В конце каждой из 8 сборочных линий и на компьютерных роликовых стендах машины должны пройти проверку.

Конечно, классные современные иномарки – это однозначно здорово, но как ни крути, полстраны у нас ездит именно на отечественном автопроме. Да и в принципе, если посмотреть на модели, выпущенные АвтоВАЗом в 2017 году, я считаю, что это очень даже и неплохо. До зарубежных моделей они может и не дотягивают, но это уже и далеко не советские гремящие копейки или шестёрки. Лично я с любопытством смотрел, какие же будут новинки АвтоВАЗа в 2019 году.

Официальные дилеры

  • Регион:
  • Выбрать регион

Санкт-Петербург, Коломяжский пр. д.30

Санкт-Петербург, Пулковское шоссе д.36 корп.2

Москва, шоссе Энтузиастов д.59

Все компании

Объявления о продаже


600 000 р.


582 000 р.


570 000 р.

В 2019 году отечественный производитель обещает выпустить в корне новые машины – планируется несколько кардинальных новинок и 6 обновлений уже существующих моделей. Очень рекомендую для начала посмотреть видео обзоры новинок АвтоВАЗа 2019 2020 гг. Меня очень многое из увиденного впечатлило.

Мной особо ожидаемы Лада Веста , Лада X-Ray , кроссоверы Lada B-Cross и Lada C-Cross и очень интересно мне, что же поменяют в излюбленной мной Ниве. А вообще в 2019 2020 году среди машин будет высокий хетчбек Веста , хэтчбек и универсал Lada Kalina New , обновленый седан и хэтчбек . А вот новинку Largus ожидает фейслифтинг.

Лада Vesta – новая дама компании



Удивительно красивый седан года по всем предварительным обзорам и показам стал одной из самых лучшей моделей компании. Внешне – стильная решетка радиатора, выштамповки на боковинах и капоте, очень изящная форма. Фары очень приятной формы и со светодиодами. Салон Весты – вообще отдельная тема. Бело-зеленая панель датчиков, на рулевом колесе кнопки управления аудиосистемой, кондиционером и подогревом руля.

Дизайн изменения внутри
хэтчбек колеса новинка
серийная цвет бампер
колёса сзади оптика

Отличная система стеклоподъёмников на дверцах машины. Кстати, коробка – «робот», как ручная так и автоматика. Все сидения с боковой поддержкой. Одним словом, Веста — яркая новинка АвтоВАЗа 2019 2020 года. В базовой комплектации обещают двигатель объёмом 1,8 литра (121 л. с.), а в варианте Хетчбек Sport 1.8 литра, но с 164 л. с. + заводская турбина = 224 л.с. Вот краткие технические характеристики этой модели.

Новый кроссовер от Lada



, на мой взгляд, просто красавчик. Хотя, многие и говорят, что дизайн его «слизали» с какой-то зарубежной машины, мне он особенно нравится. Так что если говорить про новинки АвтоВАЗа 2019 2020 года среди кроссоверов – то нет ему равных. Хм, шучу. Во внешности выделяются:

  • обтекаемый капот;
  • выштамповки по нижнему контуру;
  • стильные фары с рисунком;
  • большая задняя дверь багажника.

Салон производит не менее яркое впечатление. Здесь есть:
  • кресла-ковши;
  • практически полностью кожаная отделка;
  • светодиоидная подсветка торпеды и дверей;
  • стильная электронная приборная панель;
  • кнопки контроля кондиционера и мультимедиа системы на рулевом колесе.

До мелочей продумано всё как в салоне, так и в экстерьере машины. При этом, производитель держит в секрете подробные технические характеристики этой новинки, хотя и обещают, что уступать Рено Дастер она никак не будет. Вот список всех данных, которые могут вас заинтересовать.

X-Ray
Габаритный размер (мм)

Длина – 4200

Ширина – 1650

Колесная база – 2600

Двигатель

В концепт-кар включен электродвигатель.

Предположительно будет обладать двигателем в 1.6 л, четырёхцилиндровый в 117 л.с. Но не исключают и 1.8 л.

Коробка 5-тиступенчатая механическая коробка передач
Комплектация

дисковые и задние барабанные тормоза, а также реечное рулевое управление с гидроусилителем, подушки безопасности, подогрев боковых зеркал, подогрев руля, сетки для крепление грузов в багажнике, система автоматического вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС и система курсовой устойчивости

Скорость разгон до 100 км/ч за 11,4 секунды и максимальная скорость в 188 км/ч


Новая старая Нива?

На мой взгляд, среди новинок АвтоВАЗа 2019 года занимает своё почетное место. Сразу бросается в глаза изменённый дизайн – довольно угловатые формы и зауженные фары. Очень дополняют массивность новые 16-ти дюймовые колёса. В этот раз добавят ещё и дополнительный внедорожный обвес (защита оптики, защита двигателя, лебедка).

Обновленный салон смотрится довольно строго, но при этом не грубо, практически не имея ничего общего с предыдущими моделями. Здесь есть:

  • обновленная приборная панель;
  • ручки переключения на рулевом колесе;
  • дорогая обивка у кресел.

Ещё обещают улучшенную звукоизоляцию, что в принципе немаловажно, как для автомобиля-внедорожника. В таблицу ниже занесены все данные по этой машине.

Кстати, как для новинки АвтоВАЗа 2019 года, много видео в сети представлено именно о Ладе Ниве. Рекомендую посмотреть и многому удивиться.

Обновленная Гранта

Судя по фото новинок АвтоВАЗа 2019 2020 года, года не получит существенных изменений в экстерьере. Заменили:

  • бампер;
  • зеркала заднего вида;
  • поворотники.

В салоне улучшили качество и материал обивки, повысили шумоизоляцию. Всё остальное, в принципе, останется без изменений.

Гранта
Габаритный размер (мм)

Длина – 4260

Ширина – 1700

Высота – 1500

Колесная база – 2476

Двигатель 1,6 л. и мощностью: 82, 87, 98 и 106 л.с.
Коробка 4-ступенчатая автоматическая или 5-ступенчатая механическая.
Комплектация

подушка безопасности водителя, иммобилайзер, индикация не застёгнутого ремня безопасности водителя, детская блокировка замков задних дверей, крепления для детских сидений isofix, аудиоподготовка.

Люксовая версия – электростеклоподъемники дверей, климатическая система, электропривод и обогрев наружных зеркал, электроусилитель рулевого управления, датчик дождя, мультимедийная система.

Скорость разгон до 100 км/ч за 12 секунд и максимальная скорость 190 км/ч


Конечно, чтобы понять реальность всех новых машин, очень любопытно увидеть цены на все эти новинки АвтоВАЗа 2019-2020 года. Ведь вполне возможно, что разбежность «цена-качество» будет грандиозной.

Седан комплектации хэтчбек
премьеар колеса щиток
lada премьера новинка


Еще одна из относительных новинок – это 2019-го. Достаточно своеобразный внешне автомобиль. Смесь кроссовера с универсалом. Выделяются некрашенные бампера и 16-ти дюймовые литые диски. На модели присутствуют рейлинги на крыше. Кстати, бампер и решетка – пластмассовые. Салон опять же напоминает Рено, особенно своими цветовыми характеристиками. Достаточно простая, но функциональная приборная панель, слегка видоизменили руль, добавили сиденья с небольшими краями.