Что нужно для двигателя внутреннего сгорания. Все о двигателях внутреннего сгорания и особенностях их работы

Современный двигатель внутреннего сгорания далеко ушел от своих прародителей. Он стал крупнее, мощнее, экологичнее, но при этом принцип работы, устройство двигателя автомобиля, а также основные его элементы остались неизменными.

Двигатели внутреннего сгорания, массово применяемые на автомобилях, относятся к типу поршневых. Название свое этот тип ДВС получил благодаря принципу работы. Внутри двигателя находится рабочая камера, называемая цилиндром. В ней сгорает рабочая смесь. При сгорании смеси топлива и воздуха в камере увеличивается давление, которое воспринимает поршень. Перемещаясь, поршень преобразует полученную энергию в механическую работу.

Как устроен ДВС

Первые поршневые моторы имели лишь один цилиндр небольшого диаметра. В процессе развития для увеличения мощности сначала увеличивали диаметр цилиндра, а потом и их количество. Постепенно двигатели внутреннего сгорания приняли привычный нам вид. Мотор современного автомобиля может иметь до 12 цилиндров.

Современный ДВС состоит из нескольких механизмов и вспомогательных систем, которые для удобства восприятия группируют следующим образом:

  1. КШМ - кривошипно-шатунный механизм.
  2. ГРМ - механизм регулировки фаз газораспределения.
  3. Система смазки.
  4. Система охлаждения.
  5. Система подачи топлива.
  6. Выхлопная система.

Также к системам ДВС относятся электрические системы пуска и управления двигателем.

КШМ - кривошипно-шатунный механизм

КШМ - основной механизм поршневого мотора. Он выполняет главную работу - преобразует тепловую энергию в механическую. Состоит механизм из следующих частей:

  • Блок цилиндров.
  • Головка блока цилиндров.
  • Поршни с пальцами, кольцами и шатунами.
  • Коленчатый вал с маховиком.


ГРМ - газораспределительный механизм

Чтобы в цилиндр поступало нужное количество топлива и воздуха, а продукты сгорания вовремя удалялись из рабочей камеры, в ДВС предусмотрен механизм, называемый газораспределительным. Он отвечает за открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов, через которые в цилиндры поступает топливо-воздушная горючая смесь и удаляются выхлопные газы. К деталям ГРМ относятся:

  • Распределительный вал.
  • Впускные и выпускные клапаны с пружинами и направляющими втулками.
  • Детали привода клапанов.
  • Элементы привода ГРМ.

ГРМ приводится от коленчатого вала двигателя автомобиля. С помощью цепи или ремня вращение передается на распределительный вал, который посредством кулачков или коромысел через толкатели нажимает на впускной или выпускной клапан и по очереди открывает и закрывает их

В зависимости от конструкции и количества клапанов на двигатель может быть установлен один или два распределительных вала на каждый ряд цилиндров. При двухвальной системе каждый вал отвечает за работу своего ряда клапанов - впускных или выпускных. Одновальная конструкция имеет английское название SOHC (Single OverHead Camshaft). Систему с двумя валами называют DOHC (Double Overhead Camshaft).

Во время работы мотора его детали соприкасаются с раскаленными газами, которые образуются при сгорании топливо-воздушной смеси. Чтобы детали двигателя внутреннего сгорания не разрушались из-за чрезмерного расширения при нагреве, их необходимо охлаждать. Охладить мотор автомобиля можно с помощью воздуха или жидкости. Современные моторы имеют, как правило, жидкостную схему охлаждения, которую образуют следующие части:

  • Рубашка охлаждения двигателя
  • Насос (помпа)
  • Радиатор
  • Вентилятор
  • Расширительный бачок

Рубашку охлаждения двигателей внутреннего сгорания образуют полости внутри БЦ и ГБЦ, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Она отбирает избыточное тепло у деталей двигателя и относит его к радиатору. Циркуляцию обеспечивает насос, привод которого осуществляется с помощью ремня от коленчатого вала.

Термостат обеспечивает необходимый температурный режим двигателя автомобиля, перенаправляя поток жидкости в радиатор либо в обход него. Радиатор, в свою очередь, призван охлаждать нагретую жидкость. Вентилятор усиливает набегающий поток воздуха, тем самым увеличивая эффективность охлаждения. Расширительный бачок необходим современным моторам, так как применяемые охлаждающие жидкости сильно расширяются при нагреве и требуют дополнительного объема.

Система смазки ДВС

В любом моторе есть множество трущихся деталей, которые необходимо постоянно смазывать, чтобы уменьшить потери мощности на трение и избежать повышенного износа и заклинивания. Для этого существует система смазки. Попутно с ее помощью решается еще несколько задач: защита деталей двигателя внутреннего сгорания от коррозии, дополнительное охлаждение деталей мотора, а также удаление продуктов износа из мест соприкосновения трущихся частей. Систему смазки двигателя автомобиля образуют:

  • Масляный картер (поддон).
  • Насос подачи масла.
  • Масляный фильтр с .
  • Маслопроводы.
  • Масляный щуп (индикатор уровня масла).
  • Указатель давления в системе.
  • Маслоналивная горловина.

Насос забирает масло из масляного картера и подает его в маслопроводы и каналы, расположенные в БЦ и ГБЦ. По ним масло поступает в места соприкосновения трущихся поверхностей.

Система питания

Система подачи для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от искры и от сжатия отличаются друг от друга, хотя и имеют ряд общих элементов. Общими являются:

  • Топливный бак.
  • Датчик уровня топлива.
  • Фильтры очистки топлива - грубой и тонкой.
  • Топливные трубопроводы.
  • Впускной коллектор.
  • Воздушные патрубки.
  • Воздушный фильтр.

В обеих системах имеются топливные насосы, топливные рампы, форсунки подачи топлива, но в силу различных физических свойств бензина и дизельного топлива конструкция их имеет существенные различия. Сам принцип подачи одинаков: топливо из бака с помощью насоса через фильтры подается в топливную рампу, из которой попадает в форсунки. Но если в большинстве бензиновых двигателей внутреннего сгорания форсунки подают его во впускной коллектор мотора автомобиля, то в дизельных оно подается непосредственно в цилиндр, и уже там смешивается с воздухом. Детали, обеспечивающие очистку воздуха и поступление его цилиндры - воздушный фильтр и патрубки - тоже относятся к топливной системе.

Система выпуска

Система выпуска предназначена для отвода отработанных газов из цилиндров двигателя автомобиля. Основные детали, ее составляющие:

  • Выпускной коллектор.
  • Приемная труба глушителя.
  • Резонатор.
  • Глушитель.
  • Выхлопная труба.

В современных двигателях внутреннего сгорания выхлопная конструкция дополнена устройствами нейтрализации вредных выбросов. Она состоит из каталитического нейтрализатора и датчиков, сообщающихся с блоком управления двигателем. Выхлопные газы из выпускного коллектора через приемную трубу попадают в каталитический нейтрализатор, затем через резонатор в глушитель. Далее через выхлопную трубу они выбрасываются в атмосферу.

В заключение необходимо упомянуть системы пуска и управления двигателем автомобиля. Они являются важной частью двигателя, но их необходимо рассматривать вместе с электрической системой автомобиля, что выходит за рамки этой статьи, рассматривающей внутреннее устройство двигателя.

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) - самый распространенный тип двигателя легкового автомобиля. Работа двигателя этого типа основана на свойстве газов расширяться при нагревании. Источником теплоты в двигателе является смесь топлива с воздухом (горючая смесь).

Двигатели внутреннего сгорания бывают двух типов: бензиновые и дизельные. В бензиновом двигателе горючая смесь (бензина с воздухом) воспламеняется внутри цилиндра от искры, образующейся на свече зажигания 3 (рис. 3). В дизельном двигателе горючая смесь (дизельного топлива с воздухом) воспламеняется от сжатия, а свечи зажигания не применяются. На обоих типах двигателей давление образующейся при сгорании горючей смеси газов повышается и передается на поршень 7. Поршень перемещается вниз и через шатун 8 действует на коленчатый вал 11, принуждая его вращаться. Для сглаживания рывков и более равномерного вращения коленчатого вала на его торце устанавливается массивный маховик 9.

Рис.3. Схема одноцилиндрового двигателя.

Рассмотрим основные понятия о ДВС и принцип его работы.

В каждом цилиндре 2 (рис. 4) установлен поршень 1. Крайнее верхнее его положение называется верхней мертвой точкой (ВМТ), крайнее нижнее - нижней мертвой точкой (НМТ). Расстояние, пройденное поршнем от одной мертвой точки до другой, называется ходом поршня. За один ход поршня коленчатый вал повернется на половину оборота.

Рис.4. Схема цилиндра

Камера сгорания (сжатия) - это пространство между головкой блока цилиндров и поршнем при его нахождении в ВМТ.

Рабочий объем цилиндра - пространство, освобождаемое поршнем при перемещении его из ВМТ в НМТ.

Рабочий объем двигател - это рабочий объем всех цилиндров двигателя. Его выражают в литрах, поэтому нередко называют литражом двигателя.

Полный объем цилиндра - сумма объема камеры сгорания и рабочего объема цилиндра.

Степень сжатия показывает, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сгорания. Степень сжатия у бензинового двигателя равна 8...10, у изельного - 20... 30.

От степени сжатия следует отличать компрессию.

Компрессия - это давление в цилиндре в конце такта сжатия характеризует техническое состояние (степень изношенности) двигателя. Если компрессия больше или численно равна степени сжатия, состояние двигателя можно считать нормальным.

Мощность двигателя - величина, показывающая, какую работу двигатель совершает в единицу времени. Мощность измеряется в киловаттах (кВт) или лошадиных силах (л. с), при этом одна лошадиная сила приблизительно равна 0,74 кВт.

Крутящий момент двигателя численно равен произведению силы, действующей на поршень во время расширения газов в цилиндре, на плечо ее действия (радиус кривошипа - расстояние от оси коренной шейки до оси шатунной шейки коленчатого вала). Крутящий момент определяет силу тяги на колесах автомобиля: чем больше крутящий момент, тем лучше динамика разгона автомобиля.

Максимальные мощность и крутящий момент развиваются двигателем при определенных частотах вращения коленчатого вала (указаны в технической характеристике каждого автомобиля).

Такт - процесс (часть рабочего цикла), который происходит в цилиндре за один ход поршня. Двигатель, рабочий цикл которого происходит за четыре хода поршня, называют четырехтактным независимо от количества цилиндров.

Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя. Он протекает в одном цилиндре в такой последовательности (рис. 5):

Рис.5. Рабочий цикл четырехтактного двигателя

Рис.6. Схема работы четырехцилиндрового двигателя

1 -й такт - впуск. При движении поршня 3 вниз в цилиндре образуется разрежение, под действием которого через открытый впускной клапан 1 в цилиндр из системы питания поступает горючая смесь (смесь топлива с воздухом). Вместе с остаточными газами в цилиндре горючая смесь образует рабочую смесь и занимает полный объем цилиндра;

2-й такт - сжатие. Поршень под действием коленчатого вала и шатуна перемещается вверх. Оба клапана закрыты, и рабочая смесь сжимается до объема камеры сгорания;

3-й такт - рабочий ход, или расширение. В конце такта сжатия между электродами свечи зажигания возникает электрическая искра, которая воспламеняет рабочую смесь (в дизельном двигателе рабочая смесь самовоспламеняется). Под давлением расширяющихся газов поршень перемещается вниз и через шатун приводит во вращение коленчатый вал;

4-й такт - выпуск. Поршень перемещается вверх, и через открывшийся выпускной клапан 4 выходят наружу из цилиндра отработавшие газы.

При последующем ходе поршня вниз цилиндр вновь заполняется рабочей смесью, и цикл повторяется.

Как правило, двигатель имеет несколько цилиндров. На отечественных автомобилях обычно устанавливают четырехцилиндровые двигатели (на автомобилях «Ока» -двухцилиндровый). В многоцилиндровых двигателях такты работы цилиндров следуют друг за другом в определенной последовательности. Чередование рабочих ходов или одноименных тактов в цилиндрах многоцилиндровых двигателей в определенной последовательности называется порядком работы цилиндров двигателя. Порядок работы цилиндров в четырехцилиндровом двигателе чаще всего принят I -3-4-2 или реже I -2-4-3, где цифры соответствуют номерам цилиндров, начиная с передней части двигателя. Схема на рис. 6 характеризует такты, происходящие в цилиндрах во время первого полуоборота коленчатого вала. Порядок работы двигателя необходимо знать для правильного присоединения проводов высокого напряжения к свечам при установке момента зажигания и для последовательности регулировки тепловых зазоров в клапанах.

В действительности любой реальный двигатель гораздо сложнее упрощенной схемы, представленной на рис. 3. Рассмотрим типовые элементы конструкции двигателя и принципы их работы.

Как ни старается человечество отвязаться от бензиновых и дизельных двигателей, которыми приводится в движение весь транспорт, за исключением троллейбусов и трамваев, ничего у него не получается. Причин этому много, часть из них очевидны, и могут привести к разговорам о мировом правительстве и тому подобным глобальным вещам, поэтому мы рассмотрим более безобидную тему. Не почему мы пользуемся двигателями внутреннего сгорания, а благодаря чему они дают возможность быстро и безопасно перемещаться в пространстве.

Как работает ДВС

С одной стороны, все предельно просто - принцип работы ДВС основан на преобразовании одного вида энергии в другой. А именно - энергии тепловой машины, способной преобразовывать химическую энергию бензина, солярки или природного газа в механическую. ДВС существуют не только в привычном нам виде, они могут быть также газотурбинными и роторными, но чаще всего мы пользуемся именно поршневым двигателем, который доказал свою состоятельность и надежность еще сто с лишним лет назад.

ДВС хорош тем, что может работать абсолютно автономно. Мы к этому привыкли, и нам не кажется, что это большое достоинство, но стоит вспомнить беспомощно болтающиеся дуги троллейбуса или севшие батарейки на радиоуправляемом автомобильчике, как автономность приобретает гораздо большее значение, чем казалось. ДВС компактен, имеет небольшой вес и низкую стоимость, хорошую ремонтопригодность и может быть приспособлен под несколько видов топлива сразу. Его уже больше ста лет ругают за шумность и вредные выбросы, но с этими бедами мы научились кое-как справляться. Но для того, чтобы справляться с мотором на уровне пользователя, необходимо знать его принципиальное устройство и принцип действия.

Видеоролик о принципе работы двигателя внутреннего сгорания

Как устроен поршневой двигатель и его основные системы

Поршневой двигатель пока лидирует в распространенности и под капотом каждого автомобиля, под баком каждого мотоцикла находится именно он. Некто Ванкель пытался создать альтернативный роторный двигатель, но ему не удалось довести конструкцию до совершенства, поэтому мы о нем вспоминаем вскользь. Обычный поршневой ДВС может работать на бензине, дизельном топливе, на газе, а также на спиртовых составах. Рассматриваются также возможности применения водорода в качестве топлива, но широкого распространения такая конструкция не получила, несмотря на экологичность и перспективность.

Конструктивно, главные роли в моторе играют кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы. Их стабильную работу стремятся обеспечить ряд систем, главными среди которых можно назвать систему подачи топлива, смазки, выпуска, охлаждения и зажигания.

Все это хозяйство собрано на базе самых массивных деталей - блока цилиндров и головки блока. Вкратце ознакомимся с основными механизмами, иначе понять принцип действия ДВС будет тяжело.

Чтобы превратить возвратно-поступательное движение во вращательное, служит кривошипно-шатунный механизм. Именно он преобразует движения поршня во вращение коленвала. Чтобы обеспечить своевременную подачу топлива и отвод отработанных газов из цилиндров, разработан газораспределительный механизм, приводящийся в движение от коленвала. Отработанные газы выводятся наружу посредством выхлопной системы, а впускная система обеспечивает подачу нужного количества топлива, которой руководит система управления - электронный блок управления (ЭБУ).

Дизельные двигатели не нуждаются в системе зажигания, поскольку дизельное топливо воспламеняется под давлением самостоятельно, а бензин нужно принудительно поджигать, для чего и служит система зажигания. Абсолютно все детали ДВС трутся между собой, и для уменьшения коэффициента трения применяется смазка, которую распределяет по всему мотору соответствующая система. В процессе работы силовой агрегат выделяет огромное количество тепла, которое отводит и передает атмосфере система охлаждения.

Принцип работы двигателя внутреннего сгорания

Когда горят газы, они имеют свойство расширяться. Это положено в основу работы любого ДВС. Процесс работы поршневого двигателя четко разбит на несколько циклов, а каждый цикл выполняется за определенное количество оборотов коленвала. У 4-х тактных двигателей рабочий цикл происходит за два оборота коленвала, у двухтактных - за один. Во время выполнения каждого такта в моторе происходит определенный процесс, который дает название такту. Теперь рассмотрим каждый из тактов в отдельности, чтобы четче понять их суть.

Впуск

Во время впускного такта поршень стоит в верхней мертвой точке, и начинает опускаться. При этом открывается впускной клапан, а поршень тем временем всасывает подготовленную системой питания смесь, наполняя ею цилиндр. Чем насыщеннее пространство цилиндра рабочей смесью, тем эффективнее происходит процесс горения, поэтому на многих автомобилях устанавливают по несколько впускных клапанов. Для этих же целей применяют наддув - турбина повышает давление воздуха во впускной системе и за счет этого наполнение цилиндра происходит во много раз эффективнее, что не может не сказаться на мощности.

Сжатие

Поршень достиг нижней мертвой точки, цилиндр заполнился топливовоздушной смесью, а впускной клапан закрылся. Начинается такт сжатия. Поршень, поднимаясь наверх, сжимает топливную смесь до тех пределов, которые ограничены возможностью камеры сгорания. Самый ответственный момент. Поршень поднимается к ВМТ, все клапаны закрыты, в камере сгорания - максимальное давление, которое может быть достигнуто с учетом состояния поршня и компрессионных колец. Теперь мотор готов к главному такту.

Рабочий ход

Он получил название не зря. Благодаря этому такту двигатель может вращать коленвал. В этот момент система зажигания подает искру в камеру сгорания, происходит взрыв топливовоздушной смеси. Во время взрыва объем газа в камере сгорания моментально увеличивается в несколько раз, стремясь вытолкнуть поршень из цилиндра. Поршень же послушно опускается вниз, передавая полученную энергию на коленчатый вал посредством шатуна, и остается в нижней мертвой точке.

Выпуск

Вечно он там находиться не может, теперь коленвал заставляет поршень двигаться вверх. Теперь открывается выпускной клапан, а поршень через него выбрасывает отработанные газы до того момента, пока не достигнет пограничной точки вверху. Выпускной клапан блокируется, и начинается новый рабочий цикл.

Именно так происходит работа во всех поршневых ДВС. Есть некоторые нюансы и отличия в работе инжекторного и карбюраторного мотора, но принципиально на основном процессе это не сказывается никак. В отличие от четырехтактного мотора, двухтактный двигатель выполняет цикл за один оборот коленвала. У двухтактников нет газораспределительного механизма, то есть он есть, но его роль выполняет сам поршень, перекрывая впускной и выпускной каналы в нужное время, а смазка двухтактного двигателя осуществляется за счет масла, которое добавлено в бензин.

Если нам удалось пролить свет на таинство работы двигателя внутреннего сгорания, мы считаем миссию выполненной.

  • Новости
  • Практикум

Российскому автопрому снова выделили миллиарды рублей

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, которое предусматривает выделение 3,3 млрд рублей бюджетных средств для российских производителей автомобилей. Соответствующий документ размещен на сайте правительства. Отмечается, что бюджетные ассигнования были изначально предусмотрены федеральным бюджетом на 2016 год. В свою очередь, подписанное премьером постановление утверждает правила предоставления...

Дороги в России: не выдержали даже дети. Фото дня

В последний раз этот участок, расположенный в небольшом городке Иркутской области, ремонтировали 8 лет назад. Дети, чьи имена не называются, решили исправить данную проблему самостоятельно, чтобы можно было кататься на велосипедах, передает портал «УК24». О реакции местной администрации на фотографию, которая уже стала настоящим хитом в сети, не сообщается. ...

Новый бортовой КамАЗ: с автоматом и подъемной осью (фото)

Новый бортовой магистральный грузовик - из флагманской серии 6520. Ноинка укомплектована кабиной от Mercedes-Benz Axor первого поколения, двигателем Daimler, автоматической коробкой передач ZF, и ведущим мостом Daimler. При этом последняя ось - подъемная (так называемый «ленивец»), что позволяет «значительно сократить затраты энергоресурсов и в конечном счёте...

Объявлены цены на спортивную версию седана Volkswagen Polo

Автомобиль, оснащенный 1,4-литровым 125-сильным мотором будет предлагаться по цене от 819 900 рублей за версию с 6-ступенчатой механической трансмиссией. Помимо 6-ступенчатой механики, покупателям будет доступна также версия, оснащенная 7-ступенчатым «роботом» DSG. За такой Volkswagen Polo GT попросят от 889 900 рублей. Как уже рассказывал «Авто Mail.Ru», от обычного седана...

Новый седан Kia назовут Стингером

Пять лет назад на Франкфуртском автосалоне Kia представила концептуальный седан Kia GT. Правда, сами корейцы называли его четырехдверным спорткупе и намекали, что этот автомобиль сможет стать более доступной альтернативой Mercedes-Benz CLS и Audi A7. И вот, пять лет спустя, концепт-кар Kia GT трансформировался в Kia Stinger. Судя по фото...

Suzuki SX4 пережил рестайлинг (фото)

Отныне в Европе автомобиль редлагается только с турбированными двигателями: бензиновыми литровым (112 л.с.) и 1,4-литровым (140 л.с.) агрегатами, а также 1,6-литровым турбодизелем, развивающем 120 лошадиных сил. До модернизации автомобиль предлагался также с 1,6-литровым 120-сильным атмосферным бензиновым мотором, однако в России этот агрегат будет сохранен. Кроме этого, после...

Культовый внедорожник Toyota канет в Лету

Полное прекращение выпуска автомобиля, который до сих пор выпускался для рынков Австралии и стран Ближнего Востока, запланировано на август 2016 года, сообщает издание Motoring. Впервые серийный Toyota FJ Cruiser был показал в 2005 году на Международном автосалоне в Нью-Йорке. С момента начала продаж и до сегодняшнего момента автомобиль оснащался четырехлитровым бензиновым...

В Хельсинки запретят личные автомобили

Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

В Сингапуре появятся беспилотные такси

Во время испытаний на дороги Сингапура выйдут шесть модифицированных Audi Q5, способных передвигаться в автономном режиме. В прошлом году такие автомобили беспрепятственно преодолели путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка, сообщает Bloomberg. В Сингапуре беспилотники будут двигаться по трем специально подготовленным маршрутам, оборудованных необходимой инфраструктурой. Протяженность каждого маршрута составит 6,4 ...

Самые угоняемые автомобили Москвы в2018-2019году

Рейтинг самых угоняемых машин в Москве остается почти неизменным в течение нескольких лет. Ежедневно в столице угоняется около 35 автомобилей, причем 26 из них являются иномарками. Самые угоняемые марки По сведениям портала «Прайм Страхование» наиболее угоняемые машины 2017 года в...

Для настоящего автолюбителя машина — это непросто средство передвижения, а ещё и инструмент свободы. При помощи автомобиля можно достаться в любую точку города, страны или континента. Но наличия прав для настоящего путешественника недостаточно. Ведь до сих пор есть множество мест, где не ловит мобильный, и куда не могут добраться эвакуаторы. В таких случаях при поломке вся ответственность ложится на плечи автомобилиста.

Поэтому каждый водитель должен хоть немного разбираться в устройстве своего автомобиля , и начать нужно именно с двигателя. Безусловно, современные автомобильные компании выпускают множество автомобилей с разными типами моторов, но чаще всего производителями в конструкциях используются двигатели внутреннего сгорания. Они обладают высоким КПД и при этом обеспечивают высокую надёжность работы всей системы.

Внимание! В большинстве научных статей двигатели внутреннего сгорания сокращённо называются ДВС.

Какими бывают ДВС

Перед тем как приступить к подробному изучению устройства ДВС и их принципа работы, рассмотрим, какими бывают двигатели внутреннего сгорания. Сразу нужно сделать одно важное замечание. За более чем 100 лет эволюции учёными было придумано множество разновидностей конструкций, у каждой из которых есть свои преимущества. Поэтому для начала выделим основные критерии, по которым можно различить данные механизмы:

  1. В зависимости от способа создания горючей смеси все ДВС делятся на карбюраторные, газовые и инжекторные устройства. Причём это класс с внешним смесеобразованием. Если же говорить о внутреннем, то — это дизели.
  2. В зависимости от типа топлива ДВС можно разделить на бензиновые, газовые и дизельные.
  3. Охлаждение устройства двигателей может быть двух типов: жидкостным и воздушным.
  4. Цилиндры могут располагаться как друг напротив друга, так и в форме буквы V.
  5. Смесь внутри цилиндров может воспламеняться посредством искры. Так происходит в карбюраторных и инжекторных ДВС или за счёт самовоспламенения.

В большинстве автомобильных журналов и среди профессиональных автоэкспортов принято классифицировать ДВС, на такие типы:

  1. Бензиновый двигатель. Это устройство работает за счёт бензина. Зажигание происходит принудительно при помощи искры, которую генерирует свеча. За дозировку топливно-воздушной смеси отвечают карбюраторные и инжекторные системы. Воспламенение происходит при сжатии.
  2. Дизельные . Двигатели с устройством такого типа работают за счёт сгорания дизельного топлива. Главная разница в сравнении с бензиновыми агрегатами заключается в том, что горючее взрывается благодаря повышению температуры воздуха. Последнее становится возможным из-за роста давления внутри цилиндра.
  3. Газовые системы функционируют при помощи пропан-бутана. Зажигание происходит принудительным образом. Газ с воздухом подаётся в цилиндр. В остальном устройство подобного ДВС аналогично бензиновому мотору.

Именно такая классификация используется чаще всего, указывая на конкретные особенности системы.

Устройство и принцип работы

Устройство двигателя внутреннего сгорания

Лучше всего рассмотреть устройство ДВС на примере одноцилиндрового двигателя. Главной деталью в механизме является цилиндр. В нём находится поршень, который двигается вверх-вниз. При этом есть две контрольные точки его передвижения: верхняя и нижняя. В профессиональной литературе они именуются как ВМТ и НМТ. Расшифровка следующая: верхняя и нижняя мёртвые точки.

Внимание! Поршень также соединяется с валом. Соединительным звеном служит шатун.

Главная задачу шатуна — это преобразование энергии, которая образовывается в результате движения поршня вверх-вниз во вращательное. Результатом подобного преобразования является движение автомобиля в нужное вам направление. Именно за это отвечает устройство ДВС. Также не стоит забывать про бортовую сеть, работа которой становится возможной благодаря энергии, выработанной двигателем.

Маховик крепится к концу вала ДВС. Он обеспечивает стабильность вращения коленчатого вала. Впускной и выпускной клапаны находятся вверху цилиндра, который, в свою очередь, накрывается специальной головкой.

Внимание! Клапаны открывают и закрывают соответствующие каналы в нужное время.

Чтобы клапаны ДВС открылись, на них воздействуют кулачки распредвала. Происходит это посредством передаточных деталей. Сам вал двигается при помощи шестерней коленчатого вала.

Внимание! Поршень свободно движется внутри цилиндра, застывая на миг то в верхней мёртвой точке, то в нижней.

Чтобы устройство ДВС функционировало в нормальном режиме, горючая смесь должна подаваться в чётко выверенной пропорции. В противном случае возгорание может не произойти. Огромную роль также играет момент, в который происходит подача.

Масло необходимо для того, чтобы предотвратить преждевременный износ деталей в устройстве ДВС. В общем, всё устройство двигателя внутреннего сгорания состоит из таких основных элементов:

  • свечей зажигания,
  • клапанов,
  • поршней,
  • поршневых колец,
  • шатунов,
  • коленвала,
  • картера.

Взаимодействие этих системных элементов позволяет устройству ДВС вырабатывать нужную для передвижения автомобиля энергию.

Принцип работы

Рассмотрим, как работает четырёхтактный ДВС. Чтобы понять принцип его работы, вы должны знать значение понятия такт. Это определённый промежуток времени, за который внутри цилиндра осуществляется нужное для работы устройства действие. Это может быть сжатие или воспламенение.

Такты ДВС образуют рабочий цикл, который, в свою очередь, обеспечивает работу всей системы. В процессе этого цикла тепловая энергия преобразуется в механическую. За счёт этого происходит движение коленчатого вала.

Внимание! Рабочий цикл считается завершённым после того, как коленчатый вал сделает один оборот. Но такое утверждение работает только для двухтактного двигателя.

Здесь нужно сделать одно важное объяснение. Сейчас в автомобилях преимущественно используется устройство четырёхтактного двигателя. Такие системы отличаются большей надёжностью и улучшенной производительностью.

Для совершения четырёхтактного цикла нужно два оборота коленчатого вала. Это четыре движения поршня вверх-вниз. Каждый такт выполняет действия в точной последовательности:

  • впуск,
  • сжатие,
  • расширение,
  • выпуск.

Предпоследний такт также называется рабочим ходом. Про верхнюю и нижнюю мертвые точки вы уже знаете. Но расстояние между ними обозначает ещё один важный параметр. А именно, объём ДВС. Он может колебаться в среднем от 1,5 до 2,5 литра. Измеряется показатель посредством плюсования данных каждого цилиндра.

Во время первого полуоборота поршень с ВМТ перемещается в НМТ. При этом впускной клапан остаётся открытым, в свою очередь, выпускной плотно закрыт. В результате данного процесса в цилиндре образуется разряжение.

Горючая смесь из бензина и воздуха попадает в газопровод ДВС. Там она смешивается с отработанными газами. В результате образуется идеальное для воспламенения вещество, которое поддаётся сжатию на втором акте.

Сжатие происходит тогда, когда цилиндр полностью заполнен рабочей смесью. Коленчатый вал продолжает свой оборот, и поршень перемещается из нижней мёртвой точки в верхнюю.

Внимание! С уменьшением объёма температура смеси внутри цилиндра ДВС растёт.

На третьем такте происходит расширение. Когда сжатия подходит к своему логическому завершению свеча генерирует искру и происходит воспламенение. В дизельном двигателе всё происходит немного по-другому.

Во-первых, вместо свечи установлена специальная форсунка, которая на третьем такте впрыскивает топливо в систему. Во-вторых, внутрь цилиндра закачивается воздух, а не смесь газов.

Принцип работы дизельного ДВС интересен тем, что в нём топливо воспламеняется самостоятельно. Происходит это за счёт повышения температуры воздуха внутри цилиндра. Подобного результата удаётся добиться за счёт сжатия, в результате которого растёт давление и повышается температура.

Когда топливо через форсунку попадает внутрь цилиндра ДВС, температура внутри настолько высока, что возгорание происходит само собой. При использовании бензина подобного результата добиться нельзя. Всё потому что он воспламеняется при гораздо более высокой температуре.

Внимание! В процессе движения поршня от произошедшего внутри микровзрыва деталь ДВС совершает обратный рывок, и коленчатый вал прокручивается.

Последний такт в четырёхтактном ДВС носит название впуск. Он происходит на четвёртом полуобороте. Принцип его действия довольно прост. Выпускной клапан открывается, и все продукты сгорания попадают в него, откуда в выпускной газопровод.

Перед тем как попасть в атмосферу отработанные газы из обычно проходят систему фильтров. Это позволяет минимизировать вред, наносимый экологии. Тем не менее устройство дизельных двигателей всё равно намного более экологично, чем бензиновых.

Устройства, позволяющие увеличить производительность ДВС

С момента изобретения первого ДВС система постоянно совершенствуется. Если вспоминать первые двигатели серийных автомобилей, то они могли разгоняться максимум до 50 миль в час. Современные суперкары без труда преодолевают отметку в 390 километров. Таких результатов учёным удалось добиться за счёт интеграции в устройство двигателя дополнительных систем и некоторых конструкционных изменений.

Большой прирост мощности в своё время дал клапанный механизм, внедрённый в ДВС. Ещё одной ступенью эволюции стало расположение распределительного вала вверху конструкции. Это позволило уменьшить число движущихся элементов и увеличить производительность.

Также нельзя отрицать полезность современной системы зажигания ДВС. Она обеспечивает максимально возможную стабильность работы. Вначале генерируется заряд, который поступает на распределитель, а с него на одну из свечей.

Внимание! Конечно же, нельзя забыть про систему охлаждения, состоящую из радиатора и насоса. Благодаря ей удаётся предотвратить своевременный перегрев устройства ДВС.

Итоги

Как видите, устройство двигателя внутреннего сгорания не представляет особенной сложности. Для того чтобы его понять не нужно каких-либо специальных знаний — достаточно простого желания. Тем не менее знание принципов работы ДВС точно не будет лишними для каждого водителя.

За время своего существования инженерная мысль человечества изобрела различные типы двигателей, многие из которых применяются до сих пор, но некоторые из них стали лишь историческим фактом.

На данный момент все типы двигателей разделяются на следующие типы:

  • Электрические;
  • Гидравлические;
  • Тепловые.

Их название в первую очередь зависит от того, какой тип энергии они преобразуют в работу. К примеру, работа теплового двигателя основана на превращении энергии нагрева в механическое движение. Они в свою очередь бывают также двух типов:

  • С внешним сгоранием топлива. К ним относятся паровые моторы, а также двигатель Стирлинга.
  • С внутренним сгоранием. Их устанавливают в технику, начиная от транспортной авиации, морских перевозок и заканчивая автомобильным транспортом.

Именно двигателями внутреннего сгорания оборудовано большинство транспортных средств, используемых во всем мире. В этой статье мы расскажем о видах ДВС, а также об устройстве и работе ДВС поршневого типа.

ДВС, что это такое в машине?

Двигатель внутреннего сгорания, сокращенно ДВС - это мотор, тепловая машина, где химическая энергия углеводородного топлива, жидкого или газообразного, которое сгорает в рабочей камере сгорания, превращается в полезную работу. ДВС является "сердцем" автомобиля, поскольку именно в двигателе вырабатываемое тепло превращается в механическую энергию движения.

Каждый, кто задается вопросом о ДВС, что это такое в машине, должен понимать, что современный технический прогресс создал большое разнообразие видов двигателей внутреннего сгорания.

Виды ДВС

В зависимости от типа рабочего механизма все разнообразие ДВС можно разделить на несколько категорий, встречаются:

  • Газотурбинные;
  • Роторные;
  • Поршневые.

Именно за счет этих механизмов в камере сгорания может осуществляться процесс превращения тепловой энергии в движущую силу, собственно за счет поршня, ротора или турбины. Давайте рассмотрим принцип работы каждого типа ДВС более подробно.

Газотурбинный двигатель

Работа газотурбинного двигателя основана на том, что топливо, воспламеняясь, толкает лопасти турбины. Другими словами происходит вращение лопастей за счет расширяющегося газа. И чем выше температура горения топлива, тем больше КПД у данного двигателя.

В свою очередь различают одновальные и двухвальные газотурбинные двигатели. Одновальные моторы имеют одну турбину, двухвальные - две. Помимо этого двухвальные агрегаты выдерживают большую нагрузку, чем одновальные. Такие двигатели чаще всего можно встретить в грузовых автомобилях, на кораблях, локомотивах, самолетах.

Роторный ДВС

Принцип работы роторного двигателя основан на постоянном вращении ротора с переменной тактов работы. Роторный двигатель имеет всего лишь один поршень, который одновременно и является ротором. Он вращается в цилиндре специальной формы, приспособленной для него.

Ротор в свою очередь соединен с валом и зубчатой передачей со стартером. Его лопасти при вращении ротора попеременно перекрывают камеру, где и сгорает топливо. Такой мотор имеет сбалансированную конструкцию, небольшой вес и компактный размер. Однако топлива подобный агрегат потребляет на 100 километров пути гораздо больше, чем поршневой двигатель.

Роторный двигатель в разное время ставился на некоторые модели "Мерседес", "Шевроле" и "Ситроен". Также в прошлом двигатель такой конструкции устанавливали и на моделях "ВАЗ-2108" и " ВАЗ-2109". В настоящее время роторный мотор можно увидеть на модели RX8 концерна "Мазда". Однако с 2012 года ее производство прекращено. На данный момент концерн готовит к выпуску новую модель спорткара "Мазда RX-9".

Поршневой двигатель

В ДВС с поршневым принципом работы камера сгорания находится внутри цилиндра, где сам поршень выполняет функцию подвижной части, которая в зависимости от этапа сгорания топлива и такта работы мотора поднимается или опускается. В свою очередь в двигателе автомобиля может находиться определенное число цилиндров. Их поршни через передаточный механизм приводят в движение коленвал, который и преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное, что в конечном итоге и позволяет колесам автомобиля вращаться.

Поршневой двигатель самый распространенный в автостроении из-за своих положительных характеристик:

  • Высокой мощности и надежности, в сравнении с другими типами ДВС;
  • Лучшей экономичности;
  • А также благодаря своим достаточно компактным размерам.

Классификация ДВС поршневого типа

Данные типы двигателей можно классифицировать по используемому горючему, встречаются:

  • Бензиновые;
  • Дизельные;
  • Газовые ДВС.

Также двигатели поршневого типа можно классифицировать по системе зажигания, они разделяются:

  1. На ДВС с принудительным воспламенением топлива;
  2. На двигатели, в которых топливо самовоспламеняется от сжатия.

В двигателях первого типа с принудительным возгоранием поджиг горючей смеси происходит за счет электрической искры, которая вырабатывается системой зажигания и подается через свечу прямо в цилиндры. В качестве топлива в них чаще всего используется бензин, реже можно встретить модели, работающие на газе.

Помимо этого бензиновые двигатели могут также различаться и способом подачи горючей смеси в рабочую камеру сгорания. Делятся они на карбюраторные и инжекторные системы.

Дизельные же двигатели относятся к моторам, где возгорание топлива осуществляется самопроизвольно, от сжатия его поршнем. В ДВС этого типа используется преимущественно наиболее экологическое дизельное топливо, но при необходимости двигатель может работать и на других горючих жидкостях, начиная от керосина и мазута, и заканчивая рапсовым и пальмовым маслом.

В свою очередь двигатели внутреннего сгорания также различаются количеством тактов в рабочем цикле. Встречаются четырехтактные и двухтактные моторы. Каждый из них имеет свои как положительные стороны, так и отрицательные. Однако четырехтактные ДВС самые распространенные из всех поршневых. Двухтактные же моторы в современных автомобилях не используются.

Поршневые типы двигателей по расположению цилиндров в моторе также разделяются на несколько подвидов, самыми распространенными из них являются:

  • Рядные двигатели. В ДВС данной конструкции цилиндры выстроены в один ряд, и поршни вращают общий коленвал. Такие двигатели также обозначаются индексом "Rx", где X - число цилиндров.
  • V-образные моторы. Этот тип двигателя отличается от предыдущего тем, что цилиндры в нем расположены напротив друг друга в виде буквы "V", при этом могут образовывать угол от 10 до 120 градусов. Такая конструкция в свою очередь позволяет значительно уменьшить длину двигателя.
  • Vr-образная конструкция представляет собой нечто среднее между рядным и V-образным двигателем. При этом угол между цилиндрами в нем максимально мал, всего 15 градусов.
  • Оппозитные ДВС. Отличительной особенностью этих двигателей является угол между цилиндрами, который составляет целых 180 градусов.

Устройство двигателя внутреннего сгорания

В первую очередь необходимо помнить, что ДВС состоит из множества составляющих элементов и вспомогательных систем, являющихся составной частью двигателя. Для упрощения их можно сгруппировать в следующе группы:

  • Кривошипно-шатунный механизм;
  • Газораспределительный механизм;
  • Система смазки и охлаждения;
  • Топливная и выхлопная система;
  • Система зажигания.

Давайте разберем каждую часть более подробно.

Кривошипно-шатунный механизм

Кривошипно-шатунный механизм – одно из важнейших устройств в поршневом двигателе. Именно этот механизм выполняет две важные функции в машине - вырабатывание тепла и преобразование этой энергии в механическую работу. Состоит данный механизм из следующих деталей:

  • Блок цилиндров;
  • Головка блока цилиндров (ГБЦ);
  • Системы передачи движений от поршней на коленчатый вал;
  • Коленвал с маховиком.

Блок цилиндров является основой, на которой размещается множество навесных частей мотора, таких как ГБЦ и картер. Помимо этого также выполняет функцию каркаса для размещения в нем цилиндров.

Газораспределительный механизм

В свою очередь головка блока цилиндров является основой для такого важного составляющего мотора как механизм газораспределения, который расположен в полости головки, называемой картер. Именно за счет данного механизма в цилиндры своевременно поступает необходимое количество топливной смеси, а также выводятся продукты сгорания из цилиндров. Осуществляется этот процесс за счет клапанов, которые открываются и закрываются в определенный промежуток времени на разных этапах работы двигателя.

Механизм газораспределения состоит также из множества составляющих, к ним относятся такие элементы как:

  • Распределительный вал. В зависимости от конкретного двигателя распредвал может быть один или их может быть два на каждый ряд цилиндров.
  • Клапана, которые делятся на впускные и выпускные.
  • Различные детали привода клапанов и элементов газораспределительного механизма.

Механизм газораспределения приводится в действие от коленвала, связан с распредвалом посредством ремня или цепи, который при вращении с помощью передаточных систем и нажимает на клапана, тем самым заставляя их в нужный момент открываться и закрываться. Все это крепится на специальной площадке головки блока цилиндров. ГБЦ же присоединяется к блоку цилиндров с помощью особых винтов и специальной соединительной прокладки.

Система питания

Работа системы питания заключается в создании горючей смеси путем смешивания воздуха с топливом в определенных пропорциях, оптимальных для работы двигателя.

  1. В карбюраторных моторах процесс смешивания протекает в самом карбюраторе за счет разницы давления, возникающего при работе поршня в цилиндре. Затем данная смесь попадает в рабочие камеры цилиндров через впускной коллектор и клапаны.
  2. В инжекторных ДВС процесс приготовления топливной смеси происходит во впускном коллекторе (встречаются и исключения). В двигателях этой конструкции топливо под высоким давлением впрыскивается в коллектор через такие элементы как форсунки, после чего и происходит смешивание бензина с воздухом.

В отличие от карбюраторного двигателя, насос которого является механическим, в инжекторной системе установлен электрический. Он позволяется обеспечить нужное давление в системе при подаче бензина. Весь этот процесс контролируется электронной системой автомобиля. Путем сбора информации с множества датчиков компьютер решает, в какой момент следует произвести подачу бензина. Одновременно с этим открывается нужный клапан, и готовая топливная смесь подается в цилиндр.

Система зажигания

Система зажигания предусмотрена в конструкциях только бензиновых ДВС. Работа данной системы заключается в поджиге топливной смеси в камере сгорания. Происходит это действие в определенный промежуток времени с помощью свечи зажигания. Между электродами свечи проскакивает электрическая искра, которая и воспламеняет горючую смесь в нужный момент.

В дизельных же двигателях системы зажигания попросту нет, поскольку топливо в ДВС этой конструкции самовоспламеняется за счет сжатия. Вместо свечи в них установлена форсунка высокого давления, которая впрыскивает дизельное топливо под высоким давлением прямо в цилиндр. Причем это происходит в тот момент, когда воздух в цилиндре уже сжат и разогрет порядка до 700 градусов. Именно при этой температуре дизтопливо способно самовоспламеняться, что и происходит практически сразу после его впрыска в цилиндр.

Выхлопная система

Выхлопная система служит для отвода отработанных газов из камеры сгорания наружу. В первую очередь отработавшие газы попадают из головки блока цилиндров в выпускной коллектор. Он собирает газы из каждого цилиндра индивидуально и направляет их в одну трубу.

Далее отработавшие газы проходят через каталитический нейтрализатор, где вредные газы превращаются в менее опасные. Хотя его может и не быть, если автомобиль достаточно старый. Тогда газы поступают сразу в глушитель, который уменьшает шум выхлопа, после чего они просто выходят через выхлопную трубу.

Стоит отметить, что выхлопная труба обычно располагается в задней части автомобиля, поскольку именно оттуда выхлопные газы имеют меньше всего шансов попасть в салон.

Система смазки

Итак, мы с вами познакомились с двумя механизмами, которые применяются в автомобильном двигателе, это кривошипно-шатунный и механизм газораспределения. Стоит обратить внимание на то, что детали этих механизмов соприкасаются друг с другом и двигаются относительно друг друга. Как известно из школьного курса физики трущиеся детали приводят к износу друг друга, то есть они просто изнашиваются и для того чтобы снизить износ, как правило, используют смазывающие средства. В автомобильных двигателях для смазки трущихся деталей, снижения их износа и уменьшения силы трения между деталями для увеличения КПД мотора применяется система смазки.

На этой схеме мы видим часть системы смазки, внизу располагается так называемый картер, это некий поддон в котором находится смазочное масло. В первую очередь масло под давлением подается в масляный фильтр, там очищается и по одним каналам попадает к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала. По другим каналам масло подводится в газораспределительный механизм, поскольку распредвал также испытывает трение и соответственно должен смазываться.

После того как масло сделало свое дело, смазало все необходимые детали, оно стекает по каналам обратно в поддон. Таким образом, происходит круговорот, стекающее масло через сетку попадает в масляный насос, затем в фильтр, после в систему смазки, возвращается в картер и опять по кругу.

Стоит отметить, если по каким-то причинам масло не может попасть в фильтр, то при превышении давления определенного значения открывается редукционный клапан и лишнее масло стекает обратно в поддон, что предотвращает поломку масляного насоса. Также на некоторых мощных моторах в системе предусматриваются еще и радиаторы для того, чтобы это моторное масло охлаждать.

Система охлаждения

Как известно во время работы ДВС выделяется большое количество тепла. Цилиндр двигателя может нагреться до нескольких сотен градусов. Поэтому для того чтобы отвести лишнее тепло от самых разогреваемых деталей применяется система охлаждения двигателя.

Для этого в автомобильных моторах предусмотрены специальные полости, которые заполнены охлаждающей жидкостью. И вот эта жидкость, двигаясь по системе охлаждения, принудительно омывает стенки цилиндров и другие наиболее горячие элементы, отбирая у них тепло.

Практически во всех современных ДВС установлена система охлаждения жидкостного типа, которая состоит из следующих элементов:

  • Радиатор с вентилятором системы охлаждения;
  • Термостата;
  • Водяной помпы;
  • Расширительного бачка;
  • Радиатора и вентиляторов системы отопления салона;

Принцип работы системы охлаждения на всех двигателях примерно одинаков. В целом работает система в двух режимах:

  1. До температуры срабатывания термостата. Когда охлаждающая жидкость в системе течет по малому кругу, протекает лишь в самом двигателе.
  2. Выше температурного порога срабатывания термостата. Когда температура охлаждающей жидкости превышает заданный температурный порог, при котором срабатывает термостат. При этом внутренние каналы системы охлаждения переключаются, и жидкость начинает течь по большому кругу, в частности через радиатор охлаждения.

Температура срабатывания термостата, как правило, составляет около 90 градусов. На разных моделях автомобилей это значение может немного отличаться. Таким образом, данная система не позволяет двигателю перегреться, отводя тепло от самых горячих элементов и поддерживая оптимальную температуру работы мотора.

Такты работы двигателя внутреннего сгорания

Тактом называют процесс, который происходит в цилиндре за одно движение поршня в нижнюю или верхнюю мертвую точку, а сумму этих тактов, как правило, называют рабочим циклом ДВС. Как уже было сказано выше, бывают двухтактные и четырехтактные двигатели.

Четырехтактный ДВС

Если ДВС осуществляет четыре этапа рабочего цикла, то двигатель называют четырехтактным. Давайте разберем каждый такт данного типа двигателя более детально.

  1. Первый такт называется "впуск". Он сопровождается образованием горючей смеси из поступающего топлива и воздуха. Далее происходит подача горючей смеси в камеру сгорания через впускной клапан за счет снижения давления в цилиндре, когда поршень движется вниз.
  2. Второй такт определяется как "сжатие". В этот момент впускной клапан закрывается, и поршень поднимается в верхнюю мертвую точку, сжимая топливо. Таким образом, первые два такта производят один поворот коленвала.
  3. Третий такт имеет название "рабочий ход". Топливо поджигается искрой от системы зажигания, либо оно впрыскивается и самовоспламеняется от сжатия в случае дизельного ДВС. После чего в камере сгорания происходит воспламенение горючей смеси с образованием большого количества продуктов распада. Благодаря этому явлению давление в цилиндре резко увеличивается, опуская при этом поршень в низ. Такое движение поршня запускает второй оборот коленвала.
  4. Последний такт называется "выпуск". Данный процесс сопровождается открытием выпускного клапана, после чего поршень снова поднимается вверх и выхлопные газы просто выводятся из камеры цилиндра через открытый клапан.

Рабочий цикл четырехтактного ДВС, благодаря движению поршней в моторе, позволяет произвести два оборота коленчатого вала, которые в конечном итоге и преобразуются во вращение колес.

Двухтактный мотор

В двухтактных же моторах, полный рабочий цикл протекает всего за два этапа работы поршня, называемых:

  1. Сжатие;
  2. Рабочий ход.

Такт "сжатия" начинается с движения поршня из нижнего положения в верхнее. В этот момент происходит единый процесс газообмена, называемый продувкой, при котором закрывается сначала продувочное, а потом и выпускное отверстие. Далее происходит процесс сжатия топливной смеси поршнем. Одновременно с этим в картере под поршнем создается разряжение, благодаря этому через открытый впускной клапан в кривошипную камеру подается топливная смесь.

Такт "рабочий ход" берет свое начало уже с верхнего положения поршня, когда сжатая горючая смесь воспламеняется от искры. После этого происходит расширение сгорающего топлива, и поршень начинает двигаться в низ. Этим действием поршень также создает давление в картере под кривошипной парой и тем самым закрывает впускной клапан, не позволяя газам попасть обратно во впускной коллектор.

Рейтинг 4.75