Обо Всём. ГАЗ Валдай — обновленный грузовик Рулевая система и другие вспомогательные системы

ГАЗ-3310 - грузовик российского производства, относящийся к классу N2 категории MCV. Сборкой занимались на ГАЗ в течение 11 лет (2004-2015). Для управления этим транспортом нужны права с категорией «С».

Первая информация об автомобиле появилась в 1999 году. В последующие три года о нём мало, кто знал, пока в 2002 году не состоялся дебют на Московском Автосалоне. Серийное производство из-за различных трудностей удалось наладить только к 2004 году. На протяжении всей истории производства транспорт регулярно дорабатывали, улучшая его качество и стабильность.

Какие работы проходили над двигателем ГАЗ-3310 Валдай?

Изначально инженеры планировали поместить под капот ГАЗ-562. Данный силовой агрегат представлял собой российскую версию зарубежного Steyr M1, собранную по лицензии конструкторами ГАЗ. От этой идеи отказались из-за сложности конструкции, неремонтопригодности и высокой себестоимости. Такая техника уступала бы по цене основным конкурентам.

Вторая попытка ознаменована итальянской силовой установкой IVECO, питающейся дизельным топливом. Двигатель при объёме 3,9 литра развивал до 136 лошадиных сил. По неизвестным причинам от использования этого варианта отказались.

Конечный выбор пал на минскую разработку - ММЗ-245. В последние годы выпуска этим силовым агрегатом комплектовали все экземпляры ГАЗ 3310 (Валдай), отправляемые в другие страны.

Машины, используемые в России, оснащали мотором Cummins ISF 3.8. Для потребителей существовало несколько вариантов, которые отличались друг от друга мощностью и максимальным крутящим моментом.

Компания Cummins, основанная в Америке, была известна производством дизельных силовых агрегатов. Она работала более чем в 20 странах, включая Россию. Моторы ISF, которыми оснащали ГАЗ-3310, собирались на специализированном предприятии в Китае, которое обеспечивало двигателями до 400 тысяч авто в год.

Американская силовая установка была оснащена турбокомпрессором. Главной особенностью являлся чугунный безгильзовый блок. Все цилиндры (на каждый приходится по четыре клапана)были помещены под одну общую головку. Рядом с маховиком располагалась однорядная цепь, которая выступала в роли привода газораспределительного механизма. Вместе с композитами для поддона и клапанной крышкой это конструкционное решение обеспечивало минимальный уровень шума от работы силового агрегата.

Инженеры долго определяли оптимальные конфигурации для двигателя. Было принято решение установить среднюю мощность. Этого хватало для передвижения по российским дорогам и не перегружало трансмиссию, в результате чего она служила долгие годы без серьёзных поломок. На 100 километров в городских условиях владельцы тратили 14-17 литров топлива.

За счёт использования качественных материалов производителю удалось добиться большого запаса рабочего ресурса - 500 тысяч километров без серьёзных поломок. Пользователю необходимо было следить за мотором, регулярно проводить технический осмотр, чтобы он прослужил максимально долго.

Несколько слов о двигателе Cummins ISF 3.8

Силовая установка Cummins ISF 3.8 , которую использовали в ГАЗ-3310, обладала следующими техническими характеристиками:

  • Объём - 3,76 литра;
  • Система охлаждения - жидкостная;
  • Мощность - 143-170 лошадиных сил;
  • Наибольший крутящий момент - 450-600 Нм при 1200-1300 оборотах.

В конструкции присутствовал радиальный топливный насос высокого давления фирмы Common Rail, которая принадлежит BOSCH. Насос был дополнен электромагнитным регулятором и подкачивающим насосом механического типа. В системе использовались два фильтра: предварительной и тонкой очистки. В устройстве также были предусмотрены топливоподкачивающий насос ручного действия и электрический подогреватель дизеля. Очищающие элементы сменные, установить новый мог любой водитель за несколько минут.

Трансмиссия ГАЗ-3310 Валдай

Продукты Горьковского автомобильного завода всегда славились надёжными механизмами трансмиссии, поэтому инженеры не стали придумывать что-то новое. Они составили систему из комплектующих, которые ранее уже использовали в других машинах. Единственным нововведением стало диафрагменное сцепление, состоящее из одного диска.

Все разновидности ГАЗ-3310 получили механическую коробку передач с пятью скоростями. Её дополнили валом отбора мощности. Для производства картера использовали сплав алюминия. Прочность повысили развитыми рёбрами жёсткости. Чтобы увеличить запас рабочего ресурса, конструкторы сделали разъём вертикальным.

Задний мост переняли с легендарного ГАЗ-53. Его оборудовали современными деталями, сохранив высокое качество и надёжность. У гипоидного редуктора, состоящего из одной ступени, снизили передаточное число до 2,417. На этот шаг специалисты предприятия пошли из-за маленького диаметра колёс и пониженных оборотов дизельного двигателя. Многие потребители просили инженеров внедрить в устройство дифференциал повышенного трения с ГАЗ-66 для повышения проходимости по просёлочной местности и бездорожью. Однако многочисленные просьбы не были услышаны, поэтому ГАЗ Валдай навсегда остался транспортом для городской среды.

Что нового в ходовке ГАЗ-3310 Валдай ?

Рама автомобиля состояла из лонжеронов. В каждой части высота профиля менялась, а толщина металла была везде неизменна - 6 миллиметров. Для снижения себестоимости производства модификаций инженеры внедрили в конструкцию рамы возможность устанавливать вставки на заклёпках в лонжероны. Это удобно и экономично, так как для каждой разновидности требовалась разная колёсная база и прочность. Вставки позволяли быстро регулировать данные параметры, не нарушая работу редуктора.

Подвеску подвергли серьёзным изменениям. Коренные листы рессор получили витые ушки. В областях соединения с рамой установили сайлентблоки. Рессоры, устанавливаемые в передней части, состояли из 75-миллиметровых листов. Сзади рессоры получили три прямых листа из одиннадцати. Их также лишили подрессорников, которые много лет использовали на различных продуктах Горьковского автомобильного завода. В совокупности все конструкционные решения подвески обеспечили плавный ход, высокую устойчивость на любом покрытии и стабильную работу редуктора.

Все тормозные механизмы были дискового типа. Разработчики машины отказались от отечественного пневматического привода, заказав его в другой стране у авторитетного производителя. Благодаря этому водители получили возможность транспортировать за собой прицепы, которые имели аналогичное устройство тормозной системы. Торможение грузовика улучшилось за счёт отказа от гидравлического механизма в пользу современного варианта.

Так как руководство компании изначально планировало поставлять ГАЗ-3310 в другие страны, инженерам пришлось «подгонять» его под европейские стандарты. Один из таких - ISO, который фиксирует способ крепления колёс. Ступицы оснастили посадочными местами. Колёса фиксировались шестью гайками с шайбами.

ГАЗ-3310 технические характеристики:

  • Полный вес - 7,4 тонн;
  • Снаряжённая масса - 3,4-3,5 тонны (зависит от модификации);
  • Грузоподъёмность - 3,4-3,8 тонны;
  • Колёсная база - 3,3-4 метра;
  • Вместимость - 3 или 6 мест;
  • Максимальная скорость - 95-105 км/ч.

Кабину делали в соответствии с привычным «газелевским» стилем. Однако изменения были видны с первого взгляда. Конструкторы увеличили крылья посредством пластиковых элементов, изменили дизайн решётки радиатора, переделали бампер (сделали его из трёх частей, центральная - металлическая). На приборную панель добавили новые индикаторы. Единственным минусом считалась педаль газа с электронным приводом. Она не сильно отличалась от классического варианта, но требовала дополнительных затрат при обслуживании автомобиля.

Дополнительные системы ГАЗ-3310 Валдай

Машину оснастили несколькими вспомогательными механизмами, которые упрощали работу, повышали комфорт и безопасность. К ним относились: гидроусилитель руля, АБС, круиз-контроль и подвеска двигателя ANVIS.

Транспорт адаптировали под суровую российскую зиму, снабдив его предпусковым подогревателем и редуктором от ГАЗ-53. Подогрев осуществлялся за счёт спирали, расположенной во внутреннем коллекторе, которая нагревала воздух. Также владелец имел возможность подключить дополнительные обогревающие приборы в сеть на 220 вольт. На подогрев силового агрегата уходило не более 2-3 минут. Кроме этого, такая система обеспечивала подогрев масла в поддоне картера.

Модификации ГАЗ-3310 Валдай

На базе стандартного автомобиля ГАЗ-3310 конструкторы разработали несколько разновидностей, многими из которых пользуются и сегодня:

  • 33101 - длинная версия машины, под капотом которой находился ГАЗ-562. Модель не вошла в серийное производство;
  • 33104 - турбодизельная техника, которую оснащали минской силовой установкой Д-245;
  • 331041 - аналогичная предыдущей модель с длинной базой;
  • 331043 - разновидность получила сдвоенную кабину, рассчитанную на шестерых пассажиров;
  • 33106 - версия с американским силовым агрегатом Cummins ISF 3.8;
  • 331061 - предыдущая модификация, но с длинной базой;
  • 331063 - автомобиль получил сдвоенную кабину с двумя спальными местами;
  • 33104В - тягач седельного типа, который использовали для буксировки бортового полуприцепа;
  • 43483 - опытный образец, который получил подвеску повышенной прочности и улучшенный редуктор. Массовый выпуск не осуществлялся;
  • САЗ-2505 - самосвал с задней разгрузкой, сделанный на базе шасси 33104. Перевозил до 3 000 килограммов груза, объём кузова составлял 3,78 кубических метра;
  • САЗ-2505 - улучшенная версия самосвала. Грузоподъёмность повысили до 3 180 килограммов, объём кузова до 5 кубических метров. Разгрузка осуществлялась со всех бортов;
  • САЗ-3414 - тягач седельного типа, который выпускался по спецзаказам государственных структур.

Шасси использовали для установки различных надстроек, которые применяли в коммунальных службах, сельском хозяйстве и т.п.

Какой можно сделать вывод?

ГАЗ-3310 Валдай - качественный продукт, который служил верой и правдой своим владельцам 11 лет. За это время автомобиль собрал огромное количество положительных отзывов, которые подтверждают его высокое качество. Сегодня экземпляры последних лет выпуска можно купить на вторичном рынке за 0,9-1 млн рублей.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

После развала в конце 90-х картеля с АМО-ЗИЛ, Горьковский автозавод озаботился созданием, востребованного рынком низкорамного развозного среднетоннажного автомобиля для перевозок по дорогам улучшенных категорий. Первые образцы создавались совместно с Минским автозаводом, однако в дальнейшем минчане в одностороннем порядке отказались от поставок на ГАЗ своих кабин типа МАЗ-5336 и запустили в производство семейство пяти тонных низкорамных грузовиков МАЗ-4370 “Зубрёнок”.

ГАЗу пришлось самостоятельно разрабатывать кабину под имевшееся шасси. Для нее была использована силовая основа кабины сверх-популярной ГАЗель (ГАЗ-3302). 21 декабря 2004 года Горьковский автозавод приступил к серийному производству нового 3,5-тонного грузового автомобиля ГАЗ-3310 “Валдай” полной массой 7,3 тонны предназначенного прежде всего для городских развозных операций, а также для работы на междугородных маршрутах и для установки различных надстроек и специального оборудования.

Разрабатывавшийся с середины девяностых годов, он максимально унифицирован с уже выпускающимися автомобилями ГАЗ и выполнен в соответствии с мировыми тенденциями автомобилестроения. Он обладает достаточно современным дизайном, хорошими эксплуатационными и экологическими показателями, представляя одно из лучших достижений отечественной автомобильной промышленности в грузовом секторе. Конструкция “Валдая” является сочетанием традиционных для ГАЗа прочности, надежности и долговечности с самыми передовыми достижениями.

От предшественников марки ГАЗ он отличается повышенной экономичностью и безопасностью, достаточной на сегодня экологической чистотой, высокой маневренностью и низкой погрузочной высотой. Базовый автомобиль ГАЗ-33104 с колесной базой 3310 миллиметров снабжен мощным шасси со штампованной клепаной лонжеронной рамой с оригинальными траверсами и кронштейнами, позволяющей расширить эту гамму до модификаций грузоподъемностью 5 тонн.
На нем устанавливается более экономичный четырех цилиндровый дизельный двигатель ММЗ Д-245.7Е2 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением мощностью 112,4 лошадиных силы с системой облегчения запуска в холодное время, соответствующий требованиям Euro-2 и обеспечивающий необходимую динамичность и максимальную скорость до 110 километров в час.

Альтернативой ему являются перспективный шести цилиндровый дизель ГАЗ-5622Е3 (Euro-3) мощностью 150 лошадок и иностранные силовые агрегаты Cummins и IVECO, развивающие 122-140 лошадиных сил. На “Валдае” используются новая передняя ось, задний мост с главной гипоидной передачей, сухое одно-дисковое сцепление и синхронизированная механическая пяти ступенчатая коробка передач от модели ГАЗ-3309, две передние мало-листовые рессоры на сайлентблок, стабилизаторы поперечной устойчивости на обоих мостах, рулевой механизм типа “винт-гайка” с гидроусилителем, позволяющий поворачивать передние колеса на угол 45 o .

Современная трех местная кабина от серии “ГАЗель-3302” с увеличенным моторным отсеком и более совершенной панелью приборов обеспечивает водителю высокий уровень комфорта. Капот, брызговики, панель моторного отсека имеют шумоизолирующее покрытие. Кабина снабжена новой облицовкой радиатора и оригинальным массивным трех секционным бампером, упрощающим его ремонт и замену. Она подвергается катафорезному грунтованию и обеспечивает повышенную долговечность. “Валдай” – первый российский серийный автомобиль, оснащенный пневматической тормозной системой с дисковыми вентилируемыми тормозами на всех колесах и АБС в стандартной комплектации.

Специально для него было освоено производство 17,5-дюймовых колес и радиальных бескамерных шин размером 21575R17, позволивших уменьшить погрузочную высоту до 1 метра и обеспечить радиус поворота 7 метров. Базовый вариант 33104 снабжен бортовой грузовой платформой, унифицированной с серией 3307. Его исполнениями являются длинно-базовый бортовой грузовик 331041 (колесная база – 4000 мм.) и шасси 331043 с двух рядной шести местной кабиной. Их исполнения со 140-сильным дизелем Cummins имеют индексы 33106 и 331063. В 2005 году были представлены перспективные исполнения – седельный тягач с расширенной спальной кабиной, подготовленный фирмой “Чайка Сервис” и предназначенный для работы с 5,2-тонным полуприцепом длиной 7,5-10 метров, а также вариант 33101 со 150-ти сильным дизелем ГАЗ-5622.

ГАЗ-3310 «Валдай» – это среднетоннажный низкорамный грузовой автомобиль категории «N2» с комфортабельной кабиной, надежными импортными узлами и агрегатами, а также хорошей приспособленностью к российским климатическим условиям. Выпуск «оригинального» ГАЗ-3310 начался в 2003 году – за прошедшее с тех пор время «Валдай» пережил множество модернизаций, обзавелся различными модификациями, а так же успел завоевать репутацию надежного помощника и стать одним из лидеров в своем сегменте.

Внешний облик этого грузовика частично скопирован с «ГАЗели», от которой «Валдай» унаследовал силовую структуру кабины, а также переднюю каплевидную оптику. Между тем, этот среднетоннажный грузовик получил иной бампер, модернизированный капот и другую решетку радиатора, что придало внешности автомобиля немного оригинальности и самобытности, позволяя выделиться на дороге.

Стандартная кабина для «Валдая» оснащается двумя распашными дверями с достаточно просторным проемом, крупным лобовым стеклом с хорошей обзорностью, а также большими боковыми зеркалами заднего вида с ручной регулировкой, установленных на выносных стойках, что позволяет до минимума снизить количество «мертвых зон».
Двухрядная кабина дополнительно комплектуется двумя боковыми окнами и увеличенной крышей со встроенным люком.

Интерьер машины довольно прост в оформлении, но при этом обеспечивает должный уровень комфорта и отличается качественно продуманной эргономикой, «белым пятном» в которой служат разве что кнопка клаксона, вынесенная на левый подрулевой переключатель, да морально устаревший рычаг КПП, торчащий из пола.

Стандартная кабина «Валдая» оснащается водительским и сдвоенным пассажирским креслами с тканевой обивкой, слабо выраженной боковой поддержкой, ремнями безопасности и удобными подголовниками. В модификации ГАЗ-331063 (с «двухрядной» кабиной) салон грузовика получает второй ряд сидений, рассчитанный на 4 пассажира (отметим, что посадка на второй ряд осуществляется через переднее пассажирское кресло, откидывающееся вперед, что нельзя отнести к плюсам этого автомобиля). Таким образом, вместимость этого авто составляет 3 или 7 человек (с учетом водителя), в зависимости от исполнения кабины.

Базовый бортовой грузовик «Валдай» (ГАЗ-33106) получил колесную базу 3310 мм. Габаритная длина при этом составляет 6050 мм, из которых 1030 мм приходится на передний свес, а еще 1710 мм на задний. Ширина кабины равна 2164 мм, ширина автомобиля по грузовой платформе составляет 2350 мм, а габаритная ширина с учетом зеркал достигает отметки 2643 мм. Высота по верхней точке кабины равна 2245 мм, высота по верхней точке тента – 2980 мм. Высота дорожного просвета грузовика под задним мостом составляет 177 мм.

Добавим, что в модификации ГАЗ-331061 этот автомобиль получает увеличенную до 4000 мм колесную базу и задний свес равный 2535 мм, из-за чего габаритная длина автомобиля вырастает до 7565 мм.

А в модификации ГАЗ-331063 «Валдай-Фермер» грузовик также получает колесную базу 4000 мм, но при этом на задний свес отводится 1740 мм, а габаритная длина составляет 6770 мм. Также отметим, что кабина «Фермера» немного выше, чем у стандартного «Валдая» – 2350 мм.

В базовой модификации (ГАЗ-33106) и в версии с двойной кабиной (ГАЗ-331063) «Валдай» оснащается грузовой платформой с каркасным съемным тентом и металлическими откидными бортами, высота которых составляет 515 мм. Длина и ширина грузовой платформы соответственно равны 3500 и 2176 мм. В модификации ГАЗ-331061 длина платформы увеличивается до 5000 мм. Во всех случаях высота грузового отсека по тенту не превышает 1750 мм, а погрузочная высота платформы равна 985 мм.

В зависимости от исполнения ГАЗ-33106 и его комплектации, снаряженная масса грузовика варьируется в пределах от 3325 до 3610 кг. Полная масса автомобиля во всех случаях равна 7400 кг, а его грузоподъемность по паспорту составляет 3500 кг, но производитель допускает увеличение грузоподъемности до отметки 3900 кг.

Технические характеристики. В исполнении ГАЗ-33106 «Валдай» оснащается дизельным двигателем марки Cummins ISF3.8е4R154, отвечающим требованиям экологического стандарта Евро-4. Двигатель имеет 4 цилиндра рядного расположения с общим рабочим объемом 3,76 литра, оснащен негильзованным чугунным блоком цилиндров, 16-клапанным ГРМ с цепным приводом, топливной аппаратурой Denso и системой турбонаддува с промежуточным охлаждением надувочного воздуха.
Максимальная мощность мотора составляет 152 л.с. и развивается при 2600 об/минуту. В свою очередь пик крутящего момента достигается в диапазоне от 1200 до 1900 об/минуту, при которых равен 491 Нм.

При «полной массе» этот двигатель «съедает» порядка 12,1 литра топлива на 100 км (при движении с постоянной скоростью 60 км/час). «Первую сотню» на спидометре он набирает за 40 секунд, а его максимум зафиксирован на отметке 105 км/ч.

В качестве КПП для ГАЗ-33106 используется 5-ступенчатая механическая коробка передач с алюминиевым картером, усиленными синхронизаторами и диапазоном передаточных чисел от 6,55 до 1,0. С двигателем КПП взаимодействует посредством однодискового сухого сцепления фирмы Sachs с гидравлическим приводом.

«Валдай» во всех модификациях имеет задний привод с ведущим мостом типа «банджо». Рамная конструкция автомобиля покоится на зависимой рессорной подвеске Anvis, спереди и сзади дополненной стабилизаторами поперечной устойчивости и телескопическими гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. Тормозная система грузовика получила два рабочих контура, систему ABS и дисковые тормозные механизмы с пневматическим приводом на всех колесах.
Рулевое управление – с двухшарнирным рулевым валом, а также механизм типа «винт-шариковая гайка», дополненный интегрированным гидроусилителем фирмы ZF.

Минимальный радиус поворота грузовика «Валдай» – 6,4 метра (для базовой модификации), не более 7,7 метра (для версии с увеличенной колесной базой) или 8,2 метра (для модификации ГАЗ-331063 «Валдай-Фермер»).

Цены. В базе «Валдай» оснащается 17,5-дюймовыми стальными колесными дисками, дополнительной ступенькой, защитой КПП, защитой топливного бака, галогеновой оптикой, топливным сепаратором воды, круиз-контролем, тканевым салоном и отопителем салона.
Производство автомобиля уже завершено, а на вторичном рынке РФ в 2017 году ГАЗ-33106 «Валдай» можно приобрести по цене 700 000 ~ 1 000 000 рублей (в зависимости от состояния и года выпуска).

Когда Горьковский автомобильный завод запускал в серийное производство свой первый низкорамный среднетоннажник – ГАЗ-3310 «Валдай», то в качестве силового агрегата данной машины рассматривалось несколько дизельных двигателей. Это Steyr M1, переименованный после покупки лицензии на него в ГАЗ-560; три вида моторов Iveco и Perkins. Однако все эти варианты были отклонены, в пользу «старого доброго» минского дизеля Д-245 – того самого «тракторного» мотора, который ММЗ производит с 1984 года. Именно им, в его модификации Д-245.7, оснащались все грузовики «Валдай» вплоть до конца 2010 года. Базовая модель с этим минским мотором и получила заводской индекс ГАЗ-33104.

Не будет преувеличением сказать, что уже самые первые владельцы «Газелей», в 90-е годы, мечтали об экономичном и надёжном дизеле для неё. Который, к тому же, позволил бы «нарастить мускулов» нижегородской полуторке. Те же мечты и намерения, впрочем, были и у конструкторов Горьковского автозавода. Работы над созданием более мощной и экономичной «дизельной «Газели» велись уже в середине девяностых.

Предыстория появления модификации ГАЗ-33104

Сложно сказать, почему в 1996-м была приобретена лицензия именно на «альпийскую легенду» – дизельный двигатель Steyr M1, который ни до того, ни после так и не был установлен ни на одну серийную автомашину в мире. Однако этими моторами, переименованными в ГАЗ-560, и стали оснащать новую серию среднетоннажных грузовиков из Нижнего Новгорода – ГАЗ-3310 «Валдай».

Австрийские двигатели «Штайр» собирались на ГАЗе из импортных комплектующих; далее планировалось наладить собственное их производство, с проектной мощностью в 250 тысяч моторов в год.

Однако при непосредственной эксплуатации этих экономичных двигателей на «Валдаях» выявилось, что надёжность Steyr M1 оставляет желать много лучшего. И денег, сэкономленных на топливе, вряд ли хватит на их дорогостоящие ремонты.

Опыты с вариантами, предложенными «Ивеко» и «Перкинс», также оказались неудачными. Тогда решено было оснащать ГАЗ-3310 «Валдай» автомобильной модификацией двигателя Минского моторного завода – Д-245.7. Им уже долгое время комплектовали схожий с «Валдаем» по ТТХ грузовик . И, несмотря на своё «тракторное происхождение» и соответствующий нрав (шумность, вибронагруженность), минский мотор показал себя хорошо: был не только экономичным, но и надёжным, и неприхотливым.

Технические характеристики ГАЗ-33104 «Валдай»

Двигатель Д-245.7 для «Валдая»

Двигатели Д-245, выпускаемые Минским моторном заводом с 1984-го года, имеют удачную конструкцию и завидный потенциал: они оказались весьма перспективными для выполнения различных модернизаций. На основе этого тракторного силового агрегата в 1992 году был разработан первый минский автомобильный дизель, нашедший своё применение на грузовиках ЗИЛ «Бычок».

Интересно, что специалисты Завода имени Лихачёва также искали мотор для своего среднетоннажника за границей и планировали наладить его собственное производство. А привлечение Д-245 рассматривали как «временную меру». Но – «нет ничего более постоянного, чем временное».

В начале 2000-х годов в Минске разработали и стали постоянно развивать, поспевая в ногу со временем, чисто «автомобильное» семейство двигателей Д-245.7. Оно вскоре получило широчайшее применение. Не только на среднетоннажных грузовиках, но и на автобусах.

Д-245.7 для «Валдая» представляет собой рядный 4-х цилиндровый дизельный двигатель, с рабочим объемом 4,75 литра и мощностью в 122 л.с., с максимальнымй крутящим моментом в 422 Нм. Данный мотор оснащён турбокомпрессором с интеркулером (предварительным охлаждением наддувочного воздуха).

Особенности всего семейства «.7» – применение современной электроники, в том числе и микропроцессорной системы впрыска топлива «Коммон Рэйл»; а также периодическая «подгонка» показателей под ужесточающиеся нормы экологического стандарта: Евро-1, 2, 3, а затем и Евро-4.

Так, до 2005 года двигатель Д-245.7 соответствовал стандарту Евро-1; до 2008 – Евро-2, до 2013 – Евро-3; а с 2013-го года его доработали до Евро-4. Однако «Валдаи» к этому времени уже стали оснащать более современными дизелями Камминз китайской сборки. Но больше всего грузовиков «Валдай» было выпущено всё-таки с минскими двигателями.

  • Диаметр цилиндра – 110 мм;
  • Ход поршня – 125 мм;
  • Степень сжатия – 17;
  • Частота вращения – 2400 об/мин;
  • Максимальный крутящий момент – 422 Нм (43,1 кг·м);
  • Частота вращения при максимальном крутящем моменте – 1500 об/мин.
  • Габаритные размеры двигателя – 948 х 698 х 970 мм.
  • Масса (в модификации Е-2) – 477 кг.

Модификация ГАЗ-331043 «Фермер».

Двигатель Д-245.7 укомплектован турбокомпрессором ТКР 6.1-09.03 («БЗА» г. Борисов); насосом шестерённым НШ 10Ж-З-04Л; насосом масляным «245-1403010»; стартером «7402.3708» (24V); генератором ГГ 273В1-3 (26V); топливным насосом «773.1111005-20.05Э2» («ЯЗДА» г. Ярославль).

После 2008 года, в модификации Д-245.7 Е-3, в двигателе появилась система подачи дизтоплива «Коммон Рэйл», производства компании Бош.

Двигатель ММЗ Д-245.7 достаточно свободно размещается в «Газелевском» моторном отсеке. Однако специалистам ГАЗа пришлось изменить геометрию балки переднего моста: сделать её ниже на несколько миллиметров. Снизу мотор защищёен специальными поддонами и укрыт пожаро-безопасными базальтовыми матами. Капот, брызговики, панель моторного отсека снабжены шумоизолирующим покрытием. В морозных условиях мотор Д-245.7 заводится хорошо, поскольку в головке блока имеются четыре свечи накаливания.

Трансмиссия ГАЗ-33104

За основу трансмиссии «Валдая» взята традиционная «ГАЗоновская» коробка передач, дополненная импортным однодисковым сцеплением диафрагменного типа «Sachs». КПП пяти-ступенчатая, её картер отлит из алюминиевого сплава и снабжён весьма развитыми рёбрами жёсткости. Разъём коробки передач выполнен в вертикальной плоскости, и это позволяет обеспечить его дополнительную высокую прочность и жёсткость.

Эта «старая-новая» пятиступка включается чётко при небольшом свободном ходе рычага, что позволяет быстро и без усилий переключать передачи (немаловажный, кстати, фактор во внутригородских условиях эксплуатации). Благодаря чёткой работе коробки передач, ГАЗ-33104, несмотря на полную загрузку, разгоняется уверенно и резво. Диапазон передаточных чисел - от 6,55 до 1,0. То есть пятая передача - прямая.

Экзотика: седельный тягач на базе ГАЗ-33104.

Сцепление автомобилей ГАЗ-33104 «Валдай» – постоянно замкнутое, однодисковое, сухое, с центральной нажимной диафрагменной пружиной и демпферным устройством на ведомом диске.

То же самое, за основу для заднего моста взяли фактически «неубиваемый» одноимённый узел от «заслуженного ветерана» – грузовика , знаменитое «банджо». Гипоидный одноступенчатый редуктор был оставлен, однако, с учётом более низких оборотов дизеля и значительно уменьшенным, по сравнению с 53-м «ГАЗоном», диаметром колёс, его передаточное число было снижено. У «Валдая» оно составляет 2,417 – вместо прежнего значения 6,83.

В основе всего шасси «Валдая» – рама классического «ГАЗона»-пятитонника. Таким образом, запас прочности имеется солидный, и перегрузы, как правило, проходят безнаказанно. Рама ГАЗовского среднетоннажника собрана из лонжеронов ГАЗ-3307, с оригинальными траверсами и кронштейнами. Взамен старых рессор на резиновых подушках на «Валдае» применены более длинные несимметричные малолистовые. Закреплены рессоры с помощью пальцев и серёг с сайлент-блоками. Такая конструкция придёт автомобилю заметную мягкость хода, в особенности – в гружёном состоянии.

Рулевой механизм совмещен с гидроусилителем, что в значительной степени улучшает маневренность «Валдая» и его управляемость. Это один из ключевых моментов для грузовика, предназначенного для эксплуатации, главным образом, в городе. Колёса «Валдая» можно поворачивать на угол до 45 градусов. Благодаря чему радиус разворота составляет шесть метров – и это всего лишь на пол-метра больше, чем у «Газели» (с её более скромными габаритами и меньшими весами перевозимых грузов).

Революционное отличие «Валдая» от любых его предшественников и «родичей» состоит в применении пневматического привода тормозов. Ни на одном из автомобилей Горьковского автозавода за всю его богатую историю ничего похожего не было. Ничего удивительного, что решили не «изобретать велосипед», а использовать тормозные механизмы (дисковые на всех колёсах), пневмо-компрессор и элементы ABS производства авторитетных европейских компаний «Knorr-Bremse» и «Wabco» (Германия), с узлами пневмо-системы от фирмы «Gamozzi» (Италия).

Задний мост «Валдая» в сборе.

Ещё одной отличительной особенностью «Валдая» является крепление колес по стандарту ISO. На ГАЗ-33104 теперь нет конусных гаек и футорок, а имеется посадочное место на ступице, куда встаёт диск и шесть обычных гаек с шайбами.

Интересно, что «Валдай» изначально, и с минским мотором тоже, был физически «четырёхтонником с запасом». Но его возможности занизили на бумаге, дабы покупатели не попадали под государственное требование о лицензировании перевозок. Но с 2 июня 2005 года это требование отменили федеральным законом, и надобность в «камуфляже мускульных возможностей» машины отпала.

Габариты и параметры массы ГАЗ-33104

  • Длина: 6,050 м (стандарт); 7,565 м (удлинённая до 5 м версия); 8,315 м (удлинённая до 6 м версия).
  • Ширина: по зеркалам 2,643 м; по кабине 2,164 м; по грузовой платформе 2,350 м.
  • Высота, по кабине: 2,245 м.
  • Передний свес: 1030 мм. Задний свес: 1710 мм (стандарт); 2535 мм (в удлинённых).
  • Колёсная база: 3,31 м (стандарт); 4 и 4,75 м (удлинённые).
  • Колея передних колёс, ширина: 1,740 м. Колея задних колёс, ширина: 1,702 м.
  • Дорожный просвет: 177 мм.
  • Грузовая платформа, длина: 3,660 м (стандарт); от 4,9 до 6,2 м (удлинённые версии). Ширина: 2,176 м. Высота бортов: 515 мм. Высота по тенту: 1,480 м. Габаритная высота по тенту: 2,980 м. Погрузочная высота: 1070 мм – у пустой грузовой платформы, 985 мм – у гружёной.
  • Мах угол преодолеваемого подъёма с полной нагрузкой: 25 процентов (14 градусов).
  • Вес автомашины (бортовой, без дуг и тента, в снаряжённом состоянии): 3,325 тонн (стандарт), 3,610 и 3,545 тонн (удлинённые версии).
  • Мах грузоподъёмность «Валдая», «по паспорту»: 3,925 тонн (стандарт); 3,640 и 3,480 тонн (для удлинённых версий).
  • Полная масса базовой версии ГАЗ-33104 «Валдай» – 7,4 тонны.

Основные модификации ГАЗ-33104 «Валдай» следующие: ГАЗ-331041 и ГАЗ-331042 – это с удлинёнными базами; ГАЗ-331043 – с удлинённой базой и увеличенной двойной кабиной («Фермер» так называемый). Кроме того, на шасси ГАЗ-33104 было выпущено множество машин специального назначения: эвакуаторы, ассенизаторские машины, краны-манипуляторы, самосвалы, автобусы, инкассаторские броневики, передвижные мастерские, спецмашины пожарных, спасателей и силовых структур.

Кабина автомобиля ГАЗ-33104 «Валдай»

Кабина автомобилей «Валдай» максимально унифицирована с «Газелевской». Можно даже сказать, что они идентичны. Небольшие изменения были произведены в бампере и радиаторной решётке. Бампер более массивный и состоит из трёх частей. Ещё один момент: у кабины появились подножки, поскольку она заметно выше «Газелевской». Зеркала увеличены в размерах, крепятся на других кронштейнах и снабжаются электрическим обогревом.

Интерьер и уровень комфорта в кабине «Валдая» практически те же, что и в «Газели». Рабочее место может отрегулировать под себя человек практически любой комплекции и роста: рулевая колонка сдвигается как по высоте, так и по углу наклона. А водительское кресло варьируется по высоте. При поездках на малые и средние расстояния комфорта в кабине вполне достаточно. Для «дальнобоя» – маловато: тут уже не помешало бы подрессоренное сиденье.

Модель ГАЗ 3310 «Валдай» - это среднетоннажный грузовой автомобиль, который был впервые представлен российской автомобильной компанией ГАЗ в декабре 2004 года. Он пришёл на смену прежде выпускаемой модели под названием ГАЗ 3307, рассчитанной на эксплуатацию преимущественно в сельской местности. Модель 3310 в отличие от своего предшественника имеет более низкую посадку (погрузочная высота автомобиля в груженом состоянии составляет 985 мм). Стоит отметить, что для уменьшения погрузочной высоты традиционные 20-дюймовые колеса были заменены на привычные для европейских развозных грузовиков размерностью 17,5 дюйма. Конструкция кузова ГАЗ 3310 – рамная. Сама рама собрана из лонжеронов позаимствованных у модели 3307 с оригинальными траверсами и кронштейнами. Колёсная база автомобиля составляет 3 310 мм, длина – 6 090 мм, ширина – 2 230 мм, а высота – 2 950 мм.

Помимо базовой бортовой модели существуют и другие модификации, например, версия с удлиненной колёсной базой до 4 000 мм, которая предусматривает как в бортовое исполнение, так и в виде шасси под установку фургонов или другого оборудования. «Валдай» c удлинённой базой в бортовом варианте может иметь двойную 6-местную кабину со стандартной платформой от базовой модели.

В стандартной комплектации грузовик ГАЗ 3310 оснащается двигателем ММЗ Д-245.7 с турбонаддувом и интеркулером, мощность которого составляет 122 л.с. (силовой агрегат соответствует нормам Евро 2). В качестве опции производителем предлагается оснащение автомобиля лицензионным дизелем ГАЗ-562, а также в списке предлагаемых двигателей находится целый ряд дизельных двигателей таких марок, как IVECO и CUMMINS: IVECO – FIAT – 8040.45, IVECO – SOFIM – 8140.43, IVECO – TECTOR (TCA), CUMMINS B 3,9 140 CIV. Что касается трансмиссии, то здесь устанавливается 5-ступенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех передачах кроме первой.

Уменьшение размерности колёс позволило не только снизить погрузочную высоту, но и установить новые поворотные кулаки с увеличенным углом поворота передних колёс до 43 градусов, что, в свою очередь, положительно отразилось на маневренности автомобиля - радиус разворота "Валдая" составляет всего 6.4 метра (длиннобазной версии – 7,7 м). Передняя и задняя подвески базируются на малолистовых рессорах. Пневматическая тормозная система ГАЗ 3310 обладает передними и задними вентилируемыми дисковыми тормозами, а также грузовик оснащён антиблокировочной системой ABS от немецкой фирмы Knorr-Bremse и гидроусилителем руля.

Трёхместная кабина грузовика ГАЗ 3310 была позаимствована у «Газели». Сиденье водителя регулируемое, что совместно с регулируемой рулевой колонкой создает довольно комфортные условия для управления автомобилем, как в городском ритме движения так и на трассе. Приборная панель грузовика была обновлена и дополнена двумя электрическими манометрами для каждого контура тормозной системы. Комбинация приборов позаимствована у модели ГАЗ 3110, а рулевое колесо то же, что устанавливается в автомобиле ГАЗ «Соболь».

Стоит также отметить, что в рамках VII Международной специализированной выставки «Коммерческий автотранспорт-2006» журналом «Комтранс» проводился конкурс «Лучший коммерческий автомобиль года в России», по итогам которого модель ГАЗ-3310 «Валдай» стала победителем в номинации «Лучший отечественный грузовик».

Производство грузовиков ГАЗ 3310 продолжается и в настоящее время, а к 2010 году производитель планирует выпустить новую модификацию этого автомобиля.